RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Книга­-памятник татарского каллиграфа Кавама Зульфакарова о Мавлиде

25.04.2007 16:32

Образ великого Пророка Мухаммада в многочисленных поэтических и прозаических произведениях.

    Дореволюционная татарская литература была всецело пропитана идеями, философией и нравственностью Ислама. Вполне закономерно, что образ великого Пророка Мухаммада широко отражен в многочисленных поэтических и прозаических произведениях. В них подробно описаны жизнь Пророка от самого рождения до смерти, его роль в распространении Ислама, истории его сражений, сподвижники и все, что было с ним связано.

Кроме того, довольно широко были распространены и другие разножанровые произведения меньшего объема, описывающие отдельные крупные события его жизни, такие, например, как его джихад (борьба за установление религии), мирадж (вознесение на небо) и различные чудеса.

     Совершенно особый интерес для нас представляет литографическое издание Кавама Зульфакарова, составленное и написанное собственноручно самим автором. Эта книга, изданная в 1910 году и состоящая из 64 страниц, посвящена рождению Пророка и самому празднику Мавлид. Она отличается художественным оформлением и неповторимым внешним видом. Особенно привлекает внимание и даже удивляет вариант этой книги, отпечатанный «золотыми» буквами и черным орнаментом.

    Кавам кари (то есть читающий Коран наизусть) Зульфакаров (1870–1921) родился в селе Тогелбай нынешнего Алкеевского района Республики Татарстан. Он каллиграф, переписчик книг и один из первых фотографов (!) среди татар. После окончания медресе «Мухаммадия» в Казани остался жить в городе. Обладал разносторонними талантами: рисовал шамаили (религиозные картины) и занимался художественным оформлением шэжэрэ (родословных древ, рисованых генеалогических таблиц в виде дерева). Также он известен и как составитель «Самоучителя по каллиграфии».

    В книгу Зульфакарова «Мавлиду­н­Наби» включены прозаические и поэтические произведения различных авторов. Она открывается вступительной статьей имам­хатыба 5­й Соборной мечети, редактора журнала «Ад­дин ва­ль­адаб» («Религия и нравственность») (1906–1917 гг.) и ректора медресе «Мухаммадия» Галимджана Баруди. В конце статьи Кавам кари указывает автора и дает ссылку на источник — журнал «Ад­дин ва аль­адаб».

    Далее следует глава, где описывается облик Пророка Мухаммада, а также его личностные качества. Продолжением служит глава с упоминанием родословной и перечислением ее членов. В отличие от предыдущей главы, она написана в стихотворной форме.

    Потом автор приводит рассказ, также в поэтической форме, о молодом человеке, который устроил праздник с помощью одного флорина (денежная единица, золотая монета), доставшегося ему по наследству — в честь дня рождения Пророка, празднование которого он увидел во сне.

     Продолжая, автор поместил стихотворение некоего турецкого поэта из Стамбула, переведенное на татарский язык. В нем звучит приглашение к празднику Дня рождения Пророка.

     Далее следует ода, начинающаяся с «Бисмилла» и прославляющая существование, восхваляющая величие и единство Всевышнего.

    Повествование продолжается упоминанием первых пророков и того света, который был присущ им по воле Аллаха, а также об отражении этого света в Пророке Мухаммаде. Далее следуют описания матери Мухаммада Амины, самого рождения Пророка, а также описание странных событий и чудес, сопровождавших его рождение. В конце стихотворения рекомендуется встать и произнести приветственную речь «Марха­ба!» («Да здравствует!») по случаю рождения Посланника Аллаха. Далее описывается состояние матери Пророка Ами­ны после родов, чудеса, сотворенные грудным младенцем, а также знаменательные события, происходившие у других народов в это время.

     Потом приводится молитва, читающаяся после прочтения касыды «Мавлиду­н­Наби». После молитвы приведено стихотворение на арабском языке, в котором говорится о чудесах Пророка.

    Стихотворение продолжается произведением «Вайс Аль­Карани», переведенным с арабского языка и читающимся специальным напевом.

    Далее следует лирическое стихотворение, посвященное Пророку Мухаммаду, пропитанное глубоким уважением к нему и любовью. Автор произведения не указан.

    Затем идет объемное поэтическое сочинение, призывающее к мусульманской нравственности, — оно так и называется «Нравственность». (Известно о существовании экземпляра этого стихотворения в форме шамаиля, написанного К. Зульфакаровым.)

    Для привлечения внимания читателя, пробуждения его волнения и интереса в конце книги автор приводит произведение с драматическим сюжетом «Кугарчен дастаны» («Поэма о голубе»). Читатель вновь убеждается в великодушии Пророка, крепости его духа и умении стоять на своем слове.

    Книга завершается коротким стихотворным произведением «Нигъмату­н­Набийу­л­Карим» («Дары щедрого Пророка»). В самом конце автор указывает свое имя.

    Как видно из вышесказанного, Кавам Зульфакаров в этой книге акцентирует внимание на одном важном событии — самом рождении и праздновании дня рождения Пророка Мухаммада. Итак, книга, вобрав стихотворные произведения различных размеров с разнообразием рифм и переплетенная с прозаическими комментариями и рекомендациями, является своего рода пособием для празднования дня рождения Пророка.

     Уникальность и привлекательность ей добавляют взятые для оформления изысканные стили каллиграфического письма — в основном это «насх» и «сульс». Яркость и оригинальность всего издания во многом зависят именно от этого.

 ***

    Предлагаем вашему вниманию перевод двух прозаических произведений из начальной главы книги:

1. Несколько слов о празднике «Мавлиду­н­Наби» («Рождение Пророка»).

    Подробности празднования дня рождения Пророка Мухаммада — такие, как кормление обездоленных и нищих, подача милостыни, чтение касыд, повествующих о рождении и жизни Посланника Аллаха в древние времена, — на арабском и турецком языках до нас не дошли в полной мере. Однако известно празднование в VI веке по Хиджре (по христианскому летоисчислению — XIII век) щедрым правителем иранской провинции Эрбиль Музаффаром Абу­Саидом Кок­Бори Ибн Али Ибн Биктагином дня его рождения, в знак большой любви к Пророку. Правитель прославился тем, что по его приказу устраивался пир для многих жителей провинции и читалась касыда «Мавлид Шариф» («Благородное Рождение»). Каждый год в этот праздник собирались ученые, суфии и нищие для проведения пышных торжеств, во время которых зачитывались восхваляющие Пророка касыды, а ученым и суфиям по приказу правителя даровались лучшие одеяния. В общей сложности правитель каждый год на торжества тратил по 300 тысяч золотых монет, тем самым радуя многих нищих, деятелей науки и выражая почтение умме Пророка.

    В книге Хафиза Ибн Рад­жаба «Латаифу­ль­магариф» («Прелести просвещения») приведен хадис, где говорится о том, что держание поста в понедельник является своего рода признанием благодарности празднику «Мавлид Шариф». По легендам, приведенным в книге «Китаб Муслим» Муслима Бухари, а также Абу Катады, когда Пророка спросили о смысле поста в понедельник, он ответил: «Залика йауму валадати ва анзалат ‘ала фихи набавату» («В этот день недели родился я, и в этот день недели мне было ниспослано пророчество». Пророк Мухаммад посчитал нужным отмечать день его рождения и день ниспослания ему пророчества отдельным праздником, видимо, для того, чтобы его народ помнил о даре, ниспосланном ему Аллахом.

    Следуя этой мысли, празднование дня его рождения по правилам шариата считается благим деянием, и правильным в 11–12­й дни месяца Рабиу­ль­авваль. Кроме повествований Хафиза Ибн Раджаба, Муслима Бухари и Абу Катады, существуют и другие источники, и авторы­ученые и знатоки в области исламской юриспруденции, такие как Суюти, Гаскалани, Касталани, доказывающие на примерах благородных хадисов правильность и надобность, а также дающие фетву (разрешение) на празднование дня рождения Пророка. Тот, кто нуждается в источниках, более подробно описывающих это событие, может обратиться к книге «Хожжату­л­лахи ала­л­аламин фи мугджизати саиди­л­мурсалин» («Доказательство Всевышнего миру о чудесах Своего Посланника») Исмаила Набахани.

    Да дарует нам Аллах преданность Ему и Его довольство нами!

 ***

    Бисмиллахи­р­рахмани­р­рахим! Личностные качества и облик Пророка Мухаммада.

    Пророк Мухаммад являлся наищедрейшим и могущественнейшим из людей, отличавшимся от остальных особым величием и совершенством характера и обладавшим самыми лучшими человеческими качествами.

    Он был роста выше среднего, плечист. Скулы его не выдавались, но и не были втянутыми, лицо было скорее ровным и продолговатым. Волосяной покров (волосы и борода) был черного цвета, ресницы длинные.

    Когда Пророк шел по земле, то ступал всей ступней так, что не оставалось зазора. Когда он снимал верхнюю одежду, тело его, словно расплавленное серебро, становилось белым и свежим.

    Когда он смеялся, от него исходил свет. Лицо Пророка  было лучезарным и белым, а капельки пота — словно крупинки жемчуга. Ходил он спокойным и легким шагом, слегка переваливаясь из стороны в сторону.

    Посланник Всевышнего  был застенчивее девушки, не выходившей на улицу, и с особым терпением выносил все трудности и невзгоды, с которыми человечество когда­либо сталкивалось.

    Пророк Мухаммад был белолицым и красивым. Волосяной покров его был и не слишком жестким, и не слишком мягким, а средней жесткости. Кожный покров был белым с розоватым оттенком. Голова была крупной по размеру, лицо светлым и лучезарным.

    Кто бы ни передавал и ни описывал качества Пророка Мухаммада, каждый рассказывал о нем с удивлением и восхищением.

    Хотелось бы пожелать всей умме Пророка быть достойной заступничества и заслужить защиты самим Мухаммадом в страшный Судный день по воле Аллаха Всевышнего! Амин!

 

 Материал взят из журнала муллы Галимджана аль­Баруди «Ад­дин ва аль­адаб».
Наиль Исмагилов

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/65/">ISLAMRF.RU: Книга­-памятник татарского каллиграфа Кавама Зульфакарова о Мавлиде</a>