RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Возвращая долги

04.02.2008 17:54

Тысячелетняя Россия традиционно формировалась как многонациональная и многоконфессиональная страна. Христианство и Ислам, Буддизм и Иудаизм пришли на территорию нашего общего государства до того как возникло централизованное российское государство. Они имели свои регионы распространения, многочисленных верующих, становящихся защитниками своей религии в эпохи ее преследований. Поэтому периоды расцвета России связаны с учетом чувств верующих этих традиционных религий, взаимовыгодным сотрудничеством государства с духовенством.

Огромным недостатком советской эпохи был именно отрыв от многовековых религиозных корней. Но планы коммунистического государства по искрению религий окончились крахом. Не случайно, что в годы Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь призвала к борьбе с фашистскими захватчиками, а муфтий Центрального духовного управления мусульман России Габдуррахман Расули объявил им джихад. Выступая 12 января 2008 года на молебне в Успенском соборе Валдайского Иверского монастыря Президент РФ Владимир Путин отметил, что он и те, кто работают с ним, «представляют государство, которое на протяжении многих предыдущих десятилетий многое сделало для того, чтобы корни нашей истории и культуры, в том числе духовной, были подорваны».

Очень важно, что нынешние российские лидеры осознают ответственность властей за былые преступления против своего народа. В день памяти жертв политических репрессий на месте массовых расстрелов в годы сталинского террора на Бутовском полигоне В.В. Путин испытал искренний шок, прочтя ежедневный список загубленных жизней. Ведь в страшном 1937-м каждый день подвергались казням тысячи людей, независимо от нации и религии. Советские власти в едином безумном и безбожном порыве уничтожали монастыри и дацаны, церкви и мечети, синагоги и костелы.

Председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России, муфтий Нафигулла Аширов:

— Есть надежда, что после заявления, сделанного Президентом России Владимиром Путиным, проблема возврата мусульманской общине собственности, принадлежавшей ей, начнет, наконец, решаться. Напомню, ранее были изданы и указ Бориса Ельцина, в то время главы государства, и постановление Правительства РФ о возвращении всех культовых заведений религиозным организациям. Эти законодательные акты никто не отменял, однако их исполнение на протяжении многих лет чиновники на местах просто саботируют. Не секрет, что сейчас существуют проблемы с возвратом собственности мусульманских общин Касимова, Тюмени, Ставрополя. Я надеюсь, что решение этих проблем сдвинется с мертвой точки и, думаю, что для гарантии исполнения данной инициативы Президента на местах, целесообразно это обещание трансформировать с форму документа.

Что касается территории Духовного управления мусульман Азиатской части России, в западной Сибири еще со времен Сибирского ханства было большое количество мусульманских культовых зданий, мечетей, медресе и пр. А для территории Дальнего Востока эта проблема не актуальна, так как там имущества мусульманской общины и не было.

Но, как сказано в Ветхом завете, есть время разбрасывать камни и время собирать камни. Поэтому В.В. Путин заявил, что «государство вернет долг Русской Православной Церкви, другим традиционным конфессиям, вернет долг российскому народу». Очень важно, что Президент действует в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», где в преамбуле упоминаются четыре религии, которые обычно называются традиционными конфессиями. Поэтому мы, российские мусульмане, искренне благодарны за такую реалистичную оценку роли государства в истории России—СССР—РФ. Особую благодарность вызывает то, что в речи во время молебна на территории ПРАВОСЛАВНОГО МОНАСТЫРЯ Президент РФ не забыл про неправославных, в том числе, МУСУЛЬМАН.

Не стоит забывать, что репрессии против религии Ислам российское государство в Поволжье начало задолго до Советской власти. Если Русская Православная церковь в годы золотоордынского владычества получила в свои руки до трети обрабатываемых земель России, то с присоединением ханств Казани и Астрахани недвижимая собственность мусульманских организаций в лице вакфов была ликвидирована. В течение двух веков в Поволжье и Приуралье с большой кровью устанавливался режим веротерпимости. Только в 1773 году, когда на защиту российского государства против шаек Пугачева в крае встало только российское дворянство и мусульманская элита, Ислам получил статус на общегосударственном уровне. Когда к России были присоединены Крым, Средняя Азия, Северный Кавказ и Закавказье здесь уже были признаны вакфы и нормы мусульманского брачно-семейного права. В Волго-Уральском регионе собственность в виде вакфов так и не была возвращена. Поэтому здесь, в Центральной России, мусульмане заново воссоздали сеть вакфов, обычно уже не в виде земельных участков, а магазинов, процентов с банковских капиталов. Нужно ли говорить, что эта собственность была конфискована уже Советским режимом. И в постсоветские годы мусульмане не получили возможность на стабильное финансирование от льгот на таможне, как Русская Православная Церковь Московского Патриархата (РПЦ МП). Сейчас РПЦ МП вспоминает о тех земельных участках в центрах городов и монастырских землях, которые она начала получать еще в ордынские времена. Троице-Сергиева Лавра здесь лишь самый известный пример.

Мусульманские города в подконтрольном России Бухарском эмирате, в Османской Империи, в Египте также имели большие массивы земель, находившиеся в распоряжении вакфов. С конца позапрошлого века за их счет финансировалось и создание системы современного образования. В мусульманском мире нет храмов и духовенства в христианском понимании. Мечеть должна быть не только центром молитв, но и местом образования. Если в годы Великой Отечественной войны система православного образования в России была хотя бы частично восстановлена, то мусульманам, несмотря на все их просьбы, пришлось ждать эпохи Горбачева. Но тогда страну захлестнула волна нестабильности, и потоками хлынули иностранные миссионеры. Несомненно, что многие из них искренне старались принести добро, оказывая помощь в строительстве мечетей, проповеднической и образовательной деятельности. Но редко кто из них мог понять как вести себя в условиях многонационального и многоконфессионального государства. Если Русская Православная Церковь за счет своей централизованной структуры, финансовых ресурсов и контактов с властями могла хотя бы частично блокировать негативное иностранное воздействие, то разрозненные муфтияты не вели даже сколько-нибудь координированной политики. В Татарстане удалось добиться включения пункта о вакфах в республиканский закон «О свободе совести и о религиозных объедениях». Предложение о включении такого пункта в аналогичный федеральный закон прозвучало из уст первого вице-премьера, ныне кандидата в Президенты РФ Дмитрия Медведева. Только таким способом удастся обеспечить стабильного финансирования мусульманской инфраструктуры, прежде всего — образовательной.

В 1990-е гг. основные силы были брошены на экстенсивное развитие, а именно на рост числа мечетей. Сегодня в Татарстане около тысячи мечетей. Но многие из них стоят занесенными снегом и без отопления. Да, вроде бы обеспечиваются элементарные религиозные потребности мусульман: исем кушу (имянаречение), никах (бракосочетание), джаназа (похоронный обряд). Но будем честны: это было возможно в большинстве деревень даже в худшие советские времена. При этом никто не сомневался в необходимости проведения поминок на третий, седьмой и сороковой день и годину. Сегодня с этими традициями пытаются бороться молодые имамы, получившие образование за рубежом или у иностранных преподавателей. Возможно, спасет ситуацию то, что по данным председателя Духовного управления мусульман Татарстана Гусмана-хазрата Исхакова, только 20% имамов имеют религиозное образование. За 20 лет религиозного образования российские имамы не получили ни одного специалиста на уровне профессора богословия. А ведь по уставу Центрального духовного управления такой уровень подготовки должен иметь муфтий и все шесть казыев.

Советник Президента Российской Федерации Асламбек Аслаханов:

— Данное заявление Владимира Путина — событие исключительной важности. После того, как Президент всенародно обещал религиозным организациям восстановить их права, я думаю, чиновники на местах, до этого игнорировавшие законы, в соответствии с которыми имущество религиозных организаций должно быть возвращено им, не смогут и далее продолжать такую некорректную по отношению к мусульманам практику. В противном случае, думаю, реакция Президента будет однозначной.

Особенно важен в данном аспекте, не только сам факт обещания вернуть религиозным организациям долг государства, но то, что Президент еще раз подтвердил: все традиционные религии равноценны для государства, и в Российской Федерации религии не делятся по значимости.

 

К сожалению, не только муфтии, но и ректоры мусульманских вузов не обладают таким образованием. Конечно, такие улемы-специалисты были редкостью и столетие назад, но ведь они же были. Сегодня стало ясно, что для подготовки таких специалистов нужна помощь светских ученых. Но нам нужны не бывшие научные атеисты, а люди, посвятившие долгие годы изучению истории, богословия и языков мусульманских народов, пусть даже они будут немусульманами. Мы от души приветствовали выстраивание контактов между мусульманскими вузами и ведущими университетами России. Сегодня Нижегородский исламский институт им. Х. Фаизханова в сотрудничестве с Нижегородским госуниверситетом выдал на гора целый ряд учебных пособий, которые уже используют преподаватели и студенты вузов. Сегодня тормозится строительство мусульманского комплекса в Нижнем Новгороде, который должен занять важное место в финансовой и издательской стратегии. Мусульмане не собираются стоять с протянутой рукой, но не мешайте нам, пожалуйста, в выстраивании своей инфраструктуры. Президент В.В. Путин четко объяснил, как это делается в отношении РПЦ МП на примере Валдайского Иверского монастыря: «Федеральная дорожная служба построила мосты и дорогу, РАО «ЕЭС России» провело электричество, «Газпром» — газ, а Сбербанк России вложил десятки миллионов долларов в реконструкцию храма». Огромные средства были вложены и в возрождение Саровского монастыря в Нижегородской области, меньшие, но все равно значительные, в Раифский монастырь в пригороде Казани. А теперь посмотрите, в каком состоянии находится инфраструктура Булгара. Расстояние между ним и Казанью сравнимо с расстоянием между Саровом и Нижним Новгородом. Да, в археологическом отношении здесь сделано много, но и то, в основном, в советские годы. Асфальтовая дорога лучше не стала. Единственным плюсом является мост в низовьях Камы, на трассе, соединяющей Казань и Самару. Метеоры до Булгарского городища так и не добираются. А уж туалеты Булгара «типа сортир» и единственная деревянная гостиница стали только хуже за последние четверть века. Нельзя забывать, что ежегодно в Булгаре своими силами при всех этих жутких возможностях собирается не меньше людей со всего Волго-Уральского региона, чем в Сарове.

Поэтому в современной России так важно возрождение традиций мусульман-ханафитов, в течение тысячелетия проживающих бок о бок с христианами. Мусульмане Волго-Уральского региона работают во всех сферах российской жизни. Мы очень горды тем, что в федеральном правительстве сейчас работают два министра-татарина, занимающих ключевые посты. Это свидетельствует о глубочайшем межличностном доверни между русскими и татарами. Упоминание на Валдае Президентом Путиным положительной роли традиционных конфессий для нашей страны произошло накануне нового года по хиджре. Оно стало подарком для всех членов российской уммы. Но это взаимное доверие и уважение необходимо продублировать на уровне институциональном. Православная академия и мусульманский университет, монастырь и вакф, мектебе и воскресная школа, отделения в вузах, религиозные издательства, сайты православных и мусульман, иудеев и буддистов должны совместно продолжать укреплять российское государство в рамках федерального законодательства.

 

Аналитический центр «Амаль»

 

 

 

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», №4 (53),
26 – 31 января 2008 — с. 1–3.

 

 

04-02-2008

 

Ссылки по теме:

14-01-08 Владимир Путин: Государство вернет долг религиозным организациям

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/1357/">ISLAMRF.RU: Возвращая долги</a>