RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Корабли НАТО встречают рассвет новой политической эпохи у берегов бывшего грузинского государства

29.08.2008 16:27

  Очевидно, что Россия спутала карты Запада. Впервые оказалось совершенно не важно, кто первым начал и «кто виноват?». Запад знает ответ на этот вопрос. Но думает не об этом, а о том «что делать»? Думает о том, как удержать свои завоевания на постсоветском пространстве и при этом сохранить лицо. Проклятые «русские вопросы» настигли Запад.

 

Ведь именно западными советологами и политологами были запущены механизмы развала СССР двадцать лет назад. Тогда страна сыпалась как карточный домик под натиском парада суверенитетов. Тогда же с равнодушием видавшего виды патологоанатома богатый и благополучный мир холодно взирал на то,  как на огромном пространстве бывшего СССР постепенно угасает нормальная жизнь и оно погружается в хаос. А чего было волноваться? Ведь этот процесс расширял сферы влияния и отвечал интересам самых различных стран. Сегодня уже стало очевидным, что хорошо оплаченный и практически завершенный проект близок к провалу. А Россия ведь, в сущности, никому не угрожала, она лишь сдвинула брови в неодобрении. И это одно неодобрительное движение России сейчас же заставило молодые постсоветские демократии, которые долгие годы ориентировались на кошельки старых демократий, задуматься о своем политическом будущем.

Говорят, что «времена не выбирают, в них живут и умирают». Соседей тоже не выбирают. И чтобы с ними жить, а не умирать  - их нужно уважать. Уважать их силу, их политическую волю, их дух и возможности. Иными словами, Кавказ не Америка, названная так в честь своего первооткрывателя. Грузия называется Грузией, потому что это земля грузин. Абхазия так называется так  потому, что это земля абхазов. Гонять по континенту абхазов, как индейцев невозможно. Им некуда идти: шаг назад – чеченцы, шаг в сторону - сваны  - кавказское малоземелье! Вот это и надо уважать. В свое время великий Тукай сказал: «Мы не уйдем!» Россия это запомнила. И Сталин, относившийся предвзято к мусульманским народам и вынашивавший планы перемещения татар. С тех пор у российского государства нет проблем с татарами. Осетины и абхазы сказали Саакашвили: «Мы не уйдем!» Понял бы он, и не было бы у него сегодня проблем. Он не поверил. Ушли его. Не привыкли народы Кавказа потакать ни малому, ни большому соседу в несправедливости.  Американец этого не поймет, но не грузину забывать об этом.

Говорят, что Россия грубо провоцировала конфликт. Допускаю. Но к навыкам политика относится умение игнорировать провокацию, держать удар, искать дипломатические и политические инструменты снижения напряженности. Но в случае с грузинским президентом как в песне поется: «Даром преподаватели время со мною тратили…».

Говорят, что осетинские ополченцы бесчинствовали в грузинских селах, и только вмешательство Human Watch смогло остановить беспредел. Не верить этому нет оснований. На войне подобного рода, как не жаль, что осетины, что грузины – все одним миром мазаны. Тальонный принцип возмездия  «око за око»  на Кавказе еще никто отменить так и не смог. Ни Бог, ни царь и ни герой, и даже советская власть не смогла. Не шли бы в Цхинвал – не было бы Гори.

Поняв, что Кавказ - особое культурное пространство, и культура войны здесь особая, Запад перестал думать о том «кто виноват?» Возникли фобии. Так чего же боится Запад?

Запад, конечно, боится не распада Грузии, а усиления России и формирования вокруг нее влиятельного и энергичного центра силы. Но что Запад сможет противопоставить его формированию, если он формируется путем  демократического волеизъявления народа? Что сделает Запад, если, к примеру, Приднестровье по плебисциту захочет уйти из Молдовы, или Крым - из Украины? Ничего. Только упрекнуть правительство Молдовы или правительство Украины за то, что за все эти годы они так и не смогли ничего противопоставить этому желанию огромной части своих избирателей. Будет ли воевать Запад за Украину или Молдову? С кем, за что и по какому поводу? С русским Приднестровьем за целостность Молдавии? С многонациональным Крымом за целостность Украины? Из-за иного взгляда на свое политическое будущее у этого населения? А как потом объяснять эти новые войны своему собственному избирателю, если под вопросом справедливость войн в Ираке, Афганистане, Югославии? Ответ, конечно, отрицательный. Воевать Запад не будет не потому, что у него нет на это сил. А потому что нет оснований.

Можно, конечно, снова раскошелиться на «оборону» очередного безответственного правительства. Но эти деньги будут, как всегда, разворованы. В Грузии и Украине уж точно. Можно не сомневаться. Мы своих соседей знаем как самих себя. Мы с их элитами не в Овальном кабинете по Дням благодарения встречаемся. Под видом защиты демократических завоеваний они-то Запад и обанкротят. Думается, что правительства многих европейских стран это уже поняли. Осталось еще только довести это знание до западного налогоплательщика. Доказательства могут быть представлены в изобилии. Одних дворцов по Южному берегу Крыма, построенных для украинской элиты будет достаточно, чтобы шокировать трудолюбивого  западного обывателя, перевернув с ног на голову всю его протестантскую этику. Вот поэтому и стоят в задумчивости корабли опереточной Антанты у берегов бывшего грузинского государства. И пусть стоят! Стоят и смотрят, как наступает новая политическая эпоха постоднополярного мира. Как возникает новый полюс притяжения мировых политических сил - российский.

Что еще может пугать Запад? Запад может пугать то, что новая эпоха запустила механизмы притяжения к окрепшей России тех территорий, которые держались в орбите слабых и нищих молодых государств, подверженных коррупции и произволу некомпетентных и постоянно воюющих между собой элит, лишь на честном слове Запада. Но теперь это слово звучит не так уверенно как двадцать лет назад. Теперь могут случиться и референдумы не только на волне сепаратизма и ирредентизма, но и в отдельных странах, если части бывшего СССР захотят воссоединиться с целым легитимно и в соответствии с демократическими процедурами. Теоретически так может поступить, к примеру, Киргизия. Будет ли это справедливо? По отношению к тому большинству в стране, проголосовавшему некогда против развала Союза, это, безусловно, будет восстановлением исторической справедливости. Ведь всем понятно, что результаты того первого референдума были грубо проигнорированы. Это будет справедливо и по отношению к тому меньшинству, которое проголосовало за развал СССР. Прибалтика ушла и никто ее не зовет обратно, а народ Западной  Украины может потребовать проведения своего плебисцита, после которого, возможно, тоже уйдет в свободное политическое плавание. И вряд ли Россия, как и Запад теперь, сможет и захочет воспрепятствовать этому.  

Сможет ли Запад надавить на эти страны? Нет. Все народы бывшего СССР  - и те, кто сегодня с Россией, и те, кто с Западом - испытали все виды давления и выстрадали право решать сами свою судьбу. И это Запад понимает. Кого теперь упрекать Западу за провал своего геополитического проекта? Смешно и горько наблюдать, как беспомощно делает это Саакашвили в отношении Горбачева. Это к нему были обращены укоризны президента бывшего единого грузинского государства: «Мы, де, от Вас не ожидали, Вы, де, снесли  берлинскую стену, Вы, де, развалили Союз, как же теперь Вы можете быть за развал Грузии? Вот поэтому и может! М.Горбачев видел такие последствия своей политики, каких и Кондолизе Райз не пожелаешь: коллапс собственной страны, криминальные войны, гибель сотен и сотен людей в межэтнических конфликтах, испытал жгучую ненависть многих миллионов сограждан всех национальностей за те последствия, в которые увлекла его доверчивость к Западу. Он потерял власть. А потому сегодня он может позволить себе думать не так, как думает Запад, и говорить не то, что тот хочет слышать. М.Горбачев (как и Э. Шеварднадзе) говорит как о пережитом, что, уходя в суверенное политическое плавание, страна должна планировать и понимать свое политическое будущее. Мало какой народ и мало какая страна, появившаяся на обломках СССР, включая саму Россию, знала свой путь. И каждая проявила за эти годы свой национальный характер и нашла свой политический стиль. Украина выбрала роль буфера, этим и зарабатывает, Молдавия посчитала неэффективным продолжать риторику присоединения к Румынии, Прибалтика, пусть и ограничивает хождение русского языка, но не делает ничего, что было бы хотя бы отдаленно похоже на то, что делают грузины со своими меньшинствами. В странах Средней Азии, где немало территориальных споров и проблем межэтнического толка, давно нет угрозы геноцида какой-либо нации, а для россиян ее нет тем более.

Союзная Белоруссия многие годы терпела критику российских же либералов относительно недемократичности своего режима, но не поддавалась на провокации и не предала общего с российским народом прошлого. Отношение с Россией у этих стран разные, но их отличает от Грузии одно: отсутствие агрессивного национализма в политическом обиходе. Ни одна из этих стран не использовала так зло и беспринципно религиозные и этнические чувства людей. Это политическое табу. Сегодня все правительства хорошо представляют внутриполитические последствия пропаганды этнического превосходства и утверждение своего исключительного права на духовную истину. Все, кроме грузинского руководства. Возможно, там советники президента считают «интернационализм» данью совку, а Грузия выше наследия советской пропаганды. Но совок, товарищи, это тоже инструмент. И он работает!

Раздавленное и полумертвое политическое сообщество стран бывшего СССР преодолевает угрозу бесконечной вечной взаимной неприязни и отчуждения, которые  столько лет воспитывали  советники западных держав, смогло перестроить свои отношения на новых принципах экономического сотрудничества и не упустить главное - память об общей исторической судьбе. И шансы возродить это сообщество на новом уровне модернизации вполне реально. Выходит, что это сообщество может стать сильнее и влиятельнее, чем до развала. Вобрать в свою орбиту весь Большой Восток. И Запад боится именно этого. И ничего больше. И именно этой перспективой запугивает оппозиционные силы, как в России, так и в СНГ. Эти страхи питают риторику новой холодной войны, воскрешают в памяти европейцев неуместные сегодня сравнения с Чехословакией 1968 года, не гнушаются фальсификациями в СМИ сути событий, запугивают русской угрозой обывателя, сеют смуту и растерянность, провоцируют Россию на агрессию устрашающим видом своих кораблей. Но теперь и Россия умеет режиссировать политические спектакли, и ее богатыми декорациями не удивишь. Что же остается военному контингенту НАТО?

 

Ответ очевиден: встречать рассвет новой политической эпохи у берегов бывшего единого и неделимого грузинского государства. Пусть это будет самый мирный и самый романтический рассвет для боевых кораблей НАТО.

 

Галина ХИЗРИЕВА

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-opinions/4276/">ISLAMRF.RU: Корабли НАТО встречают рассвет новой политической эпохи у берегов бывшего грузинского государства</a>