RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Ирина Звягельская: Запад и мусульманский мир

11.10.2012 14:15

Интервью с Ириной Доновной Звягельской, доктором исторических наук, главным научным сотрудником Института востоковедения РАН.

 

— Ирина Доновна, к каким последствиям могут привести массовые антиамериканские протесты в исламском мире в связи со скандальным фильмом «Невинность мусульман»?

 

— Прежде всего, давайте разберемся в том, стихийная это реакция на фильм и публикацию карикатур на пророка Мухаммеда или нет. Протесты были явно организованы. Сам фильм никогда не был в прокате. Он появился достаточно давно и был доступен только в Интернете. Я не уверена, что широкие массы в арабском мире имели возможность с ним ознакомиться. Очевидно, речь идет об использовании радикалами и экстремистами действительно недостойного фильма в качестве повода для разжигания антиамериканских, антизападных настроений в арабском мире. Их цель – углубить существующую между арабским миром и Западом пропасть, связанную, в том числе, с арабскими революциями. НАТО несет ответственность за то, что установление бесполетной зоны над Ливией фактически превратилось в охоту за Каддафи, закончившуюся «средневековой» расправой над ним. Столь же отвратительная и жестокая расправа над американским послом в Ливии со стороны погромщиков является местью и не имеет никакого отношения к оскорбленным религиозным чувствам.

 

Такого рода конфликты вспыхивают в мусульманских странах не в первый раз. Несколько лет назад на Западе уже публиковались карикатуры на пророка, и они вызвали такую же реакцию. Какой из этого следует вывод? Выводов, на мой взгляд, два. Первый – не трогайте религиозные чувства людей. Люди с особым трепетом относятся к религиозным ценностям. Объяснения, что это свобода слова, не должны служить основанием для оскорбления других людей, независимо от того, мусульмане они, христиане или иудеи. Те люди, которые это делают, либо сознательно провоцируют, либо просто не понимают, что творят.

 

Второй вывод связан с отношениями между мусульманским миром и Западом. Когда Барак Обама пришел в Белый Дом, широкую известность получила его каирская речь. Обама говорил о наличии точек соприкосновения и общих принципов – справедливости, прогресса, терпимости, уважения чести и достоинства всех людей на Земле, об отсутствии базовых противоречий между Америкой и миром ислама. Он говорил, что Соединенные Штаты понимают, что в предыдущий период был сделан ряд ошибок, которые надо исправлять. Иными словами, было бы неверно считать, что цель администрации Обамы заключалась в разжигании конфликтов в мусульманском мире, что она намеренно начала, как администрация Джорджа Буша, продвигать демократию любыми средствами в обществах, не разделяющих либеральных ценностей. То, что произошло в Египте и Тунисе, не было организовано ни Соединенными Штатами, ни другими странами Запада. Там были внутренние проблемы, которые привели к взрыву. Это не означает, что в дальнейшем не было западного вмешательства, хотя в события в Ливии Соединенные Штаты напрямую не вмешивались.

 

За сентябрьскими выступлениями прочитывается политическая, а не религиозная повестка дня. Они очень быстро охватили значительную часть исламского мира, и не исключено, что в ряде случаев оказались даже выгодны местным властям, стремящимся перевести стрелки недовольства на Запад, переключить внимание на проблемы, не имеющие принципиального значения для жизни населения.

 

— Мусульмане проводят акции протеста в Европе и США, французский еженедельный журнал «Charlie Hebdo» публикует на своих страницах карикатуры на мусульман и пророка Мухаммеда. Как Вы оцениваете происходящее? Это взрыв социальной напряженности в западных странах? Какими могут быть последствия для общественной жизни в Европе, США?

 

— Эти выступления отражают, в том числе, и социальную напряженность, хотя они облечены в некую религиозную форму. Тот, кто продолжает печатать карикатуры, поступает в высшей степени безответственно.

 

Теперь относительно вопроса, будут ли углубляться проблемы, будет ли углубляться противостояние. Да, эта спичка, которая была брошена в уже разожженный костер.
Мы помним выступления, охватившие несколько лет назад Францию, когда кварталы громили представители молодежи из числа мигрантов. Повод был другим, но реакция одинакова. В основе – базовая проблема, связанная с декультурализацией молодежи. Молодые люди, с одной стороны, отошли от традиций тех обществ, представителями которых они являются, с другой – не смогли интегрироваться в другое, западное общество. Этот культурный разрыв играет свою роль. Естественно, эти люди неквалифицированны, они не способны состязаться со своими сверстниками, принадлежащими к основному этносу. Они чувствуют себя маргиналами, полагают, что оказались на обочине, и всегда будут винить в этом основную титульную группу населения. Не надо подбрасывать поленья в этот костер. Нужно понимать, что есть методы, которые помогают утихомирить страсти. Хотя это вовсе не исключает жесткую реакцию государства на погромы.

 

— Вы согласны с точкой зрения, что социальные медиа, Интернет играют важнейшую роль в разжигании конфликтов? Существуют ли инструменты для минимизации производимого ими эффекта?

 

— Я категорически против того, чтобы вводить цензуру в Интернете. В любом случае она будет выборочна и продиктована сиюминутными конъюнктурными моментами. Хотя цензура может быть продиктована и определенными задачами, которые будут ставить перед собой властные структуры и которые на самом деле никакого отношения к нравственности, морали и прочему не имеют. Да, в Интернете попадаются гадости. Вопрос не в том, чтобы найти эти гадости и заставить провайдеров от них избавиться. Вопрос заключается в том, что, во-первых, сами провайдеры должны чувствовать большую ответственность, во-вторых, аудитория должна проявлять ответственность. Зачем истинно религиозному человеку смотреть фильм «Невинность мусульман»? Не думаю, что истинно верующий человек опустится до просмотра этого фильма. Очевидные ограничители морального плана должно накладывать на себя само общество. Это касается и тех, кто создает сайты, и тех, кто ими пользуется.

 

В то же время не должны надеяться на помощь правоохранительной системы мракобесы, требующие запретить под предлогом оскорбленных чувств любое произведение искусства, которое им не нравится. Не нравится – не смотрите, не читайте, не слушайте.

 

Запрещать нет смысла: запретят в одном месте, появится в другом. Я считаю, что в итоге этот скандальный фильм получил совершенно незаслуженную рекламу. Теперь его начнут искать, скачивать, передавать друг другу. Мы можем высказать к этому свое отношение и должны его высказывать, но я не уверена, что нужно идти по пути запретов, потому что, как правило, результат бывает контрпродуктивным.

 

— Можно ли предотвратить разжигание подобных конфликтов в будущем?

 

— Мы всегда говорим, что надо понимать представителей другой культуры, понимать, что для них является болезненным, вести с ними диалог. Безусловно, это надо продолжать делать. Но я не вижу возможности в обозримом будущем предотвратить такого рода выступления. С одной стороны, к сожалению, всегда найдутся дураки или провокаторы, которые будут совершать действия, оскорбляющие чьи-то чувства. С другой стороны, всегда будут находиться силы, которым это выгодно, которые захотят за это ухватиться. И надо учитывать такую возможность.

 

– Ирина Доновна, спасибо за Ваш комментарий.

 

Беседовала:

Наталья Евтихевич, программный менеджер РСМД

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/24429/">ISLAMRF.RU: Ирина Звягельская: Запад и мусульманский мир</a>