RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Понимание важности момента

07.08.2012 14:41

Нынешнее лето продемонстрировало нам, что пора отпусков не всегда является самым спокойным временем года, а кроме августа-месяца, которому российские журналисты уже создали ауру зловещего для нашей страны периода времени, есть и другие летние месяцы, которые  могут таить не меньшую, а то и большую опасность как для простых граждан, так и для политической элиты нашей страны. В этом отношении мусульманское сообщество этим летом, еще до его окончания может с уверенностью констатировать, что время, в котором мы сейчас находимся, с точки зрения истории, может носить поворотный характер.

 

 

Данное заявление, может быть, и носило бы пафосный и претенциозный характер, если бы не сама жизнь, которая подсказывает нам, что перемены вокруг нас могут идти незаметно, а могут и молниеносно.

 

Громогласными событиями стали покушения на руководство Духовного управления мусульман Республики Татарстан. Серия терактов, которая оборвала жизнь Валиуллы Якупова и чуть не привела к гибели муфтия Илдуса Файзова, может быть рассмотрена с многих позиций и во многих разрезах, которые будут носить не только политический характер.

 

Незаметным до последнего времени являлась деятельность судов Оренбургской области, которые без лишнего шума объявили войну целому пласту исламской богословской мысли, но забыли об этом уведомить самих российских мусульман, которые до недавнего времени не могли и предположить, что книги из числа основных трудов по вероучению ислама, являются орудием экстремистов и враждебными по отношению к России.

 

Третьим событием, вызвавшим серьезную дискуссию в среде мусульманской общественности можно назвать попытку М.Шаймиева установить скульптуру Д.Намдакова в относительной близости от Булгар.

 

Наконец, последним элементом завершения картины можно назвать идею о запрете занятия должностей в ДУМ РТ выпускниками иностранных религиозных вузов, которую законодательно поддержали депутаты Госсовета Татарстана.

 

Казалось бы, события эти вряд ли можно связать друг с другом, слишком уж разные сферы общественной и политической жизни они представляют. Тут вам и борьба с терроризмом и экстремизмом, и попытка государства ввязаться в богословскую полемику (достаточно неуклюжая на первый взгляд), и даже противопоставление позиции отдельного политика мнению мусульманской общественности. Однако, тенденции, которые вырисовываются исходя из вышеперечисленных событий, имеют, в общем, определяющее значение для развития мусульманской уммы России в ближайшей перспективе.

 

Основная и генеральная тенденция, которая угадывается за всеми событиями, которые, по большей части разворачиваются в Татарстане, может быть сформулирована как попытка региональных органов государственной власти создать «государственную религию». В данном случае речь идет не о том, что ислам будет признан в качестве религиозной основы жизни в конкретно взятом субъекте Российской Федерации – этого не допустят федеральные органы власти. Скорее можно говорить, что в Татарстане сегодня предпринимается попытка сформировать такую сферу жизни общества, которая с одной стороны будет иметь направляющее воздействие на население с точки зрения религиозной и моральной составляющей, с другой  - будет полностью подконтрольна органам власти. Основным орудием реализации данной программы, судя по всему, выступает Духовное управление мусульман Республики Татарстан. Хочет этого или нет татарстанская элита, но ситуация развивается именно таким образом.

 

Безусловно, можно сказать, что хоть где-то в России государство реально заботиться о морально-нравственном состоянии граждан. Однако на практике данное стремление уже выливается в создание маленькой мусульманской РПЦ внутри отдельно взятого региона. Аналогия может быть и красивая, но разница между этими организациями, как в политическом, так и в религиозном пространстве весьма значительна. Создание подобного института в рамках Татарстана может иметь самые различные последствия: от реального идеологического раскола внутри уммы, до возникновения практики обслуживания интересов конкретных политических фигур религиозными деятелями. При этом необходимо понимать, что РПЦ во всех отношениях с государством по политическим вопросам ведет себя как субъект политического процесса со своими интересами и целями, а Духовному управлению мусульман Республики Татарстан в рамках региона в любом случае отводится роль приводного ремня.

 

Ко всему этому можно добавить, что контроль над религиозным многообразием в исламе усиливается, а поле для различных идей сужается, что можно наблюдать на примере борьбы с книгами, которая уже изрядно напоминает средневековые практики.

 

Важным следствием данного развития событий может стать серьезное ослабление, если не полная деградация основ института духовного управления. Верующие должны знать, что слово «управление» в заглавии организации не пустой звук. А если понимать, что данный институт лишь обслуживает интересы конкретных политических групп, то каким образом его можно связать с религией, с верой отцов и дедов?

 

Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что ведется атака на молодое поколение мусульман, получивших образование за рубежом. Административное выкашивание этого мощного пласта исламского духовенства, которое способно двигать российский ислам вперед, может не просто усилить кадровый голод в духовных управлениях, может вообще перечеркнуть всю возможность формирования российской исламской богословской школы.

 

В этой ситуации напрашивается довольно печальный вывод о наступлении нового переходного периода в развитии российского ислама, который своими действиями провоцируют отдельные политические игроки. При этом, каким он может выйти из этого периода и будет ли он действительно российским после него, не сможет сказать никто.

 

Данного развития событий можно, безусловно, избежать. В этом отношении очень важна будет позиция руководства России, которое в последние годы оказывало позитивное воздействие на формирование российского мусульманского сообщества. Линия на формирование хотя бы небольшого, но ответственного перед обществом сегмента исламских общественных и религиозных организаций не просто должна быть продолжена – это может стать реальным ответом на многие вызовы современного этапа развития как ислама, так и России. На данный момент слабый гражданский сегмент российского ислама просто не в состоянии аккумулировать все пассионарные элементы российской уммы, хотя их деятельность заметна невооруженным глазом. Формирование такого сегмента стало бы и реальной помощью институту духовного управления, с кем они просто обречены на сотрудничество, так как их цели во многом схожи.

 

Данный подход мог бы стать не просто альтернативой огосударствления ислама, чему больше всего сопротивляются как раз федеральные органы власти, но и смог бы дать новый импульс развития ислама в богословском, общественном, социально-культурном и даже экономическом направлении. При этом этот импульс будет иметь ориентацию на Россию, потому что его создание исходит из внутренних ресурсов России.

 

Необходимо понимать и такую вещь, как важность существующего момента. Экономический кризис, который неумолимо надвигается на нас, требует новых подходов в развитии нашего общества и наиболее активно развивающейся его части - мусульман, которые бы опирались на осознание того, что Россия является домом для мусульман и страной, защищающей мусульман. В этом отношении нужно рассматривать государство не как начальника, а как партнера. Только тогда можно будет преодолеть архаичные стереотипные подходы и политические интриги в отношении мусульманских организаций, которые вредят больше всего самим мусульманам.

 

Илья Рябков, политологIslamRF.Ru

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/23341/">ISLAMRF.RU: Понимание важности момента</a>