RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Касимовское ханство: уроки истории

07.03.2012 11:55

Проникновение мусульманской культуры на территорию нынешней Рязанской области шло с востока, прежде всего из Волжской Булгарии. По предположению к. и. н. И. А. Гагина, пристально изучавшего тему взаимоотношений Рязанской земли и волжских булгар через призму археологических находок и анализа различных источников, в Рязани в Х веке существовала булгарская торговая фактория. Позже Ислам проникал в регион с юга, из Золотой Орды. В пользу последнего свидетельствует и находка арабографической каменной пластинки с именем хана на территории Старой Рязани.

 

Предки татар-мусульман жили на территории области задолго до образования здесь Касимовского ханства. Еще до этого события, согласно академику В. В. Вельяминову-Зернову, здесь уже был распространен Ислам. Однако именно период существования Касимовского ханства являлся ключевым для этнической консолидации татар региона.

 

Подавляющее большинство татарских поселений, существующих ныне или уже исчезнувших, были основаны до XVIII века. Особенно интенсивно процесс складывания поселений происходил в эпоху существования Касимовского ханства. Именно в этот период возникла Татарская слобода в Касимове, где находился Ханский дворец, и была построена Ханская мечеть — религиозный центр касимовских татар.

 

Хотя статус Касимова можно определить как вассальное ханство, по своему общественно-политическому устройству оно было практически идентично другим постордынским государствам и в вопросах внутреннего управления в 1445–1530-е гг. являлось полностью независимым. Ханством управлял касимовский правитель (хан или султан) вместе со своей знатью. Однако внешнеполитическая жизнь этого «царства» была полностью в руках Москвы. Специфическое положение Касимова (вассальный характер государственности, географическое расположение мусульманского государства в православной России, проживание на одной территории татарского и русского населения) внесло в его устройство ряд особенностей.

 

Согласно одному из мнений историков, создание Касимовского ханства являлось попыткой Москвы противодействовать возникшему в середине 1440-х гг. Казанскому ханству. Высказывалась также точка зрения, согласно которой Касимовское ханство вообще не являлось реальным политическим образованием, а пожалование Городца-Мещерского (Касимова) татарским царевичам стало началом складывания традиции пожалования служилым Чингизидам доходов с определенных городов. Однако, исходя из логики видения проблемы, возникновение Касимовского ханства явилось одним из субъективных результатов феодальной войны второй четверти XV века — Суздальской битвы 1445 года, которую московские войска проиграли бывшему сарайскому хану Улуг-Мухаммеду.

 

В историческом развитии Касимовского ханства четко выделяются два периода. На первом (от его образования в 1445 году и до 1552-го) этому ханству придавалось большое значение как династическому противовесу Казани и Крыму. На этом этапе ханство отличалось существенной автономией в своих внутренних делах. Во втором периоде (от падения Казани до формальной ликвидации Касимовского ханства в 1681 году) это политическое образование постепенно становится анахронизмом, и российское руководство предпринимает планомерные шаги по его «растворению». Изменение геополитической ситуации в Восточной Европе в связи с завоеванием Московским государством Казани и Астрахани привело к резкому изменению положения Касимовского ханства. Оно приближается к положению удельного княжества, быстро теряет свою территорию и остатки суверенитета. После Смуты Касимов окончательно превратился в глухое провинциальное захолустье. Существуя юридически, фактически ханство стало обычной административной частью Русского государства.

 

Своего «апофеоза», наибольше­го значения для Москвы, Касимовское ханство достигло в 1520–1550-х гг., когда основной целью московской внешней политики стал «восточный вопрос» — подчинение Казанского ханства. Одним из средств достижения контроля над политикой ханства было выдвижение своих ставленников на казанский престол. Так, представители большеордынской династии касимовские правители братья Шах-Али и Джан-Али неоднократно сидели и в Казани в качестве ханов. Степень влияния Москвы на Казань при них была разной, поэтому колебалась и политика московских ставленников: в каких-то случаях они действовали довольно жестко, в других приходилось балансировать между различными политическими силами. В целом считается, что оба хана являлись послушными марионетками Москвы, а Шах-Али к тому же заслужил репутацию «предателя», поскольку участвовал в казанском походе Ивана IV в 1552 году.

 

Однако в действительности это весьма трагическая фигура. Шах-Али родился в России (предположительно, в Подмосковье) в 1505 году и уже в возрасте 11 лет стал касимовским султаном. В 14-летнем возрасте под давлением московского правительства он в первый раз занял казанский престол. После изгнания из Казани через два года некоторое время жил с женой в Москве. В 1530 году Шах-Али отправлен в Нижний Новгород в связи с ожидаемой сменой власти в Казани, но казанским ханом по просьбе жителей ханства стал его младший брат Джан-Али. Сам же Шах-Али, достигший наконец политической зрелости, попробовал в эти годы скинуть плотную опеку царского правительства: «Учал ссылатися в Казань и в иные государства без великого государя ведома». За это он был жестоко наказан.

 

В январе 1533 года Шах-Али вместе с женой был сослан в Белоозеро (ныне Вологодской области). Его огланов, мирз и казаков с семьями московское правительство разослало по тюрьмам в Тверь, Псков, Новгород и т. д. Здесь их переморили голодом: всего было убито не менее 200 человек. Их жен и детей, числом более 160 человек, насильно крестили, выдали замуж за русских.

 

Пленного хана освободили в декабре 1535 года по настоятельной просьбе эмигрантов из Казанского ханства из числа промосковской партии: в сентябре в Казани был убит хан Джан-Али, и теперь его старший брат стал одним из кандидатов на престол. В связи с этим Шах-Али вновь получил Касимов. На сей раз он уже знал: любая попытка отклониться от курса, назначенного ему Москвой, будет стоить сотен жизней, насильных разводов и массового крещения для лиц из его окружения. Таким образом, Шах-Али в реальности — заложник обстоятельств. И в падении Казани его роль, пожалуй, была не намного больше, чем самих казанских ханов и их родственников из Крыма, Ногайской Орды, Астрахани, которые в противовес подлинным защитникам города во главе с Кул-Шарифом фактически бросили его на произвол судьбы.

 

В отличие от плененных последних казанских ханов, насильно крещенных, Шах-Али остался мусульманином до самой своей смерти, что было довольно непросто в то время. О его личном характере свидетельствует и тот факт, что, будучи бездетным, он удочерил двух девочек. Картина будет неполной, если не сказать еще и вот о чем: именно при Шах-Али в Касимове развернулось значительное каменное строительство. Здесь были построены Ханская мечеть, текие Шах-Али и Ханский дворец. Последний был разрушен в конце XVIII века, а два других объекта сохранились. Ханская мечеть в Касимове — памятник татарской культовой архитектуры. Здание основного корпуса было разрушено при Петре I и вновь выстроено на старом фундаменте лишь в 1768 году по именному указу Екатерины II. А вот уцелевший минарет этой мечети датируется 1467 годом — его воздвиг основатель ханства султан Касим, сын Улуг-Мухаммеда.

 

Итак, Касимов знаменует собой противоречивую политику Москвы в отношении Ислама. Он одновременно является символом и гонений в отношении мусульман, и добрых взаимоотношений местного населения — православных русских и татар. Город был столицей самого близкого к Москве мусульманского государства, которое, однако, до сих пор не признается российской исторической наукой. На протяжении нескольких веков он выполнял роль сакрального центра для мусульман центральной части России, в то время как для Казани оставался воплощением вероломства. Почти утратив татарский колорит, Касимов до сих пор сохранил уникальный культовый памятник XV века, выстроенный к тому же в булгарском архитектурном стиле. Неудивительно, что оценки роли Касимова в истории Ислама прямо противоположны, и к объективному мнению об этом удивительном политическом феномене средневековья мы придем еще очень не скоро.

 

По материалам статей М. А. Сафарова, Б. Р. Рахимзянова, А. Б. Белякова из энциклопедического словаря «Ислам в центрально-европейской части России» (сост. и отв. ред. Д. З. Хайретдинов. — М., Н. Новгород: ИД «Медина», 2009).

 

Публикацию подготовил
Дамир Хайретдинов, 

кандидат исторических наук

(Газета "Ислам Минбаре" №2 (195) /Февраль 2012/)

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/20857/">ISLAMRF.RU: Касимовское ханство: уроки истории</a>