RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Собирая владимирских мусульман

16.07.2012 14:09

Председатель ЦРО «Мухтасибат Владимирской области», имам-мухтасиб Ринат Ибрагимов – молодой, энергичный руководитель мусульман Владимирской области. С тех пор как он был утвержден в должности имама, во владимирской исламской общине произошло много положительных изменений.  

 

Прежде всего, надо отметить то, что численность местной общины сейчас постоянно увеличивается. Важную роль в этом играет просветительская деятельность, которую проводит местное духовенство. Особое внимание Ринат-хазрат уделяет исламскому образованию. Он считает, что право на изучение религии есть у всех, независимо от того, ребенок это или взрослый, законопослушный гражданин или оступившийся человек, который, по мнению имама, нуждается в духовной помощи особенно остро.

 

— Ринат-хазрат, расскажите, пожалуйста, о себе – где Вы родились, в каких традициях воспитывались?

 

Я родился 23 сентября 1984 года в селе Старый Мостяк, которое находится в Старокулатскинском районе Ульяновской области. Это татарское село, в котором и сейчас проживают преимущественно татары. Мой дедушка по материнской линии, которого звали Иззят, окончил медресе. Но с приходом Советской власти, когда демонстрировать свою принадлежность к той или иной религии было опасно, он был вынужден скрывать этот факт. Однако именно вера и молитва помогли ему выжить во время Великой Отечественной войны. Мои родители знали наизусть только некоторые суры, они не были практикующими мусульманами.

 

— Как Вы пришли к вере, и кто помогал постигать азы исламской религии?

 

Первым духовным наставником была моя прабабушка со стороны отца, ее звали Алима-аби. Жители нашего села любили и уважали мою прабабушку, так как она была повитухой и умела вправлять вывихи. В зимнее время родители забирали ее к нам, и я видел, как она читает намаз, соблюдает пост-уразу. Когда я был совсем маленьким, моя 80?летняя прабабушка рассказывала мне об Аллахе, читала суры, тасбихи, а я повторял за ней. Таким образом я выучил первые суры. Я помню такой случай из моего детства. Однажды, во время моего пребывания в детском саду, началась сильная гроза. Вместе с нами в группе была молодая воспитательница, которая сама боялась молнии и грома. Увидев ее испуг, я подошел к ней и сказал: «Не бойтесь, ведь я произношу “Субханаллах”». Когда я пошел в школу и научился писать, я стал записывать суры в тетрадь. Эти записи до сих пор бережно хранятся в доме моих родителей.

 

Моим вторым наставником был Нариман Хайров – человек, который в четыре года из-за неправильного укола медсестры стал инвалидом первой группы. Я многому у него научился и стал совершенно по-другому смотреть на жизнь. Это был удивительный человек! Он не мог ходить в школу и поэтому обучался дома. Он также писал стихи, оды, которые были опубликованы в журналах и газетах. В соседней деревне жил имам, и Нариман, общаясь с ним по телефону, научился читать Коран! Я хорошо помню тот день, когда его привезли к нам домой в инвалидной коляске, и он предложил мне изучать арабский язык – это был 1997 год, в то время я учился в седьмом классе. В тот же день я взял у него первый урок – узнал первые харфы арабского алфавита. С тех пор я много времени проводил вместе с ним, хотя и ощущал скрытое непонимание, как со стороны родителей, так и со стороны одноклассников и преподавателей. Но я не замечал немощи своего учителя, а видел только его духовные силы и веру.

 

— Где Вы впоследствии получили высшее религиозное образование?

 

В 2002 году, после окончания школы, я поступил на теологический факультет Российского исламского института в Уфе. По его окончании я получил диплом по специальностям: теолог, преподаватель-мугаллим и имам. Учиться было нетрудно. Я занимался с большим желанием и все свое время посвящал учебе. На втором курсе института у меня появился интерес к психологии. Я считаю, что это очень важная дисциплина для священнослужителя. Ведь он постоянно общается с людьми, у которых могут быть свои проблемы и которые ищут помощи. В настоящее время я являюсь студентом четвертого курса факультета психологии Владимирского государственного университета.

 

— Как начинался нелегкий путь священнослужителя?

 

Свои первые уроки я давал в мечети своего родного села, когда еще сам был школьником. Я учил детей тажвиду, чтению намаза. Учась на третьем курсе института, я проходил практику в г. Норильске. В норильской мечети я исполнял обязанности муэдзина, занимался преподавательской деятельностью, проводил первые проповеди, готовил умерших к захоронению. Норильск – это Крайний Север, куда зимой можно добраться только воздушным путем, а летом еще по Енисею. Там, в Норильске, в тяжелых климатических условиях Крайнего Севера, я получил большой опыт священнослужителя, а также приобрел немалый жизненный опыт.

 

Свою преддипломную практику я прошел в стенах школы родного села Старый Мостяк, где, договорившись с директором, преподавал школьникам основы Ислама. Альхамдулиллях, среди этих детей есть те, кто сегодня читает пятикратный намаз, соблюдает пост в месяц Рамадан, некоторые девушки ходят в хиджабе. И это значит, что мои уроки не прошли даром. В детях зародилась искра веры и, надеюсь, она не угаснет.

 

— Как Вы попали во Владимир, как Вас приняла местная исламская община?

 

После окончания Российского исламского института мне предложили работать имамом во Владимире и я принял это предложение. Муфтием Равилем Гайнутдином был подписан Указ о назначении меня имам-хатыбом Владимирской мечети. К тому времени в городе уже была мусульманская община. Первыми меня приняла семья Юсиповых и далее, пока мне подыскивали жилье, я жил то в одной, то в другой семье. Встретили меня очень тепло. Люди оказывали мне всяческую поддержку, за что я им очень признателен.

 

— Что представляла собой местная мусульманская община, когда Вы только приехали во Владимир? Как она развивалась?

 

Когда я только приехал, площадь Владимирской мечети составляла примерно 200 кв. м. Вернее, это была даже не мечеть, а молельный дом. За очень короткое время на средства прихожан и благодаря активной работе Совета общины, председателем которого является Рафаиль Юсупович Хабибуллин, на месте старого молельного дома выстроена новая мечеть. Теперь ее общая площадь составляет около 700 кв. м.

 

Сейчас, во время проведения праздничных намазов, верующим не хватает места в мечети, и люди размещаются возле храма, на улице. Поэтому во Владимире все острее встает вопрос о строительстве новой Соборной мечети, в которой могли бы разместиться все желающие.

 

Силами владимирских мусульман был создан сайт в Интернете, на котором публикуются новости о событиях, происходящих в нашей мечети. Верующие могут также скачать расписание намазов, прочитать проповеди. На сайте проводится обсуждение вопросов, которые затрагивают острые проблемы, возникающие в мусульманском мире и в обществе в целом. Создана своя газета, в которой есть рубрики для верующих разных возрастов, включая самых маленьких мусульман.

 

— Какая работа ведется в исламских воскресных школах?

 

По приезде во Владимир в ноябре 2007 года я сразу же организовал воскресную школу и провел там первые занятия. Учащиеся исламской воскресной школы изучают следующие дисциплины: Коран, фикх, акыду, историю пророков, арабский язык. Наши студенты несколько раз участвовали в Московской Всероссийской олимпиаде среди учащихся исламских учебных заведений. Более того, учащийся владимирской воскресной школы Алимхан Нагаев занял первое место во второй номинации, а Марьям Раджабова в этой же номинации заняла второе место. В июне 2010 года состоялся первый выпуск воскресной школы, где мои ученики получили свидетельства о начальном религиозном образовании. Сегодня количество учащихся достигает шестидесяти человек, и число желающих получать религиозные знания год от года растет.

 

— Когда Вы стали имам-мухтасибом?

 

1 марта 2011 года по инициативе и с благословения Председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России муфтия шейха Равиля Гайнутдина была зарегистрирована Централизованная религиозная организация мусульман Владимирской области «Мухтасибат Владимирской области», а я был утвержден на пост имам-мухтасиба. В местную Централизованную религиозную организацию входят мусульманские религиозные организации городов: Гусь-Хрустальный, Покров, Александров, Киржач.

 

— Какая работа проводится с мусульманами в местах лишения свободы?

 

В мае 2011 года было заключено соглашение о сотрудничестве с Управлением Федеральной Службы исполнения наказаний России по Владимирской области в целях образования и духовно-нравственного просвещения осужденных лиц мусульманского вероисповедания. Благодаря этому соглашению, уже в трех колониях Владимирской области открыты молельные комнаты, где осужденные могут молиться и получать знания об Исламе. Религия помогает оступившимся мусульманам раскаяться в содеянном преступлении, учит их правильному укладу жизни, воспитывает в них высокие моральные принципы. Открытие молельных комнат в колониях – это огромный вклад в дело исправления осужденных. Мы, со своей стороны, делаем все возможное для того, чтобы оступившиеся люди обрели новый, верный смысл в жизни. Естественно, мы стараемся, чтобы у осужденных была необходимая духовная литература, чтобы в дневное время отбывающие наказание мусульмане имели возможность совершать намаз в оборудованных молельных комнатах. Мы постоянно посещаем наших «подшефных», беседуем с ними, отвечаем на вопросы.

 

Беседовала Нина Зотова

газета "Ислам минбаре"

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/22971/">ISLAMRF.RU: Собирая владимирских мусульман</a>