RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Оппозиционные движения в Саудовской Аравии-2

14.06.2012 17:08

«Салафиты-оппозиционеры» и тайные общества

Если «ас-Сахва» уже не представляет собой той силы, которой она была в период своего расцвета, в 1980-е гг., то т.н. «салафитские» движения продолжают появляться в Саудовской Аравии во все новых формах. Отдельной категорией (условно ее можно назвать как «салафиты-оппозиционеры») являются независимые активисты - Саид бин Зуайир (ученый, который в свои семьдесят с лишним лет находится в тюрьме), Насер аль-Омар, Абдул Азиз аль-Касим (бывший судья и интеллектуал), Айид аль-Карни (проповедник умеренно-салафитского толка, обычно считающийся сторонником режима). Все эти люди, а также многие куда менее известные фигуры, на определенном этапе либо входили в движение «ас-Сахва», либо горячо его поддерживали.

Ключевые особенности этой категории в том, что они не принадлежат к какому-либо одному организованному направлению, а их взгляды и позиции довольно гибки. Они склонны менять свои убеждения в соответствии с господствующими политическими настроениями. В некоторых случаях, даже когда они выражают недовольство, это идет на пользу саудовскому режиму, т.к. выставляет его в более умеренном свете. Например, Насер аль-Омар неоднократно подвергал саудовские власти критике за их «примирительный» подход по отношению к шиитскому меньшинству КСА.

Намного большим влиянием обладает (отчасти связанная с предыдущей группой) сеть из пяти тайных обществ, основанных на идеях «Братьев-мусульман», а также саруритской идеологии. Их не следует путать с собственно саруритским течением в стране, и тем более с движением Мохаммада аль-Ахмари, поскольку группировке аль-Ахмари присущи нетрадиционные для т.н. «салафизма» взгляды, в частности, его поддержка демократии.

Что касается собственно саруритского течения в Саудовской Аравии, то оно было основано Мохаммадом Саруром Зейном аль-Абидином, сирийским учителем и членом «Братьев-мусульман», иммигрировавшим в Саудовскую Аравию в конце 1970-х гг. Известно, что группы, связанные с «Братьями-мусульманами», начали действовать в Саудовской Аравии еще в 1954 г., вступив в неизбежное и очень интенсивное идеологическое, интеллектуальное и теологическое взаимодействие с целым рядом т.н. «салафитских» групп и течений. Мохаммаду Саруру вменяют в заслугу создание самого мощного гибрида «салафитской» идеологии и идей «Братьев-мусульман», с уклоном в сторону «салафитов». Точная позиция саруритов по поводу легитимности «Дома Саудов» неясна, однако, согласно некоторым источникам, они поддерживают радикальные реформы, а некоторые элементы выступают за свержение режима. Эти элементы, однако, не уточняют, что они хотели бы видеть на месте нынешнего режима.

Согласно проведенным исследованиям, четыре из пяти тайных обществ придерживаются идеологической ориентации в духе «Братьев-мусульман», в то время как остальные являются скорее саруритами в узком смысле этого термина. Все пять групп так или иначе верят в легитимность саудовского режима, но критически настроены по отношению ко многим элементам внутренней и внешней политики, включая коррупцию элиты, размывание исламских норм в обществе и, конечно, зависимость режима от Соединенных Штатов в деле поддержания безопасности. Все эти группировки стремятся к всеобъемлющим государственным и социальным реформам в контексте шариата.

Размер этих тайных обществ сложно оценить, т.к. они по определению очень внимательно относятся к своей безопасности. Предположительно они проникли во многие сферы жизни, включая наиболее закрытые органы Саудовской Аравии. Саудовский режим знает об их существовании (возможно, не до конца осознавая полный масштаб их действий), но воздерживается от нападок, полагая, что эти группировки в конечном итоге служат интересам режима, поскольку поддерживают его легитимность.

 

Зарубежные оппозиционеры

Еще одна заметная категория оппозиционеров, возникшая после первой войны в Персидском заливе 1991 г., - это организованные исламисты. Это явление связано с именами двух активистов - Саада аль-Факиха и Мохаммада аль-Массари, находящихся в эмиграции в Соединенном Королевстве. Оба сыграли важную роль в подписании Письма с требованиями и Меморандума с советами. В 1993 г. Факих и Массари сформировали Комитет защиты легитимных прав - пожалуй, первую организованную оппозиционную группу с исламской идеологической ориентацией в Саудовской Аравии. После высылки в Соединенное Королевство в середине 1990-х гг. Факих и Массари ненадолго возродили Комитет, но вскоре повздорили и пошли каждый своей дорогой.

Факих в 1996 г. создал «Движение за исламские реформы в Аравии» - оппозиционную группировку, открыто противопоставившую себя режиму. Факих, чья политико-религиозная философия представляет собой смесь идеологии «Братьев-мусульман» и ключевых идей «салафитов», является одним из самых убежденных и несгибаемых оппонентов «Дома Саудов», придерживающихся ненасильственной тактики. В одном из интервью Факих заявил, что он стремится к полному свержению режима Саудов и установлению исламской республики.

«Хизб ут-Тахрир», с самого начала имевшая “неместное” происхождение, представляет собой еще одну организованную оппозицию для властей Саудовской Аравии. Согласно некоторым данным «Хизб ут-Тахрир» тесно сотрудничала с активистами «ас-Сахвы» в 1960-х, 70-х и 80-х гг., а во время первой войны в Персидском заливе в 1991 г. всецело использовала открывшиеся политические возможности. Судя по всему, группировка пустила корни в университетах Эр-Рияда, Дахрана и Джидды. Массари (тот самый, который вступил в союз с Факихом в 1990-е гг.) был один из ключевых лидеров «Хизб ут-Тахрир» на Аравийском п-ве.

С точки зрения Саудовских властей, «Хизб ут-Тахрир» является опасной подрывной организацией. Любые акции, предпринятые организацией, вызывают жесткие ответные действия. Последний раз такие ответные действия имели место в 1995 г., когда саудовская разведка арестовала шесть активистов группировки во главе с доктором Мохаммадом Саифом ат-Турки, базировавшемся в Таифе. За этим последовала серия арестов, на этот раз направленная на сеть в Университете Короля Сауда в Эр-Рияде. Саудовцы опасаются «Хизб ут-Тахрир» не столько из-за ее организационного потенциала, сколько за их умение радикализовывать более умеренные течения.

 

Террористы: оппозиция или марионетки?

Терроризм - отнюдь не новое явление для Саудовской Аравии, однако начало насильственных действий в мае 2003 г., направленного против иностранцев и символов саудовского режима, потряс саудовское общество до самых его оснований. Эти так называемые «джихадисты» действовали в основном под флагом «Аль-Каиды на Аравийском полуострове».

К началу 2007 г. саудовские власти фактически положили конец террористической кампании, однако в августе 2009 г. в Джидде был проведен крупный теракт: террорист-самоубийца совершил покушение на жизнь принца Мохаммада бин Наифа, заместителя министра внутренних дел по контртерроризму. Необходимо отметить, что практически все религиозные оппозиционные группировки, течения и отдельные активисты осуждают насильственную тактику и считают их методы не только неисламскими и аморальными, но еще и контрпродуктивными. Действительно, саудовский режим во многом укрепил свою репутацию во время контртеррористической кампании 2003-2007 гг., снискав сопряженные с этим статусом политические и стратегические преимущества.

В то же время, саудовские оппозиционеры, придерживающиеся ненасильственной тактики, считают, что режим целенаправленно приравнял законный протест к терроризму, когда был принят новый контртеррористический закон, дающий саудовским властям право расценивать любые действия, угрожающие национальной безопасности и репутации государства, как акты терроризма.

Тем не менее, террористов можно рассматривать в качестве отдельной категории в стане религиозной оппозиции, несмотря на то, что другие группировки не приемлют их методов, и их конечной целью является либо свержение «Дома Саудов», либо его самая радикальная, до полной неузнаваемости, реформация.

В свете современной истории Саудовской Аравии не сложно представить, что группировки, придерживающиеся насильственных методов, будут время от времени выступать против возмутительных излишеств, характеризующих «Дом Саудов». Однако даже если бы было можно поверить в их искренность, эти группировки не смогут достичь поставленных целей, поскольку они не признаны ни другими оппозиционерами, ни обществом в целом. И признание их крайне маловероятно, по крайней мере, в обозримом будущем.

 

Эпоха либералов

Приобретает важность в КСА и такое маргинальное явление как «либерализм» (при этом, конечно, следует понимать, что «либерализм» по-саудовски далеко не всегда можно сопоставить с «либерализмом» по-западному). Появление этого течения относится к началу 1990-х гг., когда в стране появилась открытая оппозиция. И действительно, многие активисты, которые западные ученые и журналисты называют “либеральными”, начинали свою карьеру в движении «ас-Сахва», а многие, как ни странно, придерживались радикально «салафитских» взглядов.

Одними из ключевых активистов этого течения являются Абдулла аль-Хамед (семидесятилетний профессор арабского языка, отбывающий тюремное заключение), ученый Хассан аль-Малики и Мансур аль-Нукайдан, который в пору своей юности за особую радикальность получил прозвище “хариджит” (т.е. человек, отвергнутый всем исламским сообществом за крайние религиозные взгляды).

В широком смысле слова, либералы стремятся не только к реформам саудовского общества, но и к реформированию самого ислама в Саудовской Аравии. Некоторые, подобно Абдул Азизу аль-Касиму (ранее «оппозиционер-салафит», но теперь по саудовским меркам считающийся «либералом»), хотят придать т.н. «ваххабизму» более либеральное звучание, настаивая на «внутреннем многоголосии ваххабитской традиции». Следует отметить, что многие из этих мыслителей и активистов просто придерживаются гибкой позиции по религиозным и политическим вопросам.

В глазах закоренелых оппозиционеров т.н. «либералы» не заслуживают доверия, отчасти из-за их неорганизованности и идеологического разброда, но главным образом из-за их подхода к реформам, который совпадает с реформистской риторикой режима. Более того, «либералы» выступают за реформы, не заходя за политическую черту, определенную режимом. Это неизбежно ограничивает их влияние на политическую жизнь, какими бы оригинальными и инновационными ни были их идеи. Тем не менее, в долгосрочной перспективе саудовские «либералы» могут стать важным катализатором социокультурных изменений и, сами того не ведая, подготовить почву для более бескомпромиссных оппозиционеров.

 

Аравийские шииты

Шииты в Саудовской Аравии, по большей части сконцентрированные в Восточной провинции, часто становятся объектами внимания из-за жесткой дискриминации со стороны саудовских властей и общества и противостояния этой дискриминации. В последние месяцы, в отличие от суннитского большинства, шииты Восточной провинции вышли на улицы, бросая вызов саудовским силам безопасности и выражая солидарность с духом восстания, охватившим арабский мир. Аравийские шииты черпают особое вдохновение из потерпевшей крах мини-революции в соседнем Бахрейне, которой положила конец военная интервенция возглавляемого саудовцами «Совета сотрудничества государств Персидского Залива».

Шиитская оппозиция в Восточной провинции тесно связана с именем шейха Хассана ас-Сафара, лидера «Исламского движения за реформы», который заключил сделку с саудовским режимом в 1993 г., позволившую Сафару и его окружению вернуться в Восточную провинцию, где они изначально базировались. Однако, ни одно из условий этой сделки не было выполнено, в результате чего многие шиитские активисты лишились иллюзий и боевого духа. Вместо этого, саудовцы попытались внести раздор в ряды шиитских активистов, усилив группировку Сафара в ущерб другим организациям.

В 2008 г. была образована новая оппозиционная группировка под названием «Халас» (“Избавление”), многие из участников которой поначалу входили в группу Сафара.

Саудовский режим не только искусно расколол шиитскую оппозицию, но и, что более важно, продолжает умело использовать шиитскую проблему для подавления других оппозиционных движений в стране, лишая их массовой общественной поддержки. Апеллируя к страхам суннитского большинства, опасающегося усиления шиитов на Аравийском полуострове, саудовцы дискредитируют и лишают легитимности призывы к серьезным реформам.

 

Что ждет «Дом Саудов»?

Саудовский режим стоит лицом к лицу с целым рядом религиозных оппозиционных движений, группировок и отдельных активистов. Хотя религиозная оппозиция значительно окрепла за последние два десятилетия, бросается в глаза, что четкий водораздел между лояльными и нелояльными режиму оппозиционерами так и не оформился. Большинство оппозиционеров можно по-прежнему считать «лояльными», поскольку они не выступают с публичными заявлениями о нелегитимности «Дома Саудов».

Тем не менее, в стране усиливаются разногласия по поводу всех аспектов жизни. На этой стадии непонятно, сможет ли официальный реформистский настрой режима преодолеть эту полемику.

В любом случае, «Дом Саудов» никак нельзя недооценивать. Помимо обширных нефтяных запасов и тесного стратегического альянса с Соединенными Штатами, саудовцы не раз искусно справлялись с оппозиционными настроениями и массовым недовольством. Посредством изощренной комбинации принуждения, подавления, взяток, приспособленчества и перевербовки режим сумел уничтожить или вытеснить на обочину политической жизни самых убежденных своих оппонентов, одновременно создавая нестабильные пространства для выражения «безопасных» оппозиционных настроений.

На данном этапе полное свержение «Дома Саудов» сложно себе представить, ввиду полного доминирования королевской семьи над всеми аспектами жизни.

Стоит ли вообще желать такого исхода, учитывая что коренные сдвиги, смещения и перераспределение власти и ресурсов неизбежно повлекут за собой непредсказуемые сценарии, вплоть до гражданской войны. Более того, ввиду центробежных сил, бурлящих под Аравийским п-вом, это вполне может привести и к распаду страны.

Более вероятный сценарий включает в себя медленное расширение политических пространств и постепенную потерю Саудами способности контролировать общественную полемику. Таким образом, долгосрочной задачей для всего спектра оппозиции, фактически, становится не свержение или обезвреживание «Дома Саудов», а адаптация повестки дня и программы к растущим социокультурным и политическим амбициям аравийской общественности.

 

Продолжение (начало в статье «Оппозиционные движения в Саудовской Аравии»)

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/islam-world/22486/">ISLAMRF.RU: Оппозиционные движения в Саудовской Аравии-2</a>