RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Ислам в Поволжье — от Хазарии до наших дней

30.10.2013 16:18

Волгу издавна считают главной водной артерией нашей страны. При том, что есть более полноводная Обь, именно Волга сыграла ключевую роль в истории России. Эта роль проявилась еще тогда, когда великое евразийское государство, располагавшееся на месте современной Российской Федерации, называлось Золотой Ордой. Недаром в ногайско-татарско-башкирском эпосе «Идегей» Золотую Орду именуют Идель-Йорт — Страна Волги. Именно с Поволжьем и прилегающими к нему территориями связаны все важнейшие события в истории нашей страны.

 

Не является исключением и история ислама. Но до недавнего времени было известно лишь считанное число работ по этой тематике, описывавших нижнее и среднее Поволжье в контексте мусульманского прошлого, делающих это с точки зрения истории, этнологии, социологии, политологии, археологии, источниковедения и других научно-гуманитарных дисциплин. Теперь, благодаря усилиям более 60 авторов и еще большего количества консультантов, такая работа появилась. Речь идет об энциклопедическом словаре «Ислам в Поволжье» — шестом из многотомной серии словарей «Ислам в РФ».

 

С его выходом в свет возник потрясающей силы синергетический эффект, что вполне предсказуемо: ведь в его написании объединились лучшие специалисты из Амстердама, Астрахани, Волгограда, Екатеринбурга, Йошкар-Олы, Казани, Карачаевска, Кирова, Москвы, Нижнего Новгорода, Самары, Санкт-Петербурга, Саратова, Ташкента, Ульяновска и др. Изучаемый период охватил временной промежуток от Хазарского каганата до наших дней. В поле зрения авторов попали не только средневековые булгары, хазары, буртасы, кыпчаки, золотоордынцы, но и современные татары, казахи, башкиры, дагестанцы, узбеки, таджики, вайнахи — представители мусульманских народов, оставивших свой след в мусульманской истории Поволжья. Что же касается географии данного выпуска, то, по меткому выражению профессора Амстердамского университета, крупнейшего зарубежного знатока истории ислама в России Михаэля Кемпера, он включает в себя «Поволжье без Татарстана» — все нижнее и среднее Поволжье, исключая Татарстан, который будет описан в отдельном томе.

 

В ходе работы были успешно преодолены два мифологических представления — о существенном разрыве между тюрко-мусульманским населением нижнего и среднего Поволжья, а также об отсутствии исторических связей между мусульманами Поволжья, с одной стороны, и Северного Кавказа и Средней Азии — с другой. Так, явно видны постоянные движения населения из северной части этого обширного региона на юг и наоборот. Многие татарские села в среднем Поволжье основаны переселенцами из Астрахани, Сарая, других крупных городских центров нижнего Поволжья. Обмен людьми и идеями между Поволжьем и Северным Кавказом происходил главным образом в те исторические периоды, когда оба региона входили в состав одних и тех же надэтничных государств — Золотой Орды, Российской империи, Советского Союза. Махмуд-афанди аль-Алмали, Сайфулла-кади Башларов, Ильяс Цудахарский смогли связать наши народы, обеспечивая единство мусульман Российской империи. Не менее интенсивным было движение людских потоков между Хорезмом и Мавераннахром, с одной стороны, и нижним Поволжьем, с другой. Недаром в Сарае и Хаджитархане в течение долгих лет жили такие ученые, как Ибн Арабшах — сириец, выросший в Самарканде, или выходец из Ферганы Исамуддин аль-Маргилани.

 

Мифологичным является также утверждение об имеющейся якобы извечной периферийности российского ислама. Представляя из себя самый северный регион исламского мира, российский ислам не был «глухой провинцией», о чем говорят произведения уже упомянутого Ибн Арабшаха, а также аль-Гарнати, Казвини, Ибн Баттуты и других авторов, описывающих великолепие мусульманских городов Поволжья, авторитет их ученых, могущество правителей.

 

Новаторским в словаре «Ислам в Поволжье» является продолжение уже начатой ранее темы о влиянии исламской культуры на традиционные верования и культуру коренных народов Урало-Поволжья. Этот пласт описывается лучшими специалистами в данной области, преимущественно этнографами, археологами, архивистами. К сожалению, недостаточная разработанность темы не дает возможности полностью ее раскрыть, хотя тема взаимовлияния и взаимопроникновения разных культур и религиозных традиций, их совместного мирного сосуществования могла бы помочь политологам, историкам и даже региональным чиновникам в нашей непростой жизни.

 

Разумеется, в поволжском выпуске словаря продолжена тема Улуса Джучи (Золотой Орды), постордынских государств, начатая в предыдущих томах. Ею занимались многие ведущие отечественные специалисты, как В. В. Трепавлов, И. В. Зайцев, Ю. А. Зеленеев, Э. Д. Зиливинская, И. Л. Измайлов, Р. Ю. Почекаев, А. В. Пачкалов, Е. М. Пигарев и другие. Этот период характеризуется неплохой степенью разработанности, чего нельзя сказать о булгарской или хазарской эпохе применительно к нашему региону (речь, конечно, в первую очередь идет именно об исламе в Хазарии, но хазароведение пока не нашло своих Г. Федоровых-Давыдовых и В. Тизенгаузенов). Несмотря на это, выпуск украсили качественные статьи по доордынскому периоду, как археологические, так и историографические.

 

К сожалению, по крупицам пришлось восстанавливать историческую картину в Поволжье XVI–XVII веков. Малое количество сохранившихся источников, наблюдающееся после периода гражданских войн сокращение населения в регионе дают основание некоторым исследователям предположить полное отсутствие тюрко-мусульман в регионе в эти столетия. Однако целый ряд источников — русских, западноевропейских, османских и др., археологические материалы не дают нам права считать эти земли в данный период незаселенными.

 

Период, начавшийся с реформ Екатерины II, дал массу возможностей для мусульман: возникли новые институции, произошел рост образования, торговли, промышленности. Строятся мечети и медресе, печатаются книги, возникают и развиваются городские и сельские общины. Именно этот период прекрасно описан многими исследователями. Изучаемые в поволжском выпуске территории, за исключением Астрахани, дали больше купцов и промышленников, чем исламских ученых, однако происходившие здесь процессы повлияли на судьбы всей мусульманской общины. Кроме того, необходимо отметить и тот факт, что многие исследователи ислама в России происходили именно с этих земель, ставших своеобразной мусульманской полупериферией. Основной же формой бытования ислама на обширных пространствах между Казанью и Астраханью стал ишанизм, имеющий исторические корни еще с золотоордынских времен. В советское время после истребления большинства ишанов он скорее стал средством сохранения ислама и воспроизводства традиции, хотя и в урезанном виде.

 

Советскому периоду посвящен целый блок статей, основанных как на архивных материалах, так и на устном нарративе. Например, изменение обрядового комплекса у татар Поволжья прослежено известным этнографом и одним из авторов словаря Р. К. Уразмановой. Ею подробно описан новый, возникший буквально в течение последних десятилетий обычай посещения золотоордынских руин в городе Булгаре Спасского района Татарстана, проанализированы этносоциологические аспекты этого обряда, который реформируется из года в год.

 

В поволжском томе прослежены этнические истории и демографические тенденции мусульманских народов, представленных в регионе, причем не только коренных здесь татар, казахов и башкир, но также недавних переселенцев из Центральной Азии и Кавказа, описаны их традиционные связи с регионом. Разумеется, даны энциклопедические справки обо всех централизованных религиозных организациях, их социальной деятельности, лидерах, образовательных учреждениях. По каждому из регионов имеются обобщающие статьи с экскурсом в историю, начиная с первых лет распространения исламской религии на данной земле и заканчивая современной статистикой, со ссылками на статьи с более полным изложением материала.

 

Самый сложный в концептуальном плане поволжский выпуск в серии «Ислам в Российской Федерации» выпущен. И подобно тому, как Волга является главной водной артерией страны, так и этот шестой том стал своеобразной медианой данного проекта, запланированного из 12 отдельных изданий.

 

Ахмад Макаров
Социолог, член редколлегии серии
«Ислам в Российской Федерации»

Газета "Ислам минбэре"

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/29776/">ISLAMRF.RU: Ислам в Поволжье — от Хазарии до наших дней</a>