RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Выступление Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина на II Международной научно-богословской конференции

04.09.2017 15:11

Выступление Председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина на II Международной научно-богословской конференции «Духовный Шелковый путь: Созидание. Интеграция». Казань, 4 сентября 2017 г.

 

Уважаемый президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич!

Глубокоуважаемый государственный советник Республики Татарстан Минтимер Шарипович!


Уважаемый заместитель министра Государственного управления по делам религий Китайской Народной Республики господин Чжан Яньтун!

Достопочтимый брат, Председатель Китайской Исламской ассоциации Хасан Фа Мин!

Мои дорогие коллеги — достопочтимые муфтии и имамы, представители научного сообщества, государственные и общественные деятели, гости и участники конференции!



Я сердечно приветствую вас от имени Совета муфтиев России и Духовного 
управления мусульман Российской Федерации, организаторов II Международной научно-богословской конференции «Духовный Шелковый путь: Созидание. Интеграция» и молитвенно желаю вам мира, милости Всевышнего Аллаха и Его благословения — ас-саламу алейкум ва рахматуллахи тааля ва баракатуху!

Наша сегодняшняя встреча стала продолжением доброй традиции, заложенной по инициативе китайских коллег в прошлом году в городе Урумчи Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китая, где мы вместе с мусульманскими лидерами стран Центральной Азии, учеными-исламоведами и государственными деятелями плодотворно обсуждали вопросы серединного пути в Исламе.

И если Синьцзян-Уйгурский регион Китая есть перекресток двух великих культур — китайской и тюркской, то на земле российского Татарстана, который гостеприимно принимает нас сегодня, пересекаются не менее великие русско-славянская, финно-угорская и тюркская цивилизации, каждая из которых также внесла значительный вклад в развитие евразийских экономических и культурных связей по каналам Великого Шелкового пути.

На протяжении многих веков проживающие здесь татары и русские, марийцы и чуваши, удмурты и башкиры, а также многие другие коренные народы Поволжья и Приуралья вместе жили, работали, строили, помогали друг другу в добре, противостояли злу и вместе защищали свою землю от внешних агрессоров. 

Интегрируясь в единое российское общество и совместно созидая новые достижения во благо своей общей Родины, они при этом сохраняли свои национальные традиции, язык, культуру и веру.
Несомненно, что этот феномен российской цивилизации в целом и российского мусульманства в частности заслуживает особого внимания исследователей. Однако хочу особо подчеркнуть, что мы ни в кой мере не должны говорить об особой форме или специфическом региональном течении ислама, так как, на самом деле, созидание и интеграция — это фундаментальные ценности ислама, предписанные заключительным Божьим посланием всем последователям.


В Священном Коране говорится:

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» (49: 13).

«Воистину, каждой общине Мы установили свой Закон и путь. И, если бы Бог захотел, то сделал бы вас единой общиной. Но [Он не сделал этого], дабы испытать вас в дарованном вам. Так соревнуйтесь же меж собою в добрых деяниях» (5: 48).


«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (5: 2).



«Скажи: „Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие“» (9: 105).


«Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок. Взывайте к Нему со страхом и надеждой. Воистину, милость Аллаха близка к творящим добро» (7: 56).



Дорогие участники конференции!



На этом перекрестке культур и цивилизаций, месте встречи Европы и Азии, в конце ХIХ – начале ХХ вв. появились мусульманские мыслители, впитавшие в себя как богатейшее наследие Востока, так и достижения российской и европейской науки, которые предложили новые формы осмысления вышеупомянутых коранических императивов созидания и интеграции. Так, например, «отец российского мусульманства», как его называли современники, выдающийся крымскотатарский просветитель Исмаил Гаспринский в своем фундаментальном труде «Русское мусульманство» писал об исламе: «Учение, которое имеет догматом любовь к земле, которая кормит, и верность повелителю, который охраняет, не оставляет места отчужденности, обособленности, неприязни…»



А почти полвека спустя другой наш прославленный соотечественник богослов Муса Джаруллах Бигиев в своей знаменитой «Азбуке ислама» писал: «Ислам — это религия действия. Это религия, провозглашающая веру в благотворность человеческой деятельности и ее необходимость... Основой ислама являются следующие одиннадцать пунктов: осуществление наместничества человека на земле, его господство, основанное на знании законов природы, использование им огромных природных богатств всеми возможными путями и способами, обеспечение всех потребностей человека, использование кладовых природы, богатство и благосостояние человека, его экономическая мощь, знания, промышленность, красота и искусство».

Эти мысли и идеи мусульманские просветители России пытались донести и до своих единоверцев в других регионах, воспользовавшись для этих целей древними каналами Великого Шелкового пути. В начале прошлого столетия они отправились в Бухару, Самарканд, Фергану, Шымкент, Ош, Кашгар, Урумчи, Кульджу, Шанхай, Харбин и другие города, где выступали с лекциями и открывали новометодные медресе, в которых вместе с религиозными дисциплинами преподавался русский и другие европейские языки, а также предметы естественно-гуманитарного цикла. 

Именно в этих медресе, как известно, получила образование большая часть интеллектуальной элиты этих регионов.

Хотел бы еще раз напомнить, что многолетний глава правительства Синьцзян-Уйгурского автономного района и Китайской исламской ассоциации Бурхан Шахиди также являлся выпускником основанного выдающимся российским богословом и будущим муфтием Внутренней России Галимджаном Баруди новометодного медресе «Мухаммадия» в Казани.

В связи с этим хотел бы особо отметить, что традиции, прославившие дореволюционную мусульманскую школу нашей страны, — это, в первую очередь, гармоничное сочетание исламского богословия с наукой, умение готовить не только высокообразованные кадры мусульманского духовенства, но и глубокомыслящих мусульманских интеллектуалов, готовых созидать на пользу обществу и в других сферах деятельности.

Надеюсь, что открывающаяся  Болгарская исламская академия станет достойной продолжательницей этих славных отечественных традиций.

Отмечая повышенный интерес к нашей прошлой и настоящей конференциям со стороны религиозных и научных деятелей, органов государственной власти стран-участниц, а также ряда международных организаций, хотел бы обратиться к нашему высокому собранию с предложением расширить формат ее проведения и учредить международный форум «Духовный Шелковый путь», пригласив к участию в нем лидеров всех традиционных конфессий России, Китая, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и других стран Евразии. Уверен, что такая широкая площадка станет еще одним большим шагом к усилению интеграционных и созидательных процессов как внутри наших стран, так и между ними.

Молитвенно желаю всем участникам конференции плодотворной работы и благодарю за внимание!

Аминь!

Источник: пресс-служба СМР

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/42355/">ISLAMRF.RU: Выступление Муфтия Шейха Равиля Гайнутдина на II Международной научно-богословской конференции</a>