RSS | PDA | Архив   Пятница 19 Апрель 2024 | 1433 х.
 

К вопросу о мусульманском религиозном разводе по инициативе женщины в современных российских реалиях

09.04.2015 12:40

Ислам призывает к справедливости во всем, в том числе и в отношениях между супругами. Иногда так получается, что кроме развода, другого пути для разрешения семейных разногласий не остается, и тогда единственно возможным справедливым решением для этой проблемы может являться только расторжение брака (таляк).

 

Немного о таляке

 

Развод в исламе, как и женитьба, является частью религии. И если человек желает, чтобы его развод с позиции ислама был действительным, то он должен выполнять соответствующие требования нашей религии по отношению к этому вопросу.

 

Многие мусульмане скрупулёзно подходят к вопросу создания семьи (никах) и стараются, чтобы всё соответствовало канонам ислама, но при разводе (таляк) каждый изобретает новые формы и модели расторжения брака, в большинстве своем противоречащие канонам ислама.

 

Необходимо помнить о том, что Всевышний Аллах в Коране приказал пророку Мухаммаду, мир ему, а вслед за ним и всем верующим, разводиться со своими женами только с учетом определенных условий. В Коране сказано:«О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа» (Сура Развод: 1).

 

Поэтому следует помнить, что таляк — это часть религии, а нарушение каких-либо требований ислама при разводе — это такой же грех и ослушание Господа, как и нарушение требований ислама при создании семьи.

 

Ислам не поощряет развод, но и не налагает на него полного запрета. Развод допускается при наличии веских причин, а без этого шариат осуждает распад семьи. Можно сказать, что развод в исламе не правило, а скорее — исключение из него.

 

Учитывая то, что развод является не только личной трагедией для супругов и их детей, но также серьезно задевает чувства родственников супругов и наносит вред стабильности в обществе, ислам строго осуждает неоправданный развод. О запрете причинения вреда в исламе говорится во многих священных текстах. Пророк, мир ему, сказал:«Не причиняйте вред ни себе, ни другим» (Малик, Ахмад и Ибн Маджа).

 

Поэтому ислам для сохранения семьи требует от супругов и общества выполнения определенных профилактических мер и просит убедиться в использовании всех узаконенных способов для урегулирования конфликта внутри семьи, не допуская распада семьи. Начиная от старания супругов найти между собой общий язык, кончая вмешательством третейских судей из числа их родственников или доверенных лиц, нужно стараться решить проблему без принятия крайних мер. Всевышний Аллах в Коране сказал: «Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» (Сура Женщины: 19).

 

Также в Коране сказано: «Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из её семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им» (Сура Женщины: 34).

 

Но если ничего не получается сделать, и конфронтация в семейных отношениях только растет, то в таком случае развод будет угодным Аллаху. Всевышний Аллах в Коране сказал: «Если они расстанутся, то Аллах обогатит каждого из них из своей милости» (Сура Женщины: 130).

 

Из всего вышеупомянутого вытекает, что развод в исламе узаконен, но к нему прибегают только в исключительных случаях, как к крайней и вынужденной мере при решении серьезных семейных проблем и разногласий.

 

Кто может совершать развод?

 

Если говорить о том, кто именно может расторгнуть брак, то в основе своей это прерогатива мужа. Как глава семьи мужчина несет за нее ответственность перед Аллахом, в том числе и за ее распад. Поэтому данное право для мужчины не столько преимущество, сколько ответственность и залог. Но это не означает, что у женщины нет права требовать от мужа развод. В исламе существует немало случаев, когда женщина может выступать в роли инициатора расторжения брачного договора.

 

Указанием на то, что обычно супруг объявляет жене развод и несет первостепенную ответственность за окончание семейной жизни, служат многие аяты и хадисы. К примеру, можно привести вышеупомянутый аят из Корана, в котором Всевышний сказал: «О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа» (Сура Развод: 1). Как видно из аята, развод женам дают именно мужчины.

 

Также в хадисе Пророка, мир ему и благословение Аллаха, сказано: «Право на развод принадлежит только мужу» (Ибн Маджа и Ад-Даракутни). Это значит, что в семейном союзе, в котором Господь распределил обязанности между супругами, преимущественное право на принятие решения о разводе принадлежит мужу.

 

И с этим не поспоришь, ведь по материальным обязанностям в семье и физиологическим особенностям мужчина и женщина отличаются друг от друга. Одним из таких отличий в сфере материальных обязанностей, например, являются расходы, связанные с созданием семьи, которые ложатся только на мужа. А с точки зрения физиологии известно, что мужчина и женщина по-разному оценивают ситуацию при принятии решения. Женщина обычно прислушивается к эмоциям, а мужчина больше думает о последствиях. А быть семье или нет — одно из судьбоносных решений, которое принимает мужчина, как глава семьи.

 

Но в определенных ситуациях женщина тоже имеет право требовать расторжение брака. Ради защиты её чести и достоинства, шариат во многих случаях узаконил право женщины на инициирование развода. Если у мужчины при необходимости есть право на таляк, то у женщины есть право в случае надобности, напрямую или через третье лицо, требовать от мужа расторжение брака.

 

Случаи, когда брак расторгается по инициативе женщины:

 

1. Аль-хуль — отдельный вид расторжения брака, в котором инициатором выступает именно жена. Он предполагает, что в определенных случаях женщина, не желающая жить со своим мужем, может потребовать завершения семейных отношений между ними. И подобно тому, как от мужа требуются при разводе серьезные аргументы, так и при совершении хуль’а у женщины должны быть веские причины, иначе они оба перед Всевышним будут грешниками. К таким серьезным причинам для требования хуль’а можно отнести сильную неприязнь женщины к своему супругу по причине его дурного характера, внешнего вида, слабого здоровья и т. д.

 

Суть этого вида расторжения брака заключается в том, что женщина, настаивающая на разводе, должна вернуть своему мужу свадебный дар (махр), который он на основе брачного договора дарил ей ранее. Если этот дар еще не был передан, то желающая развода женщина должна отказаться от него. В Коране сказано: «И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод» (Сура Корова: 229).

 

Возврат свадебного дара (махр) демонстрирует аэмоциональность желания женщины и ее твердую решимость пойти на развод со своим супругом. Возвращение свадебного дара (махр) также предоставляет возможность мужчине новой женитьбы, расходы на которую, как это уже было отмечено выше, полностью ложатся на него.

 

Получив от жены назад свадебный дар (махр), муж обязательно должен дать жене один развод (таляк). Однажды к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришла жена Сабита бин Кайса бин Шаммаса и сказала: «О Посланник Аллаха, я не порицаю Сабита бин Кайса ни за его характер, ни (за его отношение к) религии, однако, (будучи мусульманкой,) я не хочу (придерживаться обычаев) неверия в исламе!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил её: «Вернёшь ли ты ему его сад?» Она сказала: «Да». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал её мужу: «Прими (от неё свой) сад и дай ей (первый) развод!» (Аль-Бухари).

 

В тоже время необходимо отметить, что шариат запрещает мужчинам ради возврата свадебного дара под разными предлогами вынуждать женщин к требованию развода (хуль’а). В Коране сказано: «О те, которые уверовали! Вам не дозволено наследовать женщин против их воли. Не чините им препятствия, чтобы унести часть брачного дара, который вы им дали, если только они не совершили явной мерзости (Сура Женщины: 19).

 

Однако среди мусульманских правоведов существует разногласие относительно права мужа требовать больше того, что он дарил ей при женитьбе. По мнению большинства богословов, муж может требовать больше, того что давал жене в качестве свадебного дара (махр), при условии, что этот излишек не будет специально завышен с целью отказа ей в расторжении брака. Ученые оправдывают право мужа на получение компенсации сверх того, что он дарил ей, тем, что из-за развода с ней он мог понести дополнительные убытки. Но некоторые ученые запрещают супругу брать больше того свадебного дара (махр), который он вручал супруге при женитьбе.

 

Следует отметить, что в современных российских реалиях многие мусульмане не знают о наличии такого вида расторжения брачного договора в исламе, и поэтому некоторые мужчины ведут себя, мягко говоря, немного несправедливо к своим женам, полагая, что у женщин нет права на требование развода.

 

Также многие мусульмане и мусульманки не знают о различных установлениях, связанных с хуль’ом, который в некоторых вопросах существенно отличается от обычного развода таляк. Например, развод, совершенный во время месячных или в чистый период, в течение которого между супругами была интимная близость, считается греховным действием, в отличие от того случая, когда женщина инициирует хуль», в котором нет надобности в выборе определенного времени для этого действия. Объясняется это тем, что в данном случае женщина сама добивается развода, и соответственно быстрое расторжение брака её беспокоит больше, чем срок идды, которое может затянуться из-за расторжения брачного союза посредством хуль’а.

 

В этой связи хочется посоветовать верующим побольше изучать свою религию, чтобы они смогли избежать совершения ошибок в религии и стали причиной для оказания помощи другим людям в поиске выхода из затруднительных положений.

 

Если мужчина не будет признавать право женщины на хуль", то она может обратиться к муфтию или имаму мечети с тем, чтобы религиозный деятель разъяснил мужчине права женщины в исламе.

 

2. Тафвид. Как было упомянуто выше, развод в исламе является прерогативой мужа, но по исламу мужчина при желании может передать это право своей жене, и она сама может решать, оставаться с ним в браке или расторгнуть брачный договор. Такая передача права на развод называется тафвид. В Священном Коране сказано: «О Пророк! Скажи своим женам: «Если вы желаете мирской жизни и ее украшений, то придите, и я наделю вас благами и отпущу красиво. Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника и Последнюю жизнь, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду» (Сура Союзники: 28–29). Как сказано в достоверных хадисах, после ниспослания этих аятов Пророк, мир ему и благословение Аллаха, предложил своим женам выбор в вопросе сохранения брака с ним.

 

Согласно мнению большинства мусульманских правоведов жена должна воспользоваться тафвидом на месте передачи этого права, если же они разойдутся с этого места до того, как она примет решение развестись, то предоставленная возможность теряет свою силу.

 

3. ТафрикК сожалению, бывают такие случаи, когда мужчина по разным причинам не выполняет свои супружеские обязанности или несправедливо относится к своей супруге, и при этом сам не меняется в лучшую сторону и не желает разрыва брачных уз. В таких случаях женщина может обратиться к мусульманскому судье, чтобы он заставил мужа выполнять свои обязанности или приказал ему развестись с ней.

 

Если муж не желает исправляться и не дает жене развод, то судья в одностороннем порядке от имени религии может развести их. Все это происходит именно по инициативе жены. Такой вид развода называется тафрик, то есть расторжение брака в судебном порядке. И если в случае хуль’а или тафвида женщина может обойтись без чужого вмешательства, то при тафрике обязательно нужно привлекать третье лицо.

 

В условиях нашей страны женщина может обратиться к муфтию (имаму или алиму), чтобы он посоветовал её мужу выполнять свои супружеские обязанности или развестись с ней. Но с учетом современных российских реалий у этих религиозных деятелей нет права заставить мужчину развестись со своей женой. В светской стране советы мусульманских ученых и их обращения к верующим носят рекомендательный характер, и максимум они по назначению могут выполнять роль третейских судей, решения которых исполняются спорящими сторонами добровольно.

 

Ниже мы более подробно рассмотрим ситуации, когда женщина, путем привлечения авторитетного религиозного деятеля, может инициировать развод со своим мужем, когда тот не выполняет свои супружеские обязанности:

 

— Выявление у мужа болезни, при которой семейная жизнь для жены будет очень сложной. По мнению большинства правоведов, при выявлении серьезных заболеваний у мужа, таких как бесплодие, половое бессилие, проказа и т. п., жена имеет право обратиться к судье с тем, чтобы он дал ход бракоразводному процессу и помог ей развестись с больным супругом.

 

— Оставление жены без материального обеспечения или отказ от него. По мнению большинства правоведов, не считая ученых ханафитского мазхаба, оставление жены мужем без материального обеспечения или отказ от него дает ей право требовать от судьи вмешательства для получения развода. По ханафитскому мазхабу, в случае нарушения материальных прав жены, судья не требует от такого мужа расторжение брака, а находит разные варианты для принуждения мужчины материально обеспечивать свою жену.

 

— Долгое отсутствие мужа. Если мужчина своим долгим отсутствием причиняет жене серьезный вред, или она боится совершения греха, то, по мнению многих ученых, она может обратиться к судье с просьбой помочь ей с разводом. К этому можно отнести долгое отсутствие мужа по причине его отбытия в другое место без согласия жены или нахождение под арестом. Сроки отсутствия у разных ученых отличаются от полугода до трех лет. А если муж пропал без вести, то по прошествии четырех лет она может начать процесс расторжения брака.

 

— Плохое отношение к жене. По мнению ученых маликитского и ханбалитского мазхабов, женщина может потребовать развод, если муж периодически унижает или оскорбляет её, сильно бьет или принуждает к совершению запрещенных исламом поступков.

 

Это краткое изложение основных случаев, когда женщина может инициировать развод. Из всего этого можно резюмировать, что в исламе преимущественное право на развод принадлежит мужу, но это вовсе не означает, что женщина не может инициировать развод, как было видно при разборе вышеупомянутых ситуаций. В некоторых случаях супруги могут решить вопрос с разводом самостоятельно, а в некоторых других это не решается без вмешательства мусульманского судьи, а в современных российских условиях его заменяет знающий и авторитетный религиозный деятель, советы которого носят рекомендательный характер.

 

Магомедбасир Гасанов

Доктор шариатских наук

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/36344/">ISLAMRF.RU: К вопросу о мусульманском религиозном разводе по инициативе женщины в современных российских реалиях</a>