RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Адалет Джабиев: Для внедрения исламских финансов в России необходимо политическое решение руководства страны

11.05.2010 09:59

Экономист, управляющий директор Инвестиционно-финансовой компании «Аль-Шамс Капитал», основатель и владелец «Бадр Форте Банка» (1991-2006) Адалет Джабиев поделился в интервью IslamRF.Ru своим видением перспектив внедрения исламского банкинга в России.  

 

Уважаемый Адалет Нуриевич, из информационных материалов II Московского форума «Исламские финансы и инвестиции» 26-27 мая 2010 года, вытекает, что мероприятие будет сфокусировано на вопросах практической реализации исламских финансовых продуктов в России. Могли бы вы по пунктам обозначить, что требуется для того, чтобы в России, к примеру, появился исламский банк. Существует ли такой пошагово разработанный план?

 

Для того, чтобы прилагаемые усилия перешли в практическую плоскость, необходимы, прежде всего, политические решения руководства страны, изменения в законодательстве. Пошагово разработанного плана или Дорожной карты создания исламского банка в России не существует.

 

На ваш взгляд, первый исламский банк, который откроется в России, в каком формате должен работать – с корпоративными клиентами или физическими лицами? Должен он располагаться в Москве или в каком-либо из титульных «мусульманских» регионов, где наблюдается спрос на подобные банковские услуги? Должен ли такой проект позиционировать себя именно как исламский, или предлагать услуги в рамках шариата, но без указания этого в своей «вывеске»?

 

Вы имеете ввиду, что предполагаемый исламский банк будет корпоративным ( т. е. ориентированным только на корпоративных клиентов) или розничным. Или, возможно, тем и другим одновременно. Дело в том, что банк может и должен заключать сделки (договора, контракты)  и с физическими лицами.

 

Тем не менее, на мой взгляд, если такой банк (гипотетически исламский, то есть, лицензированный Центральным банком, как именно исламский банк) существовал бы, то ему следовало бы работать как с юридическими, так и с физическими лицами.

 

Такой банк может располагаться в Москве, так как потребность в услугах или, точнее, в наличии исламских финансовых продуктах есть везде, как в Москве, так и в регионах, как у мусульман, так и у не мусульман.

 

При допущении, что банк лицензирован ЦБ как исламский, пусть называется исламским. Мусульманам и мусульманским организациям не стоит стесняться и/или бояться своей идентичности. Мусульмане именно в рамках своей идентичности, следуя этике, определяемой идентичностью, вносят своей деятельностью важную позитивную лепту в развитие своей страны, обогащая достижениями исламской цивилизации духовную социально-экономическую практику всего российского общества. Исламский банк с «вывеской» и без явился бы прекрасным доказательством открытости исламских ценностей и принципов для всех, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности.

 

На мой взгляд, если такой банк откроется, корпоративные его услуги, скорее всего, будут востребованы всеми, а розничные — преимущественно мусульманами.

 

На первом форуме «Исламские финансы и инвестиции» была принята резолюция из восьми пунктов. Насколько удалось реализовать эти рекомендации?

 

За исключением некоторых результатов, достигнутых в Татарстане, к настоящему времени по резолюции ничего не реализовано. Думаю, без политических решений руководства страны все инициативы «снизу», включая Государственную Думу, будут неэффективными. В Татарстане есть успехи именно потому, что есть политическая воля руководства республики.

 

Разъясните, пожалуйста, какие именно результаты достигнуты в Татарстане и как вы оцениваете их перспективность. Ведь в самом Татарстане есть и скептики исламских финансов.

 

В Татарстане налажено сотрудничество с Исламским банком развития при активном, заинтересованном участии руководства республики, создана совместная структура. Сформировано позитивное общественное мнение об исламских финансах. Сформирован прообраз будущего общереспубликанского шариатского совета, который в будущем мог бы играть важную роль в работе создаваемых исламских финансовых институтов. Постепенно возникают субъекты экономики, стремящиеся организовать свою деятельность в соответствии с исламскими принципами.

 

А скепсис связан, прежде всего, с невозможностью самостоятельно вносить изменения в законодательство, регулирующее банковскую, финансовую и налоговую сферу.

 

Кроме того, скептики считают, пока не без основания, что потенциальным потребителям исламских финансовых, банковских услуг предстоит пройти длительный путь к целостному пониманию исламских принципов экономического поведения, управления ресурсами, активами и обязательствами.

 

На форуме предполагается подробное знакомство с опытом внедрения исламских финансовых инструментов в некоторых неисламских странах. С чем это связано? Насколько этот опыт имеет практическую пользу? Могло бы в России открыться отделение, например, британского исламского банка?

 

Во-первых, этот опыт подтверждает возможность функционирования исламских финансовых институтов в странах, которые принято называть не мусульманскими. Во-вторых, этот опыт имеет огромное значение. Особенно, в преодолении имеющегося в России серьезного сопротивления со стороны определенных властных и не только властных структур. Часто многие из них любят напоминать сторонникам развития исламских финансов в России о том, что «у нас здесь не Лондон».

 

Российское банковское законодательство не разрешает иностранным банкам создавать филиалы, могут быть созданы только дочерние банки. При отсутствии соответствующего законодательства, вряд ли какой-либо зарубежный исламский банк пожелает открыть в России дочерний банк.А просто компании, в том числе финансовые, вполне могут создавать свои дочерние структуры и преодолевать трудности по мере осуществления деятельности.

 

Каково место исламских финансовых проектов в развитии экономических отношений России и исламского мира? Проявляет ли заинтересованность каждая из сторон в развитии партнерства в финансовой сфере?

 

За исключением Татарстана, «исламские финансовые проекты» в развитии экономических отношений России и исламского мира никакого места не занимают. Прежде всего, из-за существующего в России сильного антиисламского, антиарабского лобби.

 

Заинтересованность сторон в развитии отношений в финансовой сфере есть. Но, при этом российская сторона, как правило, прежде всего, имеет ввиду привлечение арабского капитала и не вникает в природу принципов финансирования. Поэтому неоднократно были заявления о создании Российско-Арабского банка. К исламским рынкам капитала интерес возник сравнительно недавно в связи с желанием российских корпораций иметь доступ к имеющейся на тех рынках ликвидности.

 

Наблюдая неадекватное понимание исламских финансов российскими властями, многие страны с развитой исламской финансовой инфраструктурой, крупные исламские финансовые корпорации не настаивают на сотрудничестве, опасаясь быть обвиненными в попытках «исламизации» экономики России или в содействии продвижению исламских ценностей и поддержке мусульманской общины России.

 

IslamRF.Ru

 

Справка:

 

Некоторые нормативные документы, в которые необходимо внести коррективы для возможности развития исламских финансов в России. (Составлено А.Джабиевым)

 

Основные принципы взаимоотношений между заимодавцем и заёмщиком вообще и между кредитной организацией и заёмщиком в частности определены частью 2 Гражданского кодекса, Глава 42. В Параграфе 2 этой главы в статье 819 Кредитный договор в п.1 кредитный договор между банком и заёмщиком однозначно трактуется как процентный формулировкой «заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее». Принцип процентных платежей по кредиту закрепляется также Статьёй 395 «Ответственность за неисполнение денежного обязательства», в которой говорится: «За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств».

 

Федеральный закон N 395-1 «О банках и банковской деятельности» [1] в статье 29 «Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям кредитной организации» предусматривает только принцип процентных платежей при плате за кредит.

 

Банк России в своих нормативных документах строго следует положениям Гражданского Кодекса и Закона о Банках. Документом, подробно описывающим построение взаимоотношений между банком и заёмщиком при кредитовании, является «"Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» N 54-П. Этот документ является самым важным с точки зрения формулирования принципа платы за кредит в форме процентных. Других принципов платы за кредит этот документ не предусматривает. Положение является базовым, оно полностью посвящено кредитованию, на нём строятся положения об учёте кредитов, резервировании, отчётности. Положение практически не менялось с 1998 года.

 

«Положение о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ 26.03.2007 N 302-П) [3] в соответствующих разделах отражает порядок учёта операций по кредитованию, включая учёт процентных платежей, резервов по кредитам и процентам и другие операции. Отдельного рассмотрения с точки зрения исламских финансовых инструментов заслуживает порядок отнесения на прибыль начисленных процентов, что непосредственно влияет на налогооблагаемую базу и величину налога на прибыль кредитной организации.

 

Расчёту резервов по кредитам и процентам посвящены соответствующие разделы «Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" N 254-П [4].

 

Инструментом контроля деятельности кредитных организаций Банком России является обязательная отчётность, регулярно представляемая в территориальные учреждения Банка России. Перечень отчётных форм и порядок их составления регламентированы Указанием ЦБ РФ N 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» [5]. Отчётные формы, отражающие деятельность кредитных организаций по кредитованию клиентов ориентированы на принцип процентных платежей при плате за кредит.

 

В документах, посвящённых оценке результатов деятельности банков Указание ЦБ РФ N 2005-У «Об оценке экономического положения банков» [6] и Указание ЦБ N 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» [7] явно прослеживается тезис о том, что процентные доходы есть единая универсальная характеристика кредитной деятельности банк.

 

Список нормативных  актов, в которых необходимы изменения:

 

1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 27.12.2009) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)

2. "Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" (утв. ЦБ РФ 31.08.1998 N 54-П) (ред. от 27.07.2001) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.09.1998 N 1619)

 

3. "Положение о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. ЦБ РФ 26.03.2007 N 302-П) (ред. от 11.12.2009) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.2007 N 9176)

 

4. "Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности"

(утв.ЦБ РФ 26.03.2004 N 254-П)

(ред. от 04.12.2009)

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.04.2004 N 5774)

5. Указание ЦБ РФ от 12.11.2009 N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2009 N 15615)

6. Указание ЦБ РФ от 30.04.2008 N 2005-У (ред. от 05.08.2009) "Об оценке экономического положения банков" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.2008 N 11755)

7. Указание ЦБ РФ от 16.01.2004 N 1379-У (ред. от 27.10.2009) "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.01.2004 N 5485)

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/expert/12658/">ISLAMRF.RU: Адалет Джабиев: Для внедрения исламских финансов в России необходимо политическое решение руководства страны</a>