RSS | PDA | Архив   Суббота 18 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Мусульмане Великобритании и некоторые общемировые проблемы межрелигиозных коммуникаций

17.04.2007 16:04

История британской мусульманской общины насчитывает не одно столетие. Этим британская умма сильно отличается, скажем, от ирландской [1]. Последователи Пророка Мухаммада на Британские острова начали попадать больше тысячи лет назад. Так, были найдены монеты короля Оффа VIII столетия с выгравированными на них словами «La ilaha illa Allah» [2], а на юго-восточном побережье Ирландии была обнаружена брошь IX века с надписью по-арабски: «во имя Аллаха Милостивого и Милосердного» [3]. За долгие века отношений разные культуры, безусловно, проникали одна в другую и взаимодополнялись.

Этому способствовали и имперские амбиции Британии, и особенности Ислама, который, ко времени распространения протестантизма на Британских островах вполне мог выглядеть не просто новинкой, а возвращением к чему-то утраченному. Лишив христианство обрядовой стороны, протестанты продолжали поиски путей обновления. Возврат в католицизм в тот период не мог даже рассматриваться . Поэтому поиск утраченного логично было начать на Востоке. Кроме того, если религиозная экзотика могла привлекать обыкновенных людей, то политикам больше были интересны свои цели – Великобритания один из традиционных геополитических игроков на Ближнем Востоке. Впрочем, все же, не следует абсолютизировать влияние Ислама на умы британцев, каковые попытки можно наблюдать в некоторых работах [4]. До определенного момента его практически вообще-не было, и оно, в любом случае, должно было наталкиваться на английское самосознание, старающееся не допускать настолько коренных перемен. Кроме того, нельзя забывать, что английский монарх – глава вполне определенной церкви.

Тем не менее, сегодня ситуация изменяется, что в значительной степени обсуловлено миграционными процессами.

Сегодня в Британии проживает от 1,5 до 2 млн. мусульман. В некоторых городах страны, таких как Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль и др., приверженцы Ислама составляют десятую часть населения. The Times оценивает число мусульман в Британии в 1,6 миллионов человек. Из них один миллион проживает в Лондоне. При этом половина мусульман родилась в Великобритании, остальные – как правило, выходцы из Пакистана, Бангладеш и стран Ближнего Востока. В настоящее время мусульманское сообщество имеет 13 мест в парламенте. Британские мусульмане располагают рядом информационных органов – как газетами, так и электронными СМИ. В стране около 400 исламских организаций, сотрудничающих с Мусульманским советом Великобритании, и около 1200 мечетей (по другим данным 2 тыс. [5]), множество религиозно-культурных центров [6], сотни медресе, несколько исламских университетов. Мусульмане в этой стране объединены в различные организации, отличающиеся активностью и высоким уровнем профессионализма. Лондон в конце XX в. фактически стал одним из центров исламского мира (по численности мусульман Великобританию из стран Евросоюза опережают только Германия и Франция). Численность и влияние общины растет не только за счет иммигрантов, но и благодаря коренным жителям, принимающим Ислам. Счет таковым идет на тысячи [7]. По некоторым данным, число перешедших в Ислам коренных британцев составляло на 2004 год 14 тысяч человек [8].

Видимо, в Англии ситуация чем-то напоминает то, что происходит на юге Евросоюза. Так, итальянские женщины связывают свою судьбу с выходцами из Сенегала, Туниса и Марокко и переходят в Ислам. Однако такие браки нередко оказываются весьма хрупкими [9]. Про прочность брачных уз среди британцев сказать не могу ничего, но отмечу, что вероятно, здесь могут действовать более или менее общие для большинства европейцев тенденции, а значит численность разводов может быть большой: брак уже не часто рассматривается в Европе как сакральное действие.

В сегодняшнем мире по прежнему слышны отголоски Второй мировой войны, и, так или иначе, большинство событий являются следствиями той катастрофы. А Британия еще и страна с богатейшим колониальным прошлым. Таким образом, причины массовой миграции в Соединенное Королевство пакистанцев и бенгальцев нужно искать еще в колониальных временах. После войны многие солдаты британской армии приезжали на острова и оседали там. Еще во время распада колониальных империй произошло несколько серьезных событий. В частности, разделение алмаза в короне Империи. Все это привело к перемещению массы людей. В 1961 года был принят закон, ограничивающий иммиграцию, но, возможно, он и стал причиной роста мусульманского населения Британии. Обязав мусульман выполнять ряд предписаний, Акт увеличил территорию расселения мусульман и заложил предпосылки создания собственной инфраструктуры (например, начали появляться халяльные магазины) [10].

За азиатами, приезжавшими по экономическим причинам, последовала молодежь новых независимых стран Ближнего Востока, стремившаяся получить престижное образование. В шестидесятых годах в Великобритании началось формирование исламских обществ. Далее они стали появляться одно за другим. В 1962 обозначилась необходимость создания Федерации Исламских Обществ для руководства вновь прибывающими студентами. Началось издание «Islamic Weekly». Тогда же появляются Исламская Миссия и Общество мусульманских студентов, в 1970-м — Союз мусульманских организаций, в 1973-м — Исламский Совет Европы, в 1984-м — «Молодые мусульмане», в 1989 — Исламская Партия, в 1990 — Исламское Общество Британии, и так далее [11].

Растущая мусульманская община, по крайней мере ранее, сталкивалась со случаями дискриминации на религиозной почве. Но принятие в 1976 году закона о расовых отношениях не смогло кардинально решить проблему [12]. Почему – очевидно. Ислам – мировая религия. Ее приверженец может принадлежать к любой этнической группе. Сегодня говорить о дискриминации несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. Эта тема настолько животрепещущая, что слишком велика возможность спекуляций. Но по некоторым статистическим данным общественное мнение склоняется к тому, что и сегодня «члены британского мусульманского меньшинства часто страдают от случаев дискриминации» [13].

Безусловно, это объяснимо. Так, бывший сотрудник советской разведки в Британии, Михаил Любимов, замечает: англичане сегодня, в отличие от времен тридцатилетней давности, не всегда могут понять, почему эмигранты, ставшие гражданами Соединенного Королевства, ведут себя не так как сами британцы. Впрочем, сам же и объясняет, почему так происходит. Люди живут на два дома – не только в родной Англии, но и в США, Франции. Пусть они могут себе это позволить, но природа не терпит пустоты [14]. А дискриминация вызывает ответную реакцию.

Между христианами, мусульманами и иудеями Британии диалог институализировался в 1970-х гг. [15]. Так начались серьезные попытки преодолеть еще один барьер между национальностями. К чему приведут эти попытки – открытый вопрос. Богословские комиссии и встречи религиозных лидеров дают возможность договориться религиозным организациям. Но насколько эти организации контролируют происходящее? Если об исламских обществах Британии так, вероятно, можно сказать, то европейцы, в которых приезжавшие мусульмане с удивлением нашли очень мало религиозных чувств [16], едва ли сочтут нужным во всем прислушиваться к главам церквей. Впрочем, это не означает, что христиане и мусульмане не должны контактировать. Важно отметить, что эти контакты носят и религиозный смысл, и именно он должен являться главным на различных межрелигиозных форумах. Хотя и британская умма не так однозначна. По данным исследователя Э. Масуда (писателя и журналиста, живущего в Лондоне), в Великобритании проживает почти 2 миллиона мусульман, половина из которых младше 25. Прибыли они из таких стран, как Босния, Бангладеш и Нигерия, и разговаривают более чем на 50-ти языках [17]. Молодые люди различных национальностей, говорящие на разных языках, – все это не способствует внутреннему единению сообщества. Однако эту силу можно объединить против общего врага, и здесь таится опасность в первую очередь для самих мусульман, но об этом чуть ниже.

Последователи Ислама столкнулись в Британии и еще с одной проблемой. Англичане иногда с очень большим трудом могли разделить понятия восточное и мусульманское. Случалось, что эти слова превращались для них в синонимы [18]. Но и мусульманин, сталкиваясь с таким непониманием, должен был бы испытывать некоторый дискомфорт. Да, сегодня вышли на первый план проблемы экстремизма и терроризма (в наибольшей степени по политическим причинам), но нельзя совсем отрицать, что в их возникновении сыграло свою роль непонимание в межрелигиозных коммуникациях. Решить эти проблемы можно, по большому счету, двумя способами. Первый – секуляризация и унификация. Второй – это религиозное образование и изучение основ своей веры. Сам межрелигиозный диалог возможен только между людьми, понимающими во что они верят и почему верят. Вероятно, осознавая это, принц Чарльз сказал на открытии нового здания Института высшего образования Маркфилда (институт высшего образования Маркфилда входит в число основных мусульманских учебных заведений Британии, официально готовящих имамов для мечетей страны): «Необходимость приобретения знаний об Исламе никогда не была столь острой, как в наше время» [19]. Возможно, мусульманин не до конца понявший Ислам, может и не повести себя как Саладдин, разрешивший христианским паломникам приезжать в Иерусалим. Позднее, в ноябре 2006 года, находясь с визитом в Пакистане, наследник английского престола вообще заявил, что все мировые проблемы могут быть разрешены посредством следования Исламу, и отметил, что одна из задач высшего образования – это просвещение, которое может помочь людям разных религий понять друг друга [20].

Очевидно, в Европе происходит нечто, что не до конца укладывается в рамки европейского миропонимания. Сегодня можно говорить, что более чем серьезно секуляризованное европейское общество делает все, чтобы религия не заняла своего прежнего места (любая религия, будь то Ислам или христианство). И хотя некоторые авторы пытаются писать о войне креста с полумесяцем, этой войны, как верно замечает диакон Андрей Кураев, не может быть уже хотя бы потому, что Европа отказалась от креста (впрочем, если бы она от него не отказалась, войны бы не было тем более). Поэтому проблема состоит из частей несколько другого характера. Возможно, одной из основных, если не самой основной, является манипулирование различными группами мусульман с политическими целями со стороны кругов далеких от Ислама. Вторая – действительно существующий религиозный пыл мусульманских сообществ Европы.

Вообще, первое работает на выполнение вполне конкретных задач. Задачи эти почти на сто процентов политические. Обращаясь к русскому фольклору – это можно назвать загребанием жара чужими руками. Второе создает общественное мнение в тех странах, где мусульмане все еще меньшинство. Повышенная религиозность – весьма серьезная проблема для сегодняшнего обывательского сознания. Века полуатеистической-полуязыческой пропаганды оказали нужное влияние на среднестатистического человека. Едва ли жесткие столкновения между эмигрантами и коренными европейцами выгодны религиозным лидерам. До тех пор, пока кто-то не начинает стремиться к власти ради самой власти.

Можно было бы предположить, что дальнейшая секуляризация приведет к тому, что религия не будет каким-либо образом влиять на принятие политических решений, но, скорее всего, это будет ошибочным предположением. Хитрость и опасность секуляризационных процессов в том, что отделение христианства от государства, уже произошедшее на Западе, не вытеснило роль религии. Но в том-то и проблема, что на смену прежнему, христианскому сознанию, приходит новое – неоязыческое.

Относительно же манипулирования можно сказать следующее. Слишком большая опасность заключается в том, что замкнутые мусульманские группы, пусть их члены и живут десятилетия (или даже родились!) в Европе, могут воспринимать, да некоторые и воспринимают, ее как некую вражескую цитадель, но отнюдь не родной дом. Ну, а «Карфаген должен быть разрушен». Здесь бы очень к месту пришелся российский опыт. В нашей стране множество религиозных групп и наций живут в мире друг с другом не одно столетие.

В то же время, ни в коем случае нельзя допускать унификации. Да, религии различны, да, люди различаются. Но эти различия создают бОльшую базу для сотрудничества, чем некоторые считают. Новый тоталитаризм, опасность которого столь реальна сегодня, еще неоднократно будет стремиться привести все различия к единому знаменателю. Но этот, по настоящему серьезный вызов современности, как раз и может быть преодолен осознанием уникальности того опыта, которым располагают религиозные и этнические группы. Это не может означать, что необходимо остановиться в развитии, и замереть в достигнутой точке. Как раз напротив, взаимообогащение культур – совершенно естественный процесс. Но без внимательного отношения к истории и ее урокам слишком велика может быть цена, которую придется заплатить за повторные ошибки.

Петр Чуприков

Примечания:

  1. См. П. Б. Чуприков, «Некоторые особенности исламской уммы Ирландской Республики»/ Научный ежеквартальный альманах «Ислам в современном мире», Н.Новгород, Медина, 2006. С. 74-78. Электронный вариант см.: http://www.islamnn.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1413

  2. 1000 Years of Islam in Britain By Farrukh I.Younus. http://www.islamonline.net/English/ArtCulture/2005/12/article04.shtml

  3. The Times: Портрет мусульман Великобритании. http://www.islam.ru/pressclub/smi/eng_mus/

  4. Сотни лет истории Ислама в Великобритании. http://www.islam.ru/pressclub/histori/hiisbrt

  5. там же

  6. http://www.islam.ru/pressclub/smi/eng_mus/

  7. http://www.islam.ru/pressclub/histori/hiisbrt

  8. Islamic Britain lures top people. http://www.timesonline.co.uk/article/0,,2087-1010553,00.html

  9. Число браков между католиками и мусульманами в Италии растет, однако эти союзы недолговечны. http://portal-credo.ru/site/?act=news&id=51012&cf=

  10. Muslims In Britain: Past And Present. http://www.islamfortoday.com/britain.htm

  11. там же

  12. там же

  13. Muslim Statistics. Religious Discrimination. http://www.mcb.org.uk/library/statistics.php#9

  14. М. Любимов, «Гуляния с Чеширским Котом»/ Б.С.Г.-ПРЕСС. М.-2004. С. 535.

  15. http://www.islamfortoday.com/britain.htm

  16. там же

  17. Reporting Islam and Muslim communities in Europe. http://www.britishcouncil.org/az/brussels-europe-british-muslims-launch.htm

  18. http://www.islamfortoday.com/britain.htm

  19. Принц Чарльз: «Мусульманами Британии следует гордиться». Журнал «Al-Daawah» №26, шавваль 1424 г., http://www.islam.ru/pressclub/tema/charls

  20. http://www.regions.ru/news/2023404
Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/39/">ISLAMRF.RU: Мусульмане Великобритании и некоторые общемировые проблемы межрелигиозных коммуникаций</a>