RSS | PDA | Архив   Вторник 19 Март 2024 | 1433 х.
 

Российские мусульмане как проводники коранических идей «золотой середины» на Великом шелковом пути

20.07.2016 17:17

Уважаемый Директор Государственного управления по делам религий КНР господин Ван Дзоан.  Уважаемый Председатель Китайской исламской ассоциации шейх Хилалуддин Чен Гуанюань! Уважаемый Председатель правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР господин Шохрат Закир!

Уважаемые организаторы и участники Международной научно-практической конференции «Золотая середина в Исламе».

 

Я рад сердечно приветствовать вас от имени ваших единоверцев – мусульман Российской Федерации – и молитвенно прошу у Всевышнего, Всемогущего Аллаха всем нам, всем мусульманам Земли и всем людям доброй воли, мира и Его милости и благословения.

 

Ас-саляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху!

 

Наша делегация, представляющая более чем двадцати миллионную Умму российских мусульман, счастлива находиться сегодня на гостеприимной земле Синьцзян-Уйгурского автономного округа – этом древнейшем перекрестке двух великих культур – китайской и тюркской, каждая из которых внесла значительный вклад в развитие всей евразийской цивилизации, а с ней – и цивилизации общемировой. Её крепчайшие связующие нити формировались и упрочивались на протяжении веков в том числе и великим шелковым путем, точнее его двумя грандиозными ветвями – южной и северной. Последняя, важно отметить, в своей значительной части пролегала как раз по территории Исторической России, причем через регионы, населенные преимущественно мусульманами – от Китая вплоть до Скандинавии.

 

И именно они – мусульмане – сыграли важнейшую роль в стимулировании и закреплении интеграционных процессов на основе этого пути, что далеко не случайно! – ведь их религиозное и языковое единство наших мусульман, как ничто другое, способствовало укреплению экономических и культурных взаимосвязей тех обширных регионов Евразии, где они проживали, свято и неизменно руководствуясь великим Призывом Всевышнего Творца, звучащего уже на протяжении более тысячи четырех сотен лет:

?
«О люди! Воистину, Мы создали вас от мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга. Истинно. самый достойный из вас – он самый богобоязненный».

 


«Воистину, каждой общине Мы установили свой Закон и Путь. И, если бы поже¬лал Аллах, то сделал бы вас единой общиной. Но, [Он не сделал этого], дабы испытать вас в дарованном вам. Так соревнуйтесь же меж собою в добрых деяниях».

?

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде». 

 


«Скажи: „ Действуйте! – и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие“».

 

Приведенные выше и подобные им многочисленные аяты Священного Писания отчетливо указывают на то, что цель Коранического Послания, а, следовательно, и всей нашей Богоданной религии заключается в том, чтобы вести человека к счастью в этом ближайшем мире (ад-Дýнья) и в последующем (аль-Ахыра) через Веру и Знание, созидание и развитие, взаимопомощь и честный труд.

 

Любовь ко всем людям и созидательная деятельность, направленная на позитивное развитие всей земной цивилизации, на улучшение жизни каждого человека вне зависимости от его религиозной и национальной принадлежности – всё это является первейшим непременным выражением истинного поклонения Аллаху и фундаментальной заповедью ислама, воспроизведенной в первой статье Исламской декларации прав человека, принятой государствами-членами Организации исламского сотрудничества (ОИС)  в Каире в 1990 году на основе благородного хадиса Пророка Мухаммада (мир ему):

 

 


«Все творения – опекаемые Аллахом дети, и тот более любим Им, от кого больше всего пользы Его опекаемым».


«Тот лучший из людей, от кого больше пользы для людей», – говорил наш любимый Пророк (мир ему).

 

Верность своей Вере и Родине, активная профессиональная и общественная деятельность, уважение к представителям иных культур и мировоззрений стали у наших предков результатом именно этого истинного исламского вероучения и легли в основу ханафитской богословско-правовой школы (мазхаба) ислама, получившей свое распространение и основное развитие как раз в обширном российском макрорегионе.

 

Отличительными чертами этой школы стали рационализм, умеренность, плюрализм, интегральность, толерантность и гуманизм, которые позволили ее последователям, с одной стороны, интегрироваться в различные поликонфессио¬нальные и полиэтнические общества, а, с другой – сохранять в таких обществах приверженность подлинному исламу, неизменно базирующемуся на принципе аль Васатыйя (срединности), далекому от каких бы то не было крайностей: 

 

"Мы сделали вас Общиной срединной, чтобы вы были свидетелями относительно людей, а Посланник был свидетелем относительно вас", – говорит Всевышний Аллах, обращаясь к мусульманам, и они всегда помнили и будут помнить это строгое Божье предупреждение, налагающее на них огромную непосредственную ответственность перед своим Создателем и перед всем человечеством.

 

В свете сказанного становится совершенно очевидным – почему ханафитский мазхаб, которого придерживается большинство российских мусульман, с самого начала своего становления встал на защиту подлинных коранических ценностей от каких бы то не было форм и обличий радикализма, экстремизма и нетерпимости, и, руководствуясь Священным Кораном и благородной Сунной Пророка Мухаммада (мир ему), на протяжении столетий одерживал победу на самом ответственном и самом сложном фронте – фронте идеологическом, спасая тысячи душ и умов от этих страшных недугов и бед и укрепляя мир и стабильность в обществе.

 

Как известно, великий Имам Абу Ханифа (???? ????), непосредственно столкнувшийся с ужасами хариджитского экстремизма, на протяжении всей своей жизни вел с оголтелыми сектантами мужественную полемику, обосно-ванно доказывая несостоятельность и губительность их порочной идеологии.

 

В дальнейшем сотни выдающихся мусульманских богословов Центральной Азии, признанных сегодня классиками ханафитской теологии, среди которых Абу Мансур ал-Матуриди, Абу Джафар ат-Тахави и целая плеяда ученых из Насафа, продолжили дело великого Имама и успешно отстаивали позиции коранической умеренности и  гуманизма. 

 

Сегодня я хотел бы, в частности, специально выделить период ХIХ – начала ХХ вв., когда толерантно-плюралистические установки ханафитского мазхаба получили свое дальнейшее осмысление в трудах мусульманских богословов Центральной России.

 

Живя уже много веков в самом центре поликонфессионального и полиэтнического Российского Государства, в условиях кардинальных социально-экономических перемен, которые несли с собой научные и промышленные революции, наши великие предшественники неизменно ориентировали мусульман на осознание объективного характера этих перемен, призывали их к всестороннему образованию и позитивному, созидательному труду, к сотрудничеству в нем с представителями других народов. 

 

Так, например, Зияэтдин Камали в своем фундаментальном татароязычном труде «Фэльсэфэ исламийа» (Философия ислама), написанного в начале 20 века, подчеркивал, что «исламская религия считает земной мир обителью счастья, в которой приобретается совершенство, необходимое для достижения вечного блаженства, что она предписывает исполнять все, что нужно для продолжения земной жизни, что с самой первой и до последней страницы Священный Коран призывает к приумножению мирских благ, к занятию каким-либо промыслом, что долг каждого – способствовать улучшению жизни друг друга, что ислам призывает относиться ко всему человечеству с любовью и милосердием».

 

Подобные великие гуманистические идеи составляют фундамент работ и других выдающихся мусульманских богословов России – Абдунасыра Курсави, Шихабутдина Марджани, Галимджана Баруди, Ризаэтдина Фахретдина, Мусы Джаруллаха Бигиева, чьи труды до сих пор сохраняют свою популярность во всем тюркоязычном мире.

 

Однако, помимо чисто теоретических теологических концепций, российскими религиозными деятелями прошлого были разработаны еще и практические проекты новой системы мусульманского образования, которые предполагали не только современные методы преподавания религиозных дисциплин, но и включали изучение целого комплекса естественно-гуманитарных наук, а также восточных и европейских языков.

 

В начале прошлого века в таких новометодных медресе нашей страны, как «Мухаммадия» в городе Казани, «Галия» – в г.Уфе, «Хусаиния» – в г.Оренбурге, «Расулия» – в г.Троицке и многих других, было подготовлено целое поколение мусульманских интеллектуалов, занявших впоследствии ведущие позиции не только в религиозной сфере, но и в различных отраслях науки и экономики на всём евразийском пространстве.

 

Среди них необходимо особо отметить выпускника основанного выдающимся российским богословом и будущим муфтием Внутренней России Галимджаном Баруди казанского медресе «Мухаммадия» Бурхана Шахиди, который в 1949 году возглавил правительство Синьцзян-Уйгурского автономного района и в 1955 году Китайскую исламскую ассоциацию.

 

Стоит отметить, что в начале ХХ в. мусульмане – выходцы из России, стояли у истоков распространения среди центральноазиатских единоверцев всеобщего школьного и женского образования, создания консолидированных организаций и благотворитель¬ных обществ, способствовавших социализации мусульман в единые поликонфес¬си¬ональные сообщества. Хорошо известно, что большинство будущей уйгурской интеллигенции получили образование в татарских новометодных мектебах Кульджи и Урумчи, где работали такие выдающиеся российские богословы, как Габдулла Буби и Габдулла Шамсутдинов.

 

Еще одним местом созидательного пересечения российских мусульман со своими китайскими единоверцами стали Шанхай и Харбин. В последнем более ста лет назад татарами была открыта мечеть и школа «Гиният» в честь служившего здесь имама Гиниятуллы Селехметова. Пользуясь случаем, хотел бы выразить глубокую благодарность китайскому народу и Правительству КНР за сохранение уникального исторического здания татарской харбинской мечети и передачи ее верующим в 2002 г.

 

Что же касается настоящего времени, то сегодня мусульманская богословская мысль в России переживает качественно новый этап своего развития. На основе скрупулезного изучения ханафитской традиции и наследия российских богословов прошлого нами – их нынешними духовными учениками и последователями – предложены реалистические решения актуальных современных проблем. 

 

Нами, в частности, была запущена программа «Ханафитское наследие», в рамках которой уже изданы многотысячными тиражами книги по мусульманскому праву и догматике. Две из них – «Ханафитская акида» и «Введение в шариат» были подготовлены мной лично, а рецензентами выступили покойный экс-муфтий Узбекистана Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф (???? ????) и экс-муфтий Казахстана, профессор Абсаттар Дербисали. Мне приятно отметить, что в прошлом году книга «Введение в шариат» была выпущена и на татарском языке под названием «Ш?ригать белемен? кереш», которая, я надеюсь, будет понятна всем тюркоязычным читателям.

 

В методическом сотрудничестве с ведущими российскими научными центрами по изучению ислама, такими как Институт Востоковедения Российской Академии Наук, Институт стран Азии и Африки Московского Государственного Университета имени Ломоносова, Кафедры востоковедения Санкт-Петербургского Государствен¬ного и Казанского Федерального университетов, разрабатываются программы подготовки будущих имамов и учебные пособия, организуются курсы повышения квалификации действующих религиозных деятелей, проводятся международные конференции с участием ведущих мусульманских богословов мира. В рамках данных мероприятий раскрывается величественная картина гуманистического, толерантно-плюралистического учения Священного Корана о религиозном разнообразии, кораническом гуманизме, отношении к иноверцам, формулируются принципы ведения межрелигиозного диалога и подвергаются самому серьезному критическому анализу радикально-экстремистские интерпретации коранических установлений относительно джихада и войны.

 

Глубоко осознавая важность нынешней Конференции в укреплении мира и дружбы между народами на всем евразийском пространстве, в заключение своего выступления я хотел бы сердечно поблагодарить Государственное управление по делам религий КНР и Китайскую исламскую ассоциацию  за отличную организацию нашего Форума, а также выступить с предложением собирать его ежегодно в различных городах стран-участниц Великого шелкового пути и их ближайших соседей. 

 

Учитывая наши давние исторические связи с мусульманами Китая и Центральной Азии, а также тот позитивный опыт развития мусульманского богословия в России, с которым я, конечно же, только вкратце смог рассказать вам сегодня, я с большим удовольствием приглашаю совместно провести второе заседание нашей Конференции в следующем году в России.

 

Только объединив свои усилия и регулярно встречаясь, мы сможем сообща решать общие для наших народов задачи, ибо только в единстве Уммы, по милости Аллаха, залог нашего мирного развития и процветания наших государств.

 

Благодарю за внимание!


20.07.2016 г., г. Урумчи

 

Источник: пресс-служба ДУМ РФ

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/39868/">ISLAMRF.RU: Российские мусульмане как проводники коранических идей «золотой середины» на Великом шелковом пути</a>