RSS | PDA | Архив   Суббота 14 Декабрь 2019 | 1433 х.
 

Там, где природные богатства, там мир переворотов

12.08.2008 16:12

  Случаен ли мавританский августовский путч?

 

Как известно, на прошлой неделе Мавритания столкнулась с очередной насильственной сменой власти. Путчистами, во главе с начальником президентской гвардии генералом Мухаммедом Абдел Азизом, учрежден т.н. "Госсовет" (один из организаторов переворота 2005 г.). Аналитики пока не торопятся с высказыванием выкладок: уж слишком закрытой является информация, связанная с этой страной. Поэтому выдвигающиеся предположения на этот счет могут иметь характер лишь версий, не более. С этой точки зрения попытаемся высказаться и мы.

Хроника планируемого переворота

В феврале нынешнего года портал "ИсламРФ", рассматривая причины имевшего место теракта в отношении израильского посольства в Нуакшоте, совершил краткий экскурс в предшествовашие события(1). В частности, отмечалось, что активизация "переворотных форм" прихода к власти, в т.ч. и в 2005 г., стала фиксироваться после появления у Мавритании нефтяных перспектив (потенциальные запасы углеводородного сырья шельфовых месторождений страны оцениваются почти в 700 млн. т нефти и 30 млрд. куб. м газа).

Весьма симптоматично, что отстраненный от власти президент  в 2007 г. сел в кресло главы страны вследствие первых демократических выборов в Мавритании. И "зачарованные" западные демократии "рекомендовали" арабским режимам брать пример с "исламского образа жизни" африканского образца. Однако, что-то вдруг перестало срабатывать в "мавританском доме". Внезапно произошли теракты: в декабре 2007 г. были убиты четверо французских туристов, а в нынешнем феврале последовал обстрел посольства Израиля. Особой оппозиции у официального Нуакшота не было, поэтому происшедшее можно трактовать как прозвучавший сигнальный звоночек правящему режиму. По всей видимости, адресат сигнал воспринял неадекватно, и последовал очередной "элемент" давления на власти. Под предлогом наличия терактов был отменен знаменитый "автопробег" - ралли Париж-Дакар, т.к. трасса проходит через мавританскую провинцию Адрар (ежегодная прибыль - чуть менее 5 млн долл.). Причем уже определен новый маршрут ралли, что может подвести ряд экспертов к выводу об инициировании терактов лоббистами данного решения. Однако дальнейшее развитие событий в Мавритании свидетельствует, что эта акция являлась лишь звеном в общем дестабилизационном звене вокруг Нуакшота.

В связи с вышеизложенным, можно обратить внимание на тот факт, что в апреле власти арестовали некоего М.У.Хадиба, названного главарем террористов, расстрелявших французских туристов в декабре 2007 г. и рассылавших террористические угрозы в адрес участников именитого ралли. Но не покидает ощущение театрализованности "фактора Хадиба", т.к. незадолго до его интернирования побег из камеры предварительного заключения совершил Саид ульд Сидна, обвиняемый как раз в в причастности к убийству. Значимость происшедшего в том, что во время поисков сбежавшего Сидна, под Нуакшотом произошли столкновения военнослужащих с некоей группой людей, преподнесенных СМИ "исламистами". Возможно, что тем самым президент Сиди Мохамеда Ульда Шейха Абдаллахи демонстрировал внешнему миру неизменность курса страны.

Но, скорее всего, света в конце туннеля ему уже не оставили: еще в марте Нуакшот был "атакован" на экономическом "фронте". Так, со ссылкой на данные ООН, распространение получила информация о нахождении Мавритании на пороге голода. Но четкая адресность "голодных краев" в лице КНДР и Зимбабве позволяет рассматривать неслучайность попадания в "черный список" мавританцев. Не исключено, что наиболее сильно "проштрафились" мавританские власти прокитайскими настроениями. 19 марта МИД страны озвучил поддержку "национального единства и территориальной целостности" Китая; усилия Пекина "во имя защиты общественной стабильности на всей территории Китая, включая Тибетский автономный район"(2). К концу же месяца в Нуакшоте было подписано межправительственное соглашение о технико-экономическом сотрудничестве двух стран, а на переговорах члена Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК Ли Чанчуня с лидерами Мавритании речь шла, пр.всего, о взаимопонимании в энергетической и горнодобывающих сферах (к тому же нуакшотский порт развивается при китайском содействии)..

Дело в том, что, наряду с нефте-газовыми запасами, Мавритания дает свыше 25%(второе место после ЮАР) всей добычи железной руды в Африке.Запасы месторождения в стране оцениваются в 1,95 млрд. т железной руды (еще знаменитый барон Ги де Ротшильд финансировал добычу этого природного богатства в стране). Так, предприятие Guelb el Aouj катарской Industries Qatar планирует построить завод для переработки железорудного сырья в штате Сахаран (продукция должна появиться в 2010 г.). К слову, в апреле 2008 г.  Qatar Petroleum International приобрела у французской Total 20% от доли мавританских участков Taoudenni Ta7 и Ta8. А параллельно Доха и Royal Dutch Shell совместно с PetroChina планируют построить в Китае нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплексы.

Таким образом, не исключено, что именно путь Нуакшота к сближению с Пекином мог вызвать геополитическую "ревность" других мировых держав. Повторим, не исключено. Потому что с полной уверенностью настаивать на какой-либо версии происшедшего в Мавритании, не располагая хотя бы минимумом информации, является неисторичным. Но факт остается фактом. Лидеры Мавритании оказались под прессом, причем как на внешнем, так и на внутреннем фронте.

Внутриполитическое обострение и внешняя реакция

С весны в Нуакшоте начались игры иного ракурса, а именно: инициирование внутриполитического кризиса. В мае Сиди Ульд шейх Абдаллахи назначил премьер-министром генерального секретаря президентской канцелярии Яхию Ульда Ахмеда Вагефа, после чего парламентариям был представлен список членов нового кабинета. 2 июля президент заявил, что в случае очередного вотума недоверия правительству он распустит парламент ("Народное собрание" Мавритании состоит из 95 парламентариев, в связи с чем голоса 48 из них за вотум могли бы иметь законное "звучание"). Но под предлогом отсутствия в списке представителей оппозиции парламент не поддержал состав правительства. Неслучайность парламентского демарша усматривается в унисонном переходе к атаке на официоз в том же июле и "специализированных" внешних структур в лице Amnesty International, призвавшей власти Мавритании обязать сотрудников своих силовых ведомств соблюдать положения международного права. Основой чего являлась фиксация данной организацией фактов задержки со стороны властей ряда выходцев из западно-африканских стран (под прикрытием борьбы с нелегальной миграцией), не выказывавших намерения покинуть страну. 

А за пару суток до переворота правящую партию  «Национальный пакт развития и демократии» покинули около 48 депутатов. После чего и появился указ главы страны об отставке командующих президентской гвардии и армии, обвиненных им в провоцировании политического кризиса. Тем самым, общественное мнение страны очень грамотно было подготовлено к очередному перевороту. Который и был четко осуществлен аккурат спустя три года после предыдущего. Тот факт, что образованный "Госсовет" возглавил один из организаторов военного переворота 2005 г. Мухаммед Абдель Азиз, свидетельствует о "знакомом" почерке. Кроме того, постпутчистский сценарий демонстрирует как бы преемственность с 2005 г. Как и три года назад, захватившие власть обещают "еще больше" приблизить демократию к народу (или народ к демократии?) путем проведения "свободных и прозрачных" президентских выборов. В связи с чем причиной происшедшего организаторы называют необходимость "чуть подправить" курс в интересах жителей. Аналогично рассуждают и депутаты парламента страны, 7 августа призвавшие население выйти на манифестацию в поддержку путчистов, которых они таковыми не считают. В зачитанном на пресс-конференции воззвании избранников народа говорится о поддержке "корректирующего движения", должного "послужить интересам демократии". 

Естественно, мировое сообщество, как и в прошлый раз, осудило военную форму захвата власти. Так, еврокомиссар по гуманитарной помощи Луи Мишель заявил, что в связи с путчем исполнительная власть ЕС может приостановить оказание финансовой помощи Мавритании. Осудил происшедшее и Африканский союз, а ООН призвал восстановить конституционный порядок в стране. Россия назвала насильственное взятие власти "антиконституционным актом". О замораживании помощи Мавритании 7 августа заявил представитель госдепартамента США Гонсало Гальегос: подразумевается сумма свыше 20 млн долл., планировавшаяся Вашингтоном для выделения Нуакшоту в текущем году (15 млн - на программы военного сотрудничества); исключение сделано лишь для продовольственной сферы. Три года назад первичная реакция вашингтонской администрации была аналогичной, но впоследствие оказалась смягченной.

Наверное, первые шаги пришедших к власти в Нуакшоте продемонстрируют, будет ли иметь место смена в целом прозападного курса страны или появятся новые ориентиры. Да и последующая реакция мирового бомонда позволит определить, каким силам был выгоден этот переворот.

АФРИКОМ или…ПЕКИН?

Вполне очевидно, что для ведущих мировых держав африканский континент представляет не меньший геополитический интерес, чем Ближний Восток. Не случайно 6 февраля 2007 г. вашингтонская администрация заявила о создании министерством обороны штаба нового Африканского командования США "АФРИКОМ" (в целях  координации американских интересов в военной сфере и области безопасности на континенте). Со слов американского президента Джорджа Буш, структура должна укрепить "сотрудничество с Африкой в области безопасности...поддержит наши усилия по обеспечению мира и безопасности и достижению наших общих целей"(3). Сроком создания АФРИКОМ было определено 30 сентября 2008 г. Дж. Буш также заявил, что США "будут тесно сотрудничать с нашими африканскими партнерами, чтобы определить подходящее место базирования нового командования в Африке". По всей видимости, именно в целях лоббирования данного решения в феврале нынешнего года он совершил вояж в Африку (второй после 2003 г.). Что характерно, именно в преддверие визита американского президента произошло обострение ситуации в Мавритании и Чаде. Как бы явившись "наглядной агитацией" для жизненности заявления Дж.Буша во время пребывания в Гане: "Командная структура [АФРИКОМ] ориентируется на оказание военной помощи африканским странам, чтобы африканские страны могли лучше справляться с конфликтами в Африке. Например, в области подготовки миротворцев"(4). По мнению аналитиков, одной из целей данной инициативы является перехват Вашингтоном "африканской" инициативы у Пекина.

Довольно «занимательна» сегодняшняя унисонность дестабилизации в Мавритании и Гвинеи-Бисау. Бисау, кстати, также заявлял о приверженности "политике одного Китая". Ну и еще один штрих в плане "антикитайского следа". Время обострения ситуации в этих африканских странах как-то "случайно" совпало с открытием Олимпийских игр в Пекине. Возможно, что через какое-то время Поднебесная все-таки выскажется по ситуации в Мавритании. 

 

1.См. Теймур Атаев. Что стоит за событиями в Нуакшоте (4 февраля)

2.См. "Лесото, Мавритания, Кот-д'Ивуар и Республики Конго поддерживают Китай в борьбе с насильственными преступлениями в Лхасе"

3.Создается новое Африканское командование США

4.Буш объясняет задачи Африканского военного командования

 

Теймур АТАЕВ политолог, Азербайджан

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/3995/">ISLAMRF.RU: Там, где природные богатства, там мир переворотов</a>