Как сохранить мир в Татарстане?
26.10.2012 11:00После операции по обезвреживанию экстремистов, проведенной на окраине Казани 24 октября (накануне Курбан-байрама), вновь ребром был поставлен вопрос о распространенности радикализма в Татарстане. Под звуки освещения этого сюжета по всем каналам, хочется прежде всего задать вопрос, почему не была дана адекватная реакция уже в начале 2000-х гг.?
Радикалы на рубеже веков
Вначале повторю свои идеи, опубликованные в московском журнале «Вестник Евразии» 12 лет назад: «Сентябрьские взрывы жилых домов в Москве и, как их следствие, закрытие медресе «Йолдыз» в Набережных Челнах стали свидетельством того, что религиозно-политическое течение, называемое «ваххабизмом», имеет в Татарстане своих сторонников. Первоначально в Казани предпочитали утверждать, что шакирд этого медресе Денис Сайтаков, предполагаемый соучастник в подготовке московских взрывов, проучился там не более двух месяцев и никоим образом не связан с Татарстаном. Однако в дальнейшем сообщения о подготовке террористов из числа бывших шакирдов «Йолдыз» и Исламского института им. Ризы Фахретдина (Альметьевск) в лагере Хаттаба на территории Чечни, взрывы газопроводов на территории республики, вблизи Кукмора и Шемордана, арест десяти этнических татар, подозревавшихся в их организации, а также объявление в федеральный розыск еще двое подозреваемых татарского происхождения вызвали в Татарстане едва ли не шок. Шоковое состояние еше усилилось, когда в декабре 1999 года — январе 2000 года достоянием общественности стала информация о нескольких планировавшихся террористических актах, исполнителями которых должны были стать татары…
Общество было потрясено и способами действия ваххабитов, радикально отличавшимися от ставших уже привычными в республике. В начале 90-х годов сторонники независимости Татарстана открыто говорили о своих взглядах в средствах массовой информации и на митингах. Пропаганда сторонников исламского государства велась, как правило, в узком кругу, в мечети или на учебных занятиях в медресе». (Цит. по: Хабутдинов А. Ваххабизм в Татарстане: сегодняшняя ситуация в исторической ретроспективе // Вестник Евразии. — 2000. — N 2 (9). См. http://islamrf.ru/news/culture/history/24673/).
К сожалению, в начале 2000-х гг. была выбрана политика замалчивания ситуации. Часть ваххабитов получила поддержку у не слишком разбирающихся в религиозном вопросе чиновников. Этот феномен потом покойный Валиулла-хазрат Якупов назовет «ваххабитским холдингом». На «круглом столе», прошедшем в редакции журнала «Татарстан» на тему «События 19 июля в Казани: до и после» я вспоминал те дни: «В конце 1990-х - начале 2000-х годов под руководством ныне директора института востоковедения РАН Виталия Наумкина в ряде регионов России, в том числе в Татарстане осуществлялась программа мониторинга социально-политической ситуации. Какие тенденции она обнаружила? Первое – что какая-то часть салафитов в Татарстане действительно была неплохо встроена в официальные структуры (это относилось прежде всего к резко разбогатевшему Альметьевску с его Татнефтью, к Нижнекамску). Для этих людей Саудовская Аравия – вполне успешная модель, где, с одной стороны, жесткое автократическое государство контролирует общество, а с другой, есть определенные экономические достижения и бонусы для населения. И при этом каленым железом выжжено наиболее радикальное крыло ваххабитов. На самом деле это не сильно отличалось от модели Татарстана и России 2000-х годов». (См:. До и после // ж. Татарстан.-2012.-№ 9.-С. 12-19).
Что нас ожидает сегодня?
На том же круглом столе я утверждал: «Что касается трудностей социализации салафитов, то тут стоит обратить внимание на следующее. Если помните, после терактов на газопроводе под Кукмором в декабре 1999 года осудили людей, объединенных в радикальную общину… И эти наказанные по всей строгости люди (а всего их по республике несколько сот человек) из ваххабитского состояния вырваться уже не могут. При этом сроки у них сейчас заканчиваются, они выходят на волю. Очень опасно, если для этих людей закроются все легальные каналы и они вновь будут вынуждены скатиться к той или иной форме подполья.
И другая опасность. Посмотрите, что сейчас происходит в Дагестане. Известно, что в терактах там участвуют бизнесмены, управленцы, люди, которые имеют родственников в правоохранительной системе, в администрациях, среди местных топ-менеджеров. Возможности таких людей намного выше, и нам следует не допустить радикализации этого социального сегмента.
Эти два крыла – осужденные в конце 1990-х - 2000-х годах и экономически успешные люди – пока еще не сомкнулись. Если они сомкнутся, это будет уже вполне реальная сила». (См:. До и после // ж. Татарстан.-2012.-№ 9.-С. 12-19).
Но базовые проблемы остаются теми же. Сейчас, как и 12 лет назад: «ваххабизм в Татарстане, наиболее ярко воплощаемый устремлениями и действиями молодых исламских радикалов, является знаменем борьбы против отождествляемого с русскими Российского государства и западного образа жизни. Ваххабизм, как и его предшественники, сплачивает в своих рядах полуобразованных выходцев из городских и сельских низов. Его мощными катализаторами выступают экономический кризис и война в Чечне. Ныне мечеть и медресе стали практически единственным отделенным от криминального мира каналом вертикальной мобильности для сельской молодежи, не имеющей страхующих связей в городах и плохо владеющей русским языком. Любое наступление федерального правительства на достаточно формальный суверенный статус Татарстана воспринимается ею как доказательство бесперспективности переговорного процесса с Москвой, равно как и светской национальной идеологии». См. http://islamrf.ru/news/culture/history/24673/).
Сейчас центром кровопролития в России стал Дагестан, а поездки за рубеж радикальных мусульман продолжались и новом тысячелетии. За последний год появились новые факторы риска: «Фактор «второй перестройки», под знаком которого происходят события последнего года в России, здесь действительно присутствует… нам нужно посмотреть и на сам Татарстан. С одной стороны, последние годы республика демонстрирует заметные успехи. Это не только Универсиада, но и строительство нефтеперерабатывающих заводов, ОЭЗ «Алабуга», Иннополис и многое другое. В глазах многих москвичей Татарстан – это образцово-показательный регион. Это подтвердила и встреча Владимира Путина с Рустамом Миннихановым и жителями республики в Сочи 25 июля (то есть после терактов).
В то же время, в республике есть определенные противоречия между различными группами. Естественно, такие как Удальцов, стараются их использовать и раскачать ситуацию. Поэтому очень важно посмотреть, какие ошибки были допущены внутри Татарстана. Нашей проблемой является то, что у нас нет версии развития нации, государственности, религии, которая была бы привлекательна для молодого городского населения. Возьмите тех же джадидов – они были не идеальны, но для развития трех ключевых компонентов, связанных с автономией территориальной, национально-культурно-образовательной и религиозной, они предъявили абсолютно четкую программу. Сейчас же мы видим в Татарстане четкий вариант технократического развития, в рамках которого молодежи, как это было и во времена Белой революции в Иране, предлагается возможность добиться карьерного роста и роста доходов. Для молодежи 90-х годов, когда многие находились на грани нищеты, это было бы актуально. Нынче же для нового поколения очень важен вопрос смыслов, вопрос самоидентификации… даже у очень умеренных, предельно законопослушных есть запрос на перемены. Это проявилось в Москве, в Питере, в арабском мире. Вопрос в том, чтобы это желание перемен было канализировано. Только через технократизм это, скорее всего, не удастся сделать». (См:. До и после // ж. Татарстан.-2012.-№ 9).
Сегодня крайние силы со всех сторон пытаются раскачать Татарстан: подорвать его имидж, инвестиционную привлекательность, дружбу русских и татар по всей России и в самом Татарстане. Поэтому нам нужно откровенное обсуждение имеющихся проблем на уровне чиновников, политиков, экспертов, всего общества. В 1990-е и 2000-е гг. политикам и простым людям в Москве и Казани удалось договориться. Вероятно, сегодня нам нужен новый общественный Договор, который изолирует экстремистов и провокаторов всех мастей.
Айдар Хабутдинов