RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Борьба за звание «лучшего друга» исламского мира входит в активную фазу

14.05.2015 11:24

«Большая игра» на Ближнем Востоке усложняется с приходом новых игроков. Ситуация требует от России нестандартных оперативных решений.

 

Дела поважнее, чем встреча с Обамой… 

13-14 мая Барак Обама принимает у себя представителей монархий, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Консультации проходят в два этапа – в Вашингтоне и резиденции Обамы Кэмп-Дэвид в штате Мэриленд. Накануне этой встречи шла активная обработка диппредставителей Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Омана, Катара и ОАЭ.

Изначально не было никаких сомнений в том, что в США прибудут именно главы государств. Еще в пятницу пресс-секретарь Белого дома Эрик Шульц сообщил о том, что король Салман ибн Абд аль-Азиз ас-Сауд приедет, чтобы «возобновить консультации по широкому кругу региональных и двусторонних вопросов».

Планировалось, что Барак Обама встретится с ним один на один за день до саммита. Однако чуть позже саудовская сторона предупредила о возможном изменении планов короля, а в субботу изменения были подтверждены. Вместо короля на саммите КСА будут представлять министр внутренних дел, наследный принц Мухаммад бин Наиф и министр обороны принц Мухаммад бин Салман. 

Эр-Рияд объяснил это тем, что присутствие короля Салмана дома сейчас важнее. Как заявил министр иностранных дел Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр, саммит совпадает по времени с пятидневным прекращением огня в Йемене, в течение которого в страну будет доставляться гуманитарная помощь. Кроме того, на эти дни запланировано открытие центра гуманитарной помощи имени короля, где его присутствие необходимо настолько, что это даже важнее, чем встреча с Обамой. Бахрейн в воскресенье также предупредил США о том, что вместо монарха Хамада ибн Иса аль-Халифы на саммит прибудет наследный принц Салман ибн Хамад аль-Халифа.

Ситуацию вряд ли сгладил телефонный разговор короля Салмана с президентом США, во время которого глава королевства извинился за отсутствие на саммите в Вашингтоне и подтвердил полномочия наследного принца Мухаммада бин Наифа и его заместителя Мухаммада бин Салмана. Практически все международные эксперты связали решение Саудовской Аравии с недовольством политикой США в отношении Тегерана, точнее американскими усилиями по заключению соглашения о ядерной программе Ирана.

Не понравились арабским государствам, по словам экспертов, и недавние заявления Барака Обамы в интервью «The New York Times» о том, что союзники США, такие как Саудовская Аравия, должны больше беспокоиться не о внешней угрозе, а о внутренней.

По мнению старшего вице-президента Центра стратегических и международных исследований Джона Альтермана, такой близкий партнер, как Саудовская Аравия, своим решением относительно участия в саммите «фактически заявляет, что у нее есть более интересные занятия, чем встреча с президентом США в Кэмп-Дэвиде. И это всего через пару дней после того, как Белый дом объявил о предстоящей личной встрече этих глав до начала саммита».

Олланд - любимый президент в Персидском заливе?

 

На этом фоне совершенно в другом свете предстал последний визит президента Франции Франсуа Олланда на Ближний Восток. 4 мая он стал почетным гостем Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Первым среди всех западных лидеров с момента основания блока в 1981 году.

«Le Journal du dimanche» назвал вояж «рациональным подходом Франции к региону». А «Atlantico» вообще вышел с материалом, озаглавленным: «Олланд - любимый президент в Персидском заливе». 

У Парижа две ключевые цели. Первая − пользуясь случаем (охлаждение в арабо-американских отношениях), укрепить свои позиции в суннитских странах, которых, как известно, гораздо больше, чем шиитских. «С дипломатической точки зрения, Франция расширяет влияние в регионе, где до настоящего времени доминировали британцы и американцы», - говорит Фредерик Ансель, специалист по международным отношениям из Парижской бизнес-школы и преподаватель парижского Института политических исследований.

Вторая цель − занять новые перспективные рынки сбыта для гражданской и военной техники. В рамках своего визита в Катар Олланд подписал контракт на продажу эмирату 24 французских истребителей Rafale. Сумма сделки оценивается в 6,3 млрд евро. Кроме того, как сказал французский министр иностранных дел Лоран Фабиус, в настоящее время Париж и Эр-Рияд ведут переговоры по ряду экономических проектов, общая стоимость которых оценивается в десятки миллиардов евро.

Страны Залива, со своей стороны, также заинтересованы в новом поставщике высокотехнологичного оружия. Это позволяет им не класть все яйца в одну корзину в условиях изменения политики американцев в отношении Ирана, который является для них всех общим противником.

Своей дружбой с Парижем они также могут выразить Обаме недовольство его внешней политикой. «При худшем варианте развития событий, то есть эскалации с Ираном, речь может идти о прямой военной поддержке. В конце концов, у Франции уже есть в ОАЭ военная база с дюжиной Rafale», - отмечает Ансель.

Выступая в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде Олланд совершенно не случайно отметил, что «главное – чтобы Иран не смог обладать ядерным оружием. По этой причине санкции против Тегерана надо отменять постепенно». 

Франция за последние 2-3 года вообще проявляет небывалую активность на Ближнем Востоке – Ливия, Мали, Сирия. Некоторые специалисты даже заговорили о возвращении Парижа в регион в качестве самостоятельного игрока. 

Есть и другая версия происходящего – конспирологическая. Согласно ей, активность Франции в Заливе, как и прежде в Ливии, Мали и Сирии, координируется и одобрена Вашингтоном. Последний, пойдя на договоренности с Ираном, стремится не выпустить из-под контроля и арабские монархии, для чего не препятствует инициативам Олланда. Иными словами, мы имеем дело с системной стратегией единого Запада, который разыгрывает перед нефтяными шейхами игру в «доброго и злого следователя». 

Как бы там ни было, не вызывает сомнения то, что усложнение ситуации на Большом Ближнем Востоке ставит перед Россией новые вызовы и задачи перед нашей дипломатией. Помимо Парижа, в «Большую игру» включился Китай. Не исключено, что завтра в регион придет Индия, страны Латинской Америки, ЮАР. 

Похоже, что борьба за звание «лучшего друга» исламского мира (т.е. привилегированного партнера) входит в решающую фазу. Чтобы не оказаться в хвосте, нам срочно нужны новые подходы и решения.

 

первый зампред председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов

IslamRF.Ru

Источник: официальный блог Дамира Мухетдинова в ЖЖ

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/36515/">ISLAMRF.RU: Борьба за звание «лучшего друга» исламского мира входит в активную фазу</a>