RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

2012-й год на пространствах СНГ: год выборов и реформ или год революций?

20.02.2012 11:55

Всемирный экономический кризис способствует поиску решения проблем общества. Ведь если граждане приходят к выводу, что власть имущие не учитывают их интересы, то следуют революции или смещение правительства путем голосования.

В прошлом году первый вариант был опробован в ряде мусульманских государств. Менее известно, что в ряде арабских государств: Иордании, Марокко, и, вероятно, по итогам недавних выборов в Кувейте, правительства меняются в ходе народного голосования. На европейском берегу Средиземноморья в Италии и Греции правительства отправил в отставку парламент. В Испании социалисты потерпели поражение в ходе общенациональных выборов. На пространствах СНГ пропрезидентские партии уменьшили свое представительство, но сохранили доминирование в нижних палатах парламентов России и Казахстана. Наш юго­восточный сосед сохранил своего бессменного президента Нурсултана Назарбаева. Судя по социологическим прогнозам, президентом России также будет не новичок на этом посту.

 
Что нужно странам и людям в эпоху кризиса?

Кажется, существует единство в признании необходимости реформ. Однако оппозиция делает акцент на реформах политических, а правители — на реформах экономических. В конце января — начале февраля последовал ряд программных заявлений председателя правительства Российской Федерации В. В. Путина. Сконцентрируем внимание на освещение им тематики СНГ. 30 января в статье в газете «Ведомости» В. В. Путин указал в ответ на вопрос: «Что надо сделать для решения проблемы капитала? Первое — увеличить размер внутреннего рынка, что сделает его более привлекательным для прямых инвестиций… За последние годы сформированы Таможенный союз, единое экономическое пространство, зона свободной торговли СНГ... Россия последовательно пытается создать единый рынок со своими соседями. Рынок, где проникновение товаров и услуг не встречало бы никаких препятствий, не сталкивалось бы с неопределенностью условий… Большой рынок ЕЭП повысит конкурентоспособность каждой из наших стран — мы исходим из этого». В качестве примера для подражания приводится опыт Казахстана: «Показателен пример соседнего Казахстана… Сейчас эта страна в целом по условиям для бизнеса, согласно оценкам Всемирного банка, занимает 47-е место, тогда как Россия — 120-е. Предлагаю поставить задачу за несколько лет приблизиться к лучшим показателям сопоставимых с нами стран по всем показателям, определяющим комфортность ведения бизнеса».

2 февраля В. В. Путин на инвестиционном форуме «Россия-2012» указал: «С 1 января 2012 года заработало единое экономическое пространство России, Казахстана и Белоруссии… Мы движемся и к другой форме — более глубокой форме интеграции — к Евразийскому союзу. Но уже сегодня общий рынок ЕЭП насчитывает 170 млн человек, а ВВП стран — участниц ЕЭП превышает 3 трлн долларов США. По этому показателю участники ЕЭП потеснили Германию и уступают лишь Соединенным Штатам, Китаю, Индии и Японии». При этом была поставлена цель и показаны механизмы улучшения условий для бизнеса. Председатель правительства России указал: «Нам нужно сделать 100 шагов вперед — подняться со 120-го на 20-е место по уровню ведения, по условиям ведения бизнеса… Сроки подключения к сетям, например, к сетям энергоснабжения, должны сократиться практически в 4 раза. Бухгалтер будет тратить на заполнение налоговой отчетности в 3 раза меньше времени, чем сейчас. Грузовая фура будет пересекать таможню в 7 раз быстрее, чем сейчас. Чтобы получить разрешение на строительство объекта, понадобится в 5 раз меньше времени, чем сейчас, и в 3 раза меньше различных бумаг».

Что же даст людям этот экономический рост? В. В. Путин указывает: «Магистральный путь для изменения структуры экономики и занятости — это создание современных производств и современных, высокотехнологичных, престижных и хорошо оплачиваемых рабочих мест. Вы знаете о наших планах по формированию не менее 25 млн новых рабочих мест в ближайшие 10-15 лет».

Несколькими днями раньше, 27 января, президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев выступил на совместном заседании палат парламента с Посланием народу Казахстана «Социально­экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана». Он указал среди комплекса задач:

«Первое. Занятость казахстанцев. Это создание эффективной системы обучения и содействия в трудоустройстве, содействие развитию предпринимательства на селе, повышение мобильности трудовых ресурсов, приоритетное трудоустройство в центрах экономической активности Казахстана.

Второе. Доступное жилье. В Казахстане будет ежегодно вводиться по 6 миллионов квадратных метров нового жилья. В первую очередь важно решить вопрос об обеспечении собственным жильем более полумиллиона молодых семей. Для решения этой задачи надо довести ввод арендных жилых площадей до 1 миллиона квадратных метров».

Высокооплачиваемая работа и собственное жилье — эти две цели всегда переориентировали молодежь с площадей на рабочие места. Крайне важно, чтобы эти цели были реализованы. Ведь лучше не обещать, чем обещать, но не выполнить.

Митинг на Поклонной горе 4 февраля 2012 г. Фото ИТАР-ТАСС

Революционеры и кто стоит за ними?!

В прошлом году наша газета неоднократно писала о том, что неэффективность режимов арабских стран в обеспечении молодежи квалифицированной высокооплачиваемой работой стала спусковым крючком для революций. Причем мишенью становились президенты, правившие многие годы и ранее обеспечивавшие рост жизненных стандартов населения. Однако долголетняя власть способствует самоуспокоению правителей. При этом сегодня молодежь предъявляет более высокие требования, чем их родители. Начало народных выступлений в прошлом году застало врасплох не только арабских правителей, но и режим в Афинах. И дело тут не в личной смелости. Даже генерал де Голль в 1968 году на сутки покинул Францию в период революционных выступлений. Вопрос стоит в умении обеспечить мир в стране и стабильность режима.

В прошлом году трудные дни пережил Казахстан, традиционно считавшийся одной из наиболее зажиточных и стабильных стран СНГ. Новости о предложениях президента Нурсултана Назарбаева об интеграции на евразийском пространстве внезапно сменились сообщениями о терактах и актах насилия, самыми кровавыми из которых стали события в Жанаозене 16 декабря 2011 года. За ними последовал ряд отставок, и самое главное — мобилизация на решение проблем республики.

Вызывает удивление временная смычка терактов экстремистов, актов насилия в Жанаозене, призывов оппозиционеров о противостоянии режиму и их поддержка со стороны ряда западных структур. Следует отметить, что режим Казахстана, по сравнению с большинством стран СНГ, отличался высокой (возможно, даже чрезмерной) свободой в сфере религии, опытом мирного решения проблем с бастующими (особенно в Караганде) и весьма либеральной политикой в сфере перемещения граждан и свободы информации.

Встреча В. Путина с представителями традиционных религий России. Москва, Данилов монастырь, 08 февраля 2012 г.

Почему же одновременно расширяются контакты стран Европейского союза и США с Узбекистаном, проводящем гораздо более жесткую внутреннюю политику, чем Казахстан? 23 октября 2011 года в Ташкенте госсекретарь США Хиллари Клинтон выразила благодарность президенту Исламу Каримову, «подтвердив готовность своей страны к дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества с Узбекистаном». А уже 22 ноября командующий Центральным командованием Сухопутных войск США генерал­лейтенант Винсент Брукс на встрече с министром обороны Узбекистана генерал­лейтенантом Кабулом Бердиевым договорился о «перераспределении избыточной боевой техники войск США». Действительно, когда стоит вопрос о снабжении воинского контингента под руководством США в Афганистане, можно забыть о прежних претензиях в связи с событиями 2005 года в Андижане и состоянием прав человека в Узбекистане.

Не случайно 4 февраля 2012 года на 48-й Мюнхенской конференции по безопасности министр иностранных дел России Сергей Лавров относительно внутриполитической обстановки в России указал, что демократические процессы в стране должны диктоваться внутренними потребностями, а не советами извне. Глава МИДа заявил: «Темпы и характер демократических процессов в нашей стране будут диктоваться исключительно внутренними потребностями, а не советами извне». Лавров добавил, что Москва не считает оправданным осторожное, даже подозрительное, отношение европейских партнеров к шагам и планам по развитию евразийской интеграции. По его словам, решение России, Белоруссии и Казахстана подать пример углубления интеграционных процессов на постсоветском пространстве направлено «на расширение горизонтов взаимного сотрудничества». Так что народы стран СНГ сами в состоянии разобраться, как им жить и как строить свое будущее… Мы сами хозяева в своем доме!

Дамир МУХЕТДИНОВ, Спецпредставитель СМР по работе со странами СНГ, кандидат политических наук

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/20564/">ISLAMRF.RU: 2012-й год на пространствах СНГ: год выборов и реформ или год революций?</a>