RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Тогда и теперь: Всероссийские мусульманские съезды начала прошлого века и Мусульманские форумы — начала нынешнего

26.12.2012 15:34

Прошедший 27 ноября в Москве VIII Мусульманский форум продолжил традицию объединения уммы на евразийском пространстве. Следует особо отметить его регулярный ежегодный характер: так, Всероссийские мусульманские съезды проводились в 1905–1906, 1914, 1917 годах, а ЦДУМ за 92 года провело всего 9 съездов. Что связывает участников форумов с участниками Всероссийских мусульманских съездов? Какие идеи объединяют наших современников, и какие они ставят цели? Следует особо отметить, что современные форумы не являются площадками кризисных революционных лет в отличие от съездов начала прошлого века. Поэтому в настоящее время существует возможность для анализа ситуации, разработки планов и их возможной апробации.

 

 

Как Всероссийские мусульманские съезды, так и форумы не были собранием преимущественно муфтиев, ахунов, мухтасибов и имамов. Самый представительный из съездов императорской России — III Всероссийский мусульманский съезд (16–21 августа 1906 г., Нижний Новгород) состоял из трех комиссий: духовной (где объединились религиозные лидеры под руководством будущего муфтия России казанского имама Г. Баруди), образовательной (где доминировали мударрисы — ректоры медресе во главе с казанским имамом Г. Апанаем) и политической (во главе с бакинским адвокатом А. Топчибашевым). Близкая к этой структура сложилась в ходе VIII Мусульманского форума с той разницей, что научная секция сменила политическую.

 

Семь лет назад I Мусульманский форум в Нижнем Новгороде принял название «Всероссийский». На протяжении 2005–2007 годов ставился вопрос об объединении так называемой поволжской, или татаро-башкирской уммы в составе единого постоянно работающего органа — двухпалатного Совета улемов России (в память о проектах периода революции 1905–1907 годов и 1917 года, а также «Голямалар шурасы» при ЦДУМ 1920?х годов). Идея Совета улемов первоначально была выдвинута светским ученым и политиком Юсуфом Акчурой и предусматривала участие как исламских улемов, так и светских ученых.

 

Однако, как и 100 лет назад, после предварительной поддержки дело спустил на тормозах уфимский муфтият. Причина в целом весьма объективная. Любая эффективная общероссийская структура должна размещаться в столице государства: тогда в Санкт-Петербурге, сейчас в Москве. Не случайно, что III Всероссийский мусульманский съезд 1906 г. в своей резолюции наметил избрание единого главы мусульман всей России Раис-уль-Улама, имеющего ранг имперского министра и право личного доклада императору. До Февральской революции 1917 г. и в нашем веке Россия имеет единого сильного лидера, доступ к которому обеспечивает решение проблем всей уммы.

 

Кроме того, по резолюции 1906 г. должна была быть создана структура уммы, по сути близкая к сегодняшней структуре Совета муфтиев России при ограниченном числе муфтиятов. Намечалась деятельность пяти Махкама-и?Исламия (Мусульманских судов, или Собраний): два на Кавказе (для суннитов и для шиитов), Оренбургское, Таврическое и Туркестанское. При этом четыре из них де-факто уже существовали, и только последнее создавалось заново. Кстати, впоследствии оно действительно было образовано, но только в 1943 г. — под названием САДУМ. Что касается отдельного Махкама-и?Исламия для Северного Кавказа, таковое планировалось в резолюции IV съезда 1914 г. (т. е. за 30 лет до решения И. Сталина).

 

Основатель джадидизма И. Гаспринский в 1906 г. призывал к тому, чтобы национально-культурную автономию российских мусульман возглавили Г. Баруди и Ю. Акчура. Таким образом, муфтием должен был стать алим-богослов, а его помощником — юрист. Г. Баруди заявил, что реальная власть будет в руках одного лидера, так как пять муфтиев образуют единый центр. Фактически проект 1906 г. обозначал конкордат, т. е. соглашение, признающее религию Ислама и исламские организации на общегосударственном уровне.

 

В императорской России начала прошлого века власти в целом отказались от реформы исламских учреждений, как и от многих других реформ. I и II (по новой системе отсчета) Всероссийский мусульманский съезды 1917 г. в целом отразили распад как единства России, так и российских мусульман. На I съезде мая 1917 г. в Москве фактически был положен конец концепции политического, административного и экономического единства мусульман России, разработанной И. Гаспринским. Вопрос о власти был изъят с общероссийского уровня и перешел на уровни отдельных этнических групп с креном на создание автономных территориальных единиц, в том числе на Северном Кавказе и в Приуралье. Г. Баруди стал муфтием татар, казахов и башкир, но чуть позже в рамках правительства Малой Башкирии был подготовлен проект создания собственного Духовного управления.

 

Распад ткани уже собственно татарского общества должны были подтвердить отдельные I Всероссийский мусульманский военный съезд и Всероссийский съезд духовенства, проходившие в Казани в конце июля 1917 г. Однако благодаря С. Максуди, выходцу из рода имамов и шакирду казанского Апанаевского медресе, 22 июля 1917 г. на объединенном заседании II Всероссийского мусульманского съезда, военного съезда и съезда духовенства была принята Декларация о национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири и объявлено о ее немедленном осуществлении. Тем самым татарская нация сохранила формальное единство…

 

Итак, Всероссийские мусульман­ские съезды проводились с 1905 по 1918 г. по вопросам решения национальных, социально-политических и религиозных проблем российских мусульман, реализации идей автономии и федерации, обеспечения интересов мусульман на всероссийской арене. Съезды созывались по инициативе мусульманских общественно-политических деятелей и в них участвовали представители всех народов России, исповедующих Ислам. В ходе работы съездов были созданы Всероссийский мусульманский союз «Иттифак аль-муслимин»,Всероссийский мусульманский совет (Милли Шуро), приняты программные документы о разрешении основных проблем мусульман России.

 

Сегодня мы живем в России, где наряду с традиционными регионами расселения мусульман (включая семь республик на Северном Кавказке и в Волго-Уральском регионе с мусульманским большинством населения), члены уммы живут почти во всех субъектах Федерации. Эпоха «татарского Ислама», т. е. доминирования татарских имамов в Европейской России и Азии, рожденного гением наших предков и политикой Екатерины Великой, все больше становится достоянием истории. Государство отныне не поддерживает татарский проект, не хватает единства и самим татарам, включая муфтиев.

 

Но сегодня Россию особо не ждут в Европе, на Тихом океане встает заря Китая, а в Закавказье все более активную роль играет Турция. Нам остается интеграция на евразийском, прежде всего центральноазиатском пространстве. Нашей общей целью является как минимум не допустить сюда волну насилия, захлестнувшую мусульманский мир от Афганистана до Мали, а как максимум — обеспечить себе достойную жизнь. Следовательно, как в и XVIII веке, нам приходится все больше обращать взор на Казахстан и Среднюю Азию. Они вновь независимы, при этом мы видим миллионы уроженцев Средней Азии на российских просторах.

 

Поэтому Мусульманские форумы последних двух лет утратили название всероссийских. Уже прошлогодний форум носил название «Россия и Исламский мир: векторы модернизации на пространстве СНГ» и был отмечен участием лидеров Духовных управлений и ректоров мусульманских вузов государств Средней Азии, Казахстана, Украины, Беларуси. На форум этого года прибыли и мусульманские духовные лидеры государств Балтии. Это напоминает нам традиции съездов начала прошлого века. Нам нужны Совет муфтиев, Совет улемов, Совет ректоров исламских вузов, охватывающие уже все постсоветское пространство.

 

Разумеется, суверенитет постсоветских государств не может быть поставлен под сомнение. Но у нас общие проблемы и победы, общее прошлое, настоящее и будущее. А значит, нам надо решать наши проблемы вместе, как это делали наши предки столетие назад!

 

Айдар Хабутдинов, профессор

Газета "Ислам Минбэре"

 

На фото: участники третьего Всероссийского мусульманского съезда. Нижний ряд: Габдулла Буби (второй слева), Тимерша Соловьев, Исмаил Гаспринский, Мидхат Ахмаров. Нижний Новгород. 1906 г.

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/25582/">ISLAMRF.RU: Тогда и теперь: Всероссийские мусульманские съезды начала прошлого века и Мусульманские форумы — начала нынешнего</a>