RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Московская соборная мечеть: грозовые годы

11.11.2015 12:13

После Октябрьской революции в жизни российских мусульман произошли заметные изменения. Однако в первые годы все еще имелась надежда на встраивание нормальных, рабочих взаимоотношений между мусульманским духовенством и большевистскими властями. 

 

В те годы частым гостем в Москве был муфтий Галимджан Баруди, который испытывал особые чувства к Московской мечети: он был женат на Айше Шакуловой — родственнице Ерзиных, основателей мечети. В годы Гражданской войны во время приездов Г. Баруди в Москву он неоднократно встречался со своим учеником, имамом данной мечети Абдулвадудом Фаттахетдиновым. В 1920 году в доме Фаттахетдинова во дворе Соборной мечети в Выползовом переулке состоялась встреча с афганским визирем Валиханом, на которой присутствовал и муфтий Г. Баруди. «Кто поможет, кто явится освобождать Турцию, Стамбул, священную эту землю от власти англичан? Кроме Советского правительства, другого правительства сейчас не видно... Мусульмане должны оказать помощь Советам в этом стремлении. В этом деле нужно быть вместе с Советами», — говорил на пятничной проповеди 30 июня 1920 года в мечети в Выползовом переулке муфтий-хазрат Галимджан Баруди. На это надеялись и мусульманские деятели из-за рубежа, приезжавшие в Москву в надежде заручиться поддержкой большевиков. Однако Баруди не суждено было увидеть истинное лицо большевистской политики: в декабре 1921 года муфтий скончался в Москве; Абдулвадуд Фаттахетдинов занялся отправкой тела покойного муфтия в Казань.

 

В середине 1920-х годов советские руководители нуждались в политических союзниках, среди которых им виделся и мусульманский мир. К этому периоду относятся такие знаковые сюжеты внешней политики Москвы, как признание Советским Союзом (первым среди великих держав) нового независимого государства короля Абдель-Азиза Аль-Сауда и установление с ним дипломатических отношений в 1924 году; отправление (по согласованию с МИД) делегации советских мусульман во главе с муфтием Ризой Фахретдином на Всемирный мусульманский Конгресс в Мекке в 1926 году, а также официальный визит в СССР сына короля, эмира Фейсала ибн Абдель-Азиза в 1932 году. Обе стороны искали в этих контактах свои внешнеполитические выгоды, рассматривая мусульманское население Советского Союза как объединяющий фактор.

 

Действительно, первый посол СССР в Хиджазе татарин Карим Хакимов (1892–1937), выпускник медресе Татарской Каргалы (Оренбургская область), являл собой пример дипломата с большой буквы. Блестящий знаток арабского языка и исламской религии, он верно служил интересам Родины, при этом заслужив личную дружбу и уважение со стороны короля Абдель-Азиза Аль-Сауда. Однако во второй половине 1930-х годов советское руководство окончательно изменило свое отношение к исламской религии, следствием чего стали массовые репрессии против мусульманского духовенства и интеллигенции. В 1937 году К. Хакимов был отозван из представительства СССР в Джидде и затем расстрелян как «враг народа». Вследствие этого дипломатические контакты между Москвой и Эр-Риядом свелись к нулю вплоть до начала 1990-х годов.

 

Уже в 1927–1928 годах последовала первая заметная волна репрессий против служителей мусульманского культа в Москве. В феврале 1928 года от инсульта, полученного из-за очередного допроса, скончался Абдурахман Алимов; чуть позже Абдулвадуд Фаттахетдинов был арестован и оказался на Соловках, где содержались политические заключенные. Его семья переехала в Ташкент, и сам имам после освобождения в 1937 году уехал к семье; там же с 1930-х годов обосновался и его племянник, первый имам Соборной мечети Нижнего Новгорода Шахимардан Ильясов. Впоследствии именно Фаттахетдинов являлся основным консультантом Бабахановых — будущих муфтиев Среднеазиатского Духовного управления мусульман, открытого в первые послевоенные годы — по вопросам создания муфтията в Ташкенте и по вопросам выстраивания связей с властными фигурами в Москве.

 

Московскую мечеть в эти годы возглавил бывший имам Нижегородской Ярмарочной мечети и казый (судья) Центрального Духовного управления мусульман Абдулла (Абдул-Мухамет) Халилович Сулеймани (1886–1937),автор ряда книг и статей по мусульманской догматике. Он имел репутацию общенационального политика благодаря своим выступлениям в поддержку территориальной автономии мусульман на I Всероссийском мусульманском съезде в мае 1917 года в Москве, когда абсолютное большинство участников еще даже не понимали саму концепцию будущего Татарстана. В революционный период он принимал участие в нескольких мусульманских съездах, на съезде 1926 года вошел в состав Совета улемов ЦДУМ. Чуть позже А. Сулеймани стал имамом Московской Соборной мечети и попеременно с главным имам-хатыбом А. Фаттахетдиновым читал пятничные проповеди. После ареста последнего Сулеймани возглавил мечеть и осуществлял руководство ею в течение 1929–1930 годов. По некоторым данным, в начале 1930-х годов он был задержан. Вторично имам был арестован и репрессирован в годы Большого террора по «делу о заговоре руководителей ЦДУМ», по которому были уничтожены около тысячи имамов по всему СССР.

 

Муэдзином мечети при нем был Муса Кабирович Вахитов (1895–1938), происходивший из рода потомственных имамов села Медяна (ныне Нижегородской области) и получивший образование в одном из медресе Казани. В 1930 году он сменил на посту имама Соборной мечети Москвы А. Сулеймани, однако его деятельность пришлась на период все возраставшей борьбы государства со служителями культа. В 1936 году оба брата и дядя М. К. Вахитова почти одновременно были арестованы в рамках сфальсифицированного «дела о заговоре руководителей ЦДУМ». В Москве по этому делу под следствие попали десятки мусульман, в том числе имам мечети в Замоскворечье Абдулла Хасанович Шамсутдинов (1878–1937), репрессированный вместе с женой (дочерью предыдущего имама этой мечети Х. Агеева). Чуть позже был арестован А. Сулеймани, а в апреле 1937 года — М. К. Вахитов. Он был приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей, но скончался в заключении в 1938 году.

 

В 1937 году Замоскворецкая мечеть была окончательно закрыта. В те же годы закрылись тысячи мечетей по всему Союзу, а единственная юридически существовавшая мусульманская организация, ЦДУМ в Уфе, была практически парализована. Мечеть в Выползовом переулке стала не просто Соборной мечетью Москвы, но осталась единственным мусульманским храмом, легально функционирующим на территории центрально-европейской части Советского Союза. При этом мечеть духовно опекала не только советских граждан, но и иностранцев — дипломатов, осуществлявших свою деятельность в столице СССР.

 

(Продолжение следует.)

Дамир Хайретдинов

Источник: Газета "Минбар Ислама", №9 (239) /Октябрь, 2015/

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/38139/">ISLAMRF.RU: Московская соборная мечеть: грозовые годы</a>