RSS | PDA | Архив   Суббота 25 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

«Истинная ответственность лидеров в свете извечных ценностей» - муфтий

11.06.2015 09:56

Выступление председателя Духовного управления мусульман Российской Федерации муфтия шейха Равиля Гайнутдина на V Съезде лидеров мировых и традиционных религий 10 июня 2015 г. в Астане

 

Ваши превосходительства, господин Президент, многоуважаемый Нурсултан Абишевич, господин генеральный секретарь Организации объединенных наций Пан Ги Мун, уважаемые участники и организаторы V Съезда лидеров мировых и традиционных религий!

 

От имени Духовного управления мусульман Российской Федерации и всего мусульманского сообщества России позвольте приветствовать вас традиционным приветствием ислама: Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху − Мир вам, милость Всевышнего и Его благословение!

 

Прежде всего я адресую всем участникам нашего собрания свои поздравления в связи с 70-летней годовщиной Победы во Второй Мировой войне. В эти дни мы, благодарные потомки воинов-защитников Европы и всего мира от нацистского порабощения, возносим наши молитвы за то, чтобы все люди рождались и жили свободными, уважали права и достоинство других народов, осознавали свою ответственность перед Всевышним Создателем.

 

Современное поколение россиян с благодарностью помнит и чтит подвиг наших братьев из Казахстана и Кыргызстана, сформировавших легендарную Панфиловскую дивизию. Эта дивизия стала символом воинской доблести и героизма в годы Великой Отечественной войны.

 

И сегодня народы России и Казахстана объединяют братство, дружба и общая история. Мы − россияне, с искренней радостью наблюдаем за успехами современного Казахстана и поздравляем его народ с впечатляющим достижениями и не менее прекрасными перспективами.

 

Наши поздравления также лично господину президенту Нурсултану Абишевичу Назарбаеву с переизбранием его на пост главы государства. В год Вашего 75-летия мы молимся о Вас и просим благ от Всевышнего для Вас и Вашего народа!

 

В названии нашей секции «Религиозные и политические лидеры: ответственность перед человечеством» заложены глубокие смыслы, которые позволяют говорить, как минимум, о двух видах ответственности публичных лидеров. Первый из них – это в буквальном смысле «ответственность перед человечеством», перед группой людей с их чаяниями и устремлениями. Такая ответственность не имеет никакого более высокого измерения, но имеет тенденцию скатиться к зависимости от воли людей, от их прихотей. Она вырождается в популизм, в стремление угождать и отвечать злобе дня, а, в конечном счете - в безответственность.

 

Однако имеется ответственность иного рода, и ее нужно мыслить, когда мы говорим об «ответственности перед человечеством». Дело в том, что отвечать перед человеком и человечеством способен тот, кто несёт ответственность за людей перед Богом. Ответственность перед Творцом обосновывает ответственность перед человеком, потому что человек есть творение Господа. Любое иное обоснование ответственности перед людьми обречено на неполноту миссии человека как творения Создателя, ибо оно видит человека в другой перспективе, ставит ответственность в зависимость от государства, нации, личности, класса, идеи или чего-то ещё. Но отвечать можно только перед Тем, Кто единственно заслуживает ответа - и Коран учит нас, что в Судный день мы все будем отвечать перед Богом.

 

Кому-то это рассуждение может показаться слишком отвлеченным, однако уверяю вас, что нет ничего более актуального для религиозных и политических лидеров нашего времени. Дело в том, что XX век, особенно его вторая половина, может быть назван периодом, когда перед человечеством раскрылась бездна свободы. Эта бездна оказалась, на самом деле, бездной своеволия и разнузданности. Русские религиозные мыслители конца XIX – начала XX века, наблюдая за логикой развития либерализма, предвидели это. Особенно много таких предвидений у Фёдора Достоевского и его последователей. Так, крупный российский юрист и мыслитель Анатолий Кони писал в начале XX века: «Европейская цивилизация, отвергнув Христа, открывает хаос свободы. Человек остался один на один с бессильной и бесплодной свободой. Если нет Бога, то всё позволено, нет пределов человеческой воле, нет собственно и преступления».

 

Легко понять, почему человеческое своеволие было возведено в ранг высшей ценности. Невиданные бедствия и трагедии, случившиеся с человечеством в XX веке, заставили максимально расширить и без того довольно широкие границы толерантности и свободы. Но это вторичное расширение оказалось роковым. Теперь мы видим, к чему это привело: к стиранию различия между праведностью и грехом, эрозии гендерной идентичности, легализации однополых партнерств и пр.

 

Какова же ответственность религиозных лидеров перед человечеством в современном контексте? Должны ли они стремиться угодить переменчивой конъюнктуре, проявлять понимание и удовлетворять чаяния людей, в том числе разного рода меньшинств? Если бы мы мыслили ответственность в первом значении из тех, что рассматривались выше, то мы бы сказали: «да». Это означало бы смерть религиозности и праведности, и их замену светской этикой и формальным следованием закону (при этом закон, как известно, вне морали и может меняться в разных направлениях). Однако я убежден, что настоящий религиозный лидер нашего времени должен иметь смелость сказать: «нет». И его подталкивает к этому второе понимание ответственности: мы несем ответственность перед людьми постольку, поскольку мы несем ответственность за них перед Богом. Человеческое в человеке – это не то, что считает таковым сам человек (ведь он может и заблуждаться), а тот промысел о нем, который имеет Бог. И этот промысел тесно связан с представлением о «праведности», как оно дано в религиозных писаниях мира. Я думаю, именно в этом заключается подлинный смысл коранического, и шире – религиозного, гуманизма, который существенно отличается от того типа гуманизма, который был развит некоторыми светскими мыслителями Европы в эпоху Возрождения. Сердцевина человеческого в человеке, замысел о нем Бога – это его благочестие, а все прочее – от лукавого. Коран прямо учит нас этому: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас — наиболее богобоязненный» (49:13).

 

Итак, как могут быть обозначены базовые принципы, на которых должна строиться ответственность современных религиозных лидеров перед человечеством? Я бы выделил следующие: во-первых, ценности той или иной эпохи преходящи, вечные же ценности даны нам в религии; во-вторых, представление о гуманизме, человеческом в человеке должно базироваться на Божьем промысле о человеке; в-третьих, следует занимать твердую позицию в отстаивании религиозного благочестия и морали, нужно говорить прямо и максимально открыто. Повторюсь: все это обосновано вторым пониманием ответственности, когда ответственность перед человечеством мыслится как ответственность за человечество.

 

В заключение отмечу, что эта максима справедлива не только для религиозных лидеров, но и для всех религиозных людей. Коран учит нас, что человек является наместником Бога на земле (2: 30-34). Кроме того, именно на человека была возложена ответственность, после того как Творец пытался возложить ее на небеса, землю и горы, и они отказались нести ее, устрашившись (33: 72). Комментируя этот аят, Абу Хамид аль-Газали обращает внимание на то, что слово «ответственность» (амана) производно от слова «вера» (иман), так что, заключает он, «кто бережен к ответственности перед Аллахом, тому Аллах оберегает его веру». Будем помнить об этом, рассуждая об ответственности.

 

Пользуясь возможностью говорить в этом высоком собрании, хочу обратить ваше внимание на то, что инициатор Саммита, президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев являет собой пример подлинно религиозной, коранически мотивированной ответственности в своей политике.

 

Мы в России особо ценим и уважаем Нурсултана Абишевича как инициатора и архитектора Евразийской интеграции на постсоветском пространстве, как возродителя казахской государственности в новейших условиях, как лидера, который ввел свою страну в такую важную общеисламскую международную структуру, как Организация исламского сотрудничества. Мы ценим его как деятеля, который успешно развивает исламские формы экономики и банкинга, сочетает верность традиционным духовным ценностям и технологическую модернизацию. Важен и его вклад в межрелигиозный диалог во всем мире - о чем свидетельствует сам факт очередного Саммита мировых религий встречи в Астане.

 

Пользуясь присутствием здесь также и генерального секретаря ООН господина Пан Ги Муна, хотел бы высказать мнение о том, что эта ведущая международная организация в последние годы, к сожалению, игнорируется теми мировыми силами, которые проводят свои акции, в том числе насильственные, в обход ООН и в явном противоречии с ее Уставом. Вторжение в Ирак, разгром государственности Ливийской Джамахарии - горькие, трагические факты этого процесса. Кто-то говорит при этом о гибели авторитета и утрате ответственности ООН. Но мы - я уверен - призваны добиться восстановления роли ООН как уникального, найденного после Второй Мировой войны инструмента согласования интересов всех участников международного процесса. Мир не может быть однополярным, а многополярность и взаимную ответственность может обеспечить только ООН.

 

Последнее - из конкретных оценок, которые мне хотелось бы здесь озвучить, касается роли ОИС (Организации исламского сотрудничества). Общеизвестно, что по статистике это вторая после ООН международная структура по числу государств. И поскольку в ней собраны страны-участники и страны-наблюдатели (как Россия, например), которые отстаивают высокие религиозные ценности - ее роль в мировой политике должна повышаться. Как мусульманин и гражданин России, я уверен в огромном позитивном потенциале ОИС, особенно в ее сотрудничестве с ООН. В частности - в возрождении высокой духовной ответственности ООН за баланс в подлинно многополярном мире.

 

Саммит в Астане – важнейшая площадка для встреч ведущих лидеров мировых религий. Его тематика всем нам близка и понятна. Со своей стороны мы также в Москве в декабре 2014 года провели ХХ Международный мусульманский форум по теме «Миссия религии и ответственность ее последователей перед вызовами современности». Собралось более 500 участников из 20 стран мира. Представители Ислама и других мировых религий, государственные высокие лица и учёные. Там же, по инициативе шейха Мухаммада Садыка Мухаммада Юсуфа (да упокоит Аллах его душу!) было решено превратить наш Форум в постоянно действующую дискуссионную площадку, юридически самостоятельную организацию.

 

Интеллектуальной площадкой для всей Уммы и местом диалога с верующими разных религий и людей доброй воли. Мы уже издали первый номер журнала «Минарет Ислама» на четырёх рабочих языках Форума. Скоро откроется сайт. Приглашаю всех вас принять участие в работе следующего 11 Международного мусульманского форума в декабре этого года в Стамбуле. Его темой станет поиск общего в наших религиях и светском гуманизме – ради утверждения в мире традиционных ценностей. Итак, продолжим нашу общую работу.

 

10 июня 2015 года, Астана

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/36770/">ISLAMRF.RU: «Истинная ответственность лидеров в свете извечных ценностей» - муфтий</a>