RSS | PDA | Архив   Четверг 23 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Россия — Азербайджан — Турция: Евразийский проект

17.04.2007 16:02

Во многих руководящих кругах ЕС слишком сильны антиисламские и антитурецкие настроения. Скажем, не далее как месяц назад нижняя палата французского парламента приняла законопроект об уголовном преследовании тех, кто откажется признавать геноцид армян в Османской империи в начале ХХ века. Неприемлемые условия для вхождения в ЕС ставятся перед Турцией и по кипрскому вопросу, и по курдскому, и по целому ряду статей внутреннего законодательства страны. Единственное, о чем не говорится в официальных речах, хотя и подразумевается подспудно, — это отказ турков от своей религии, от Ислама.

  Но и эта тема поднимается, правда — закамуфлированно. Всем известна позиция Ватикана по поводу того, что для принятия Турции в Евросоюз было бы весьма полезным делом повышение статуса Константинопольского патриархата вплоть до предоставления ему статуса международного субъекта. Косвенно вопрос поддержки Ватиканом своего извечного соперника — Вселенского православного патриарха — нашел свое выражение в том, что в совместном заявлении, принятом после встречи папы римского Бенедикта XVI и патриарха Варфоломея, о Турции говорится всего лишь как о «великолепном христианском наследии этой земли, начиная со слов книги Деяний Апостолов об Апостоле языцех св. Павле. На этой земле встретились Евангельское послание и древняя культурная традиция. Эта связь, которая столько внесла в наше общее христианское наследие, остается актуальной и даст в будущем еще больше плодов для распространения Евангелия и для нашего единства».

    Что же может произойти в том случае, если турки окажутся не готовыми выполнять вновь и вновь появляющиеся условия, в которых требуется отказ от «всего личного, от самого себя»? Туркам будет закрыт путь в объединенную Европу, и в этом случае некоторые аналитические круги Евросоюза всерьез опасаются возможности разворота Турции в сторону России. Для начала выясним: каковы прогнозы для нашей страны в вопросе взаимоотношений Анкары и Брюсселя?

    В случае сближения ЕС и Турции, помимо колоссального экономического и политического ущерба, Россия получит не менее мощный удар и в религиозном отношении. Ведь, получив статус международного субъекта (а это рассматривается в качестве одного из символических шагов на пути вступления Турции в ЕС), Константинопольская патриархия просто перестанет считаться с патриархией Московской, выведя из ее подчинения все возможные православные приходы мира. Не будем рассматривать всерьез сценарий, при котором высшая иерархия РПЦ МП готова будет признать главенство Рима. Православно-патриотические круги должны понимать, что единственной реальной силой, способной в положительную сторону повлиять на российско-турецкие взаимоотношения, являются силы исламского возрождения (которые, кстати, могут помочь в становлении межэтнического мира и в Крыму, и в Абхазии, и на Балканах, где ситуация также достаточно непростая).

    В случае реализации взаимного союза Турции и Европы на карте может появиться совершенно иной политический расклад, нежели сейчас (особенно с учетом недавно начавшихся разговоров о возможном начале строительства новой ветки газопровода из Алжира в Европу). Та «газово-энергетическая игла», которая позволяет вести выгодный для России диалог с Европой, окажется никому не нужной, и не в последнюю очередь этому может поспособствовать Турция.

    Таким образом, с совершенно различных позиций ― от экономики и военно-политических связей до неожиданного ракурса в религиозных отношениях — России было бы выгодно максимально переориентировать своего крупного соседа на себя. Однако с учетом крайне сложных взаимоотношений нашей страны с Евросоюзом, с одной стороны, и с НАТО, куда входит и Анкара, с другой, а также учитывая многовековое соперничество Османов и Романовых, сделать это будет не так-то легко. По крайней мере в одиночку. А если попробовать «перетягивать» Турцию не своими лишь силами, а объединившись с ближайшими соседями и союзниками по СНГ — Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном?

    Известно, как в Турции реагируют на идею тюркизма — братства тюркских народов. К сожалению, после распада СССР турки попытались реализовать эту идеологему не в свою пользу, а в интересах дяди Сэма — заокеанского наставника турецкой военщины. Кстати говоря, внимательно анализируя две волны «турецкого нашествия» в 1990-е годы на постсоветское пространство, невольно замечаешь, как сильно первая волна (до середины 1990-х годов), инспирированная проамериканскими тюркскими националистами, ― светская — сильно отличается от второй волны (вторая половина 1990-х годов) ― религиозной, проводимой во многом усилиями происламских правительств этой страны (хотя и зачастую весьма странными методами).

    Коль скоро идею пантюркизма невозможно уничтожить (о чем мечтали российские жандармы еще на рубеже XIX–XX внков), ее надо облагородить и окультурить. И, самое главное, выстроить ее таким образом, чтобы она служила интересам не Анкары или тем более Вашингтона, а интересам простых людей ― граждан Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Киргизстана, Азербайджана, Грузии, Армении, Крыма, Молдавии, Турции и, разумеется, ― Российской Федерации.

    В случае реализации этого Евразийского проекта русскому солдату не придется применять штыки и винтовки, чтобы вымыть свои сапоги в водах южных морей ― хоть и не Индийский океан, но Каспий с Черным морем и восточным Средиземноморьем тоже неплохи. В этом проекте — и «газовый ОПЕК», и подлинный Черноморско-экономический союз, и Организация экономического сотрудничества… Всего-то и требуется руководителям нашего государства ― реально, без идеологических шор, оценить перспективы такого союза, и выстраивать внешнюю и внутреннюю политику страны в соответствии с этими реальными выгодами и конкретными целями.

   Возьмем в качестве примера такого реального союзника Российской Федерации — Азербайджан. В отличие от западноевропейцев или североамериканцев (под которых вынуждены подстраиваться мы — но не наоборот), почти все азербайджанцы прекрасно говорят по-русски, многие неоднократно выезжали в Россию, будучи кровно связанными с ней и узами межнациональных браков, и совместным бизнесом. Русские школы в Азербайджане, невзирая на многие эксцессы в межгосударственных отношениях, никогда не ликвидировались. Странно, что в России почти никто не обращает внимания на этот примечательный факт, в то время как о вытеснении русского языка из школьной и государственной сферы на Украине и в странах Балтии знают почти все. Может, пора уже прекратить истерику, выпячивая в этой трагедии русского народа одни лишь отрицательные стороны, и переключиться на позитивные примеры? А они есть, их немало, и в Азербайджане по отношению к местным русским — в том числе.

    Безусловно, реализация проекта Москва—Баку—Анкара—Астана невозможна без того, чтобы не прекратить волевым порядком ксенофобию и исламофобию в нерусских СМИ России. Азербайджанцы, торгующие на рынках в российских городах, не вытесняют русских торговцев по национальному или расовому признаку, поскольку это прямо противоречит интересам и ментальным особенностям нашего народа. Работа эта не является престижной, требует оперативности и наличия разветвленной сети оптовых и розничных поставщиков и реализаторов. Прибыль рядового торговца, по сути, почти не способствует его личному обогащению, поскольку в значительной степени идет на оплату аренды жилья, торговых помещений, транспорта, а в остатке — по принятой в нашем народе традиции — поступает в семейный очаг в родном Азербайджане. Такова будничная и совершенно неперспективная жизнь обычного мигранта — и неважно, откуда он родом и к какой нации принадлежит: христиане ― югославы, грузины, армяне, как и мусульмане ― азербайджанцы, узбеки, таджики — ведут идентичную жизнь по однообразной схеме.

    Финансовые потоки можно было бы и не переправлять на родину — но только в том случае, если у человека есть другая родина; например — в России. Но проблема современной России в том, что она так и не может определиться — то ли она европейская, то ли евразийская, то ли великая, то ли рядовая, то ли православная, то ли христианско-мусульманская ― страна. Если Российская Федерация, будучи реально многоконфессиональной и многонациональной страной, реально способствовала бы обретению мигрантами второй родины в ее лице, неопределенности в финансовом вопросе можно было бы избежать.

    Используя потенциал национальных общин подобно тому, как это делает Китай в Сингапуре, Индонезии, Малайзии и США, Россия могла бы методом народной дипломатии создать такие связи в Евразии (включая Турцию и страны СНГ), что таможенные, ценовые и культурные барьеры между странами во многом были бы размыты ― разумеется, не в ущерб общегосударственным интересам. И русские, и азербайджанцы, и турки, и казахи, и татары, и узбеки чрезвычайно близки друг к другу в ментальном отношении. А бояться «смешения крови» должны только узколобые и недальновидные изоляционисты. Будь у них возможность, они бы давно перерисовали и портрет Пушкина «на славянский манер», и переделали бы генеалогическое древо Багратиона, и Чингиза Айтматова с Муслимом Магомаевым поставили бы «под запрет». Впрочем, к сожалению, именно в таком русле и развиваются события нашей жизни в последние годы. Неужели прагматические государственные интересы отданы на откуп идеологически зашоренным людям, которые совершенно не знают, где Туркменистан, а где ― Турция, хотя молятся одновременно и на Австрию, и на Австралию? Ждут ли их в Цюрихе, Нью-Йорке и Вене?

    Конечно, покупать футбольные команды, сидя в Лондоне, гораздо проще и интереснее, чем заниматься благоустройством жизни простых людей у себя на родине. И вот, опять возвращаясь к теме Родины, — а есть ли она у тех, кто определяет лицо сегодняшней российской политики?

    В сложном и огромном мире, в котором мы живем, сотни тысяч, миллионы людей не надеются на власть. К счастью или к сожалению, среди них ― и российские азербайджанцы. Они привыкли находить свое место в этом мире сами, иногда — с помощью своих братьев-единоверцев, а в другой раз сами оказывали помощь российским мусульманам. Вместе строили мечети и сунниты, и шииты; вместе торговали на рынках; вместе задумывали до революции 1917 года мусульманскую фракцию в Государственной думе; вместе воевали и вместе праздновали мир. Так было раньше, так будет и сейчас — вне зависимости от того, хотят этого в верхах или нет.

    Однако мы предлагаем все же вылезти из той норы, куда забилась российская политика, сама себя окружив врагами по периметру. Ни Баку, ни Астана, ни Ташкент, ни Бишкек не являются враждебно настроенными по отношению к великой и могучей России ― и это величие, и это могущество признается ее перечисленными соседями. И Баку, и Астана, и Ташкент, и Бишкек могли бы «втянуть» в эту дружбу, в этот союз с Россией и Анкару ― было бы желание в Москве. Первый шаг в этом направлении должен быть сделан Москвой, потому что ее политическое развитие реально определяет дальнейшие колебания ее соседей. И каков должен быть этот первый шаг, мы, даже не будучи политиками, уже сегодня знаем: российским силовикам нужно физически разгромить недоносков-фашистов и их идейных покровителей, которые призывают убивать азербайджанцев, казахов, узбеков и киргизов только за то, что они разговаривают по-своему, живут по-своему и молятся по-своему.

    Турция ― гораздо более европеизированная страна не только в вопросе экономики, но и в этой сфере: там не убивают немцев и русских за то, что они отдыхают по-своему и не понимают по-турецки. Но, возвращаясь к началу нашего разговора: в том-то и дело, что мы не хотим союза Турции с Европой, мы хотим союза Турции с Россией. Должна ли для этого Турция вводить своих скинхедов из числа тюркских националистов, чтобы они избивали туристов в Стамбуле и в Анталье? Или все же Россия должна подняться на новый, цивилизованный уровень мировоззрения, чтобы богатейшая многоцветная палитра всех проживающих в ней народов чувствовала себя крепко, уверенно и совместными усилиями поднимала нашу общую Родину с колен, куда ее опустили «россияне» с лондонской пропиской?

Аналитический центр «Амаль»

(Статья опубликована в газете «Аль-Хаят», № 3)

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/38/">ISLAMRF.RU: Россия — Азербайджан — Турция: Евразийский проект</a>