RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Россия — Узбекистан: «есть контакт?»

08.02.2008 12:20

«Что важнее в отношениях России с мусульманским миром — политика, идеология или экономика?» — задается вопросом один из ведущих исламоведов нашей страны, д. и. н. А. В. Малашенко в своей новой книге «Ислам для России». Ответ прост: геополитика важнее, но экономические отношения в сфере добычи и торговли углеводородами неразрывно связаны с политикой.

Интересы Российской Федерации в Узбекистане

Россия — Узбекистан: «есть контакт?»«Что важнее в отношениях России с мусульманским миром — политика, идеология или экономика?» — задается вопросом один из ведущих исламоведов нашей страны, д. и. н. А. В. Малашенко в своей новой книге «Ислам для России». Ответ прост: геополитика важнее, но экономические отношения в сфере добычи и торговли углеводородами неразрывно связаны с политикой.

Узбекистан — ключевая страна Центральной Азии, самая густонаселенная в этом регионе, самая большая по численности населения среди мусульманских стран СНГ и третья в СНГ после России и Украины. Уникальное геополитическое положение Узбекистана, единственной страны, граничащей со всеми странами Центральной Азии, давно осознано ведущими мировыми державами. Претензии Ташкента на лидерство в регионе, хотя и вызывают ревность со стороны соседей, исторически, географически и демографически вполне оправданны. Исламские страны относительно недавно обратили внимание на Узбекистан как на важного игрока в мусульманском мире; так, в 2007 году Ташкент признан ИСЕСКО «культурной столицей Ислама».

Российская Федерация до недавних пор не играла активной роли во взаимоотношениях с Узбекистаном, хотя в республике усилиями властей в 1990-е годы были созданы льготные условия для турецкого, германского, корейского капиталов. Первичную роль здесь играл сам политический вектор ельцинской эпохи, направленный на развал СССР и всех связей в рамках постсоветского пространства. Одним из печальных последствий этой нездоровой политики стало фактическое отсутствие доступа к экономике Узбекистана для российского капитала. Естественным следствием разрыва всех связей, инициированных Москвой, стало укрепление независимости (от Москвы в первую очередь) стран СНГ, что воспринималось Ташкентом как построение самодостаточного государства. Однако изменение подходов как Москвы, так и Ташкента к вопросам межгосударственных связей с 2005–2006 годов открыло перед странами новые возможности.

В первую очередь речь идет о возможных масштабных проектах по добыче и транспортировке нефти и газа из Узбекистана. Как показывает опыт соседних республик, для Ташкента путь интенсивного развития экспорта углеводородов может стать переломным в плане укрепления экономического достатка и внутрисоциальной стабильности. Интересы же России в доступе к узбекским месторождениям в условиях мощного роста размежевания на международной арене по линии «сытый Запад» — «бедный Юг» (или «Восток» — термины могут быть любые, важна суть) вполне очевидны. В то же время Россия, по мнению экспертов, так или иначе будет сталкиваться в этом регионе с усиливающимся влиянием других игроков — таких, как Китай, Индия, США или Европа.

Возвращаясь к началу статьи, вспомним тезис о том, что геополитика важнее экономики. Действительно, роль Узбекистана в укреплении общерегиональной стабильности (или, напротив, росте нестабильности) огромна. Любая революция в этой стране, будь то «зеленая» или «оранжевая», обернется катастрофическими последствиями как для гражданэтого государства (в чем убеждает печальный опыт двух соседних республик), так и для населения всех без исключения сопредельных стран, а также и для долгосрочных интересов России в регионе.

Безусловно, при учете российских интересов нельзя игнорировать и этнокультурную составляющую: русскоязычная диаспора Узбекистана может и должна занять важное место в развитии связей между нашими странами, в деле продвижения российского капитала в отдельных отраслях хозяйства своей страны. Кстати говоря, большинство граждан Узбекистана, в отличие от соседних Таджикистана или Туркмении, прекрасно разговаривают на русском языке и не забывают его даже в условиях разрыва единого языкового пространства с Россией.

Стоит вспомнить и о татарской общине, которая в этой республике является самой крупной по сравнению с другими странами Центральной Азии. В условиях независимого Узбекистана татары не только сохранили, но и преумножили свои позиции в обществе. Татарская общественность этой страны жаждет наладить мосты с соотечественниками в России, готова сотрудничать по многим проектам в культурной, религиозной сферах и может стать хорошим проводником в деле оживления экономических связей между предпринимателями среднего уровня двух государств.

Интересы Республики Узбекистан в России

Россия — Узбекистан: «есть контакт?» Несмотря на ведущее положение Ташкента по сравнению с другими региональными столицами в Центральной Азии, далеко не все его потенциальные возможности по выходу на лидирующие позиции воплощены в жизнь. Для осознания причин сложившейся ситуации можно произнести только одно слово, своеобразный пароль, из которого будет понятен реальный расклад сил — «Байконур». Конечно, достижения Астаны в развитии своей страны ни в коем случае нельзя свести только лишь к наследству, доставшемуся от Советского Союза, и тем не менее игнорировать вес промышленного сектора советских времен в современной экономике стран региона невозможно: именно он играл значительную роль в стартовых позициях бывших «братских республик».

Таким образом, становится очевидным, что, не имея качественного индустриального роста, выиграть в неофициальном соревновании при конкурировании экономик невозможно. Именно потому участие — и не просто участие, а активная капитализация узбекистанской экономики российскими предприятиями и фирмами — жизненно необходимы самому Ташкенту.

Нефтегазовый «Клондайк», обнаруженный в автономной республике Каракалпакстан, может и должен стать предпосылкой разрешения экологического кризиса в регионе Аральского моря, включая повышение жизненных стандартов населения, приведение системы здравоохранения в соответствие с мировыми тенденциями, промышленное и этнокультурное развитие этого самобытного региона и всего Узбекистана. Однако реально разработку этих месторождений в столь сложных климатических условиях можно поручить только ведущим специалистам в этой отрасли. Выбор невелик: если не Россия — тогда европейские или американские компании, но… Вслед за ними сюда неизбежно подтянутся и другие гражданские структуры, которых не очень-то жалуют в традиционных азиатских обществах.

Вероятно, и России есть что предложить для узбекистанцев в плане строительства гражданского общества. Хотя Москва до сих пор остается любимым объектом критики западных правозащитных организаций, накал полемики в условиях нынешнего российского общества все же несравненно меньше, чем это наблюдается во взаимоотношениях между Западом и странами Центральной Азии. Этому способствует множество факторов, в том числе умелая линия Кремля по разоблачению двуличной политики Запада, с одной стороны, и новый внешнеполитический вектор поиска союзников в странах исламского мира, с другой.

Возможная взаимозависимость Ташкента и Москвы проявляется и в следующем вопросе. Для снижения уровня социального дискурса внутри страны Узбекистан может и должен стать донором рабочей силы для России, в которой демографические процессы не столь успешны, как в Средней Азии. Опыт Бишкека, заключившего официальное соглашение по работе мигрантов из Киргизии в Москве, доказывает обоюдную пользу такого реалистичного и своевременного подхода.

Проект возрождения ханафитской школы — ключевое связующее звено между Россией и Узбекистаном

Проблемы многих мусульманских государств в их отношениях с «внутренним Исламом» во многом были вызваны отсутствием продуманной линии, а также идеологической размытостью мусульманского сообщества. Во многих странах Ближнего и Среднего Востока существуют четкие сектантские группировки саляфитского типа, концентрирующие в себе протестное население, в первую очередь молодежь. В традиционном обществе есть, как правило, и небольшие суфийские группы, в основном из престарелого контингента, лишенные всякого выхода на массы. Наконец, существуют огромные массы людей, так называемых традиционных мусульман, которые, по сути, никем не управляются в плане духовного наставничества, при этом жестко контролируются властями и имеют в качестве инструментария средневековые институты: медресе и мечети, работающие по программам XVII–XIX столетий.

В этом отношении разработанный в России в последние годы курс на возрождение ханафитской школы богословия с опорой на союз науки, философии и религии, с учетом современных концепций и технологий, представляет собой «спасательный круг» для многих общественных и государственных структур. Высокие собеседники из многих регионов СНГ не скрывали своего крайнего удивления высочайшим уровнем литературы и прессы, выпускаемой сегодня в России — в частности, Фондом им. Абу-Ханифы, и откровенно говорили, что им не с чем сравнить эти продукты внутри своих стран. Таким образом, не просто знакомство, но и реальные предложения о совместной работе по развитию ханафитской школы и культурному сотрудничеству с мусульманской общественностью Узбекистана и других стран Центральной Азии являются целью нового поколения российских единоверцев.

Как мы уже неоднократно писали, любую радикальную идеологию невозможно уничтожить физически; задача современного общества — создать такие условия жизни, при которых радикальная идеология изжила бы сама себя, не будучи востребованной людьми. Именно этому и способствует видение Ислама традиционными юридическими школами — в частности, ханафитским мазхабом. Тот же А. В. Малашенко указывает на то, что «ханафитский мазхаб является фактором сдерживания радикализма».

Самая главная стадия борьбы с терроризмом в Исламе — стадия религиозного обоснования ошибочности, преступности идеологии террористов и неизбежности Божественного проклятия в их адрес. Только тогда, когда Абу-Ханифа обосновал богословско-правовые нормы, приравнивающие действия средневековых террористов-хариджитов к гибельной перед Аллахом ереси, это движение трансформировалось в умеренное, навсегда сняв радикальную риторику с повестки дня.

На сегодняшний день и система мусульманского образования, и книжные полки при мечетях, и библиотеки мусульман СНГ нуждаются в комплексных и базовых учебниках по Исламу, которые охватывали бы широкий круг богословских дисциплин и приводили бы к унификации многочисленных и порой конфликтующих идеологических школ, к профилактике экстремизма и радикализма в обществе. Скажем, работы по истории Ислама традиционно широко представлены только в исполнении светских ученых-востоковедов; как правило, читатели-мусульмане предпочитают иные трактовки этим трудам, относясь к ним с подозрением и недоверием. К примеру, история Арабского Халифата в изложении востоковедов не придает ни малейшего значения сакральности самого института Халифата — это вызывает обоснованное недовольство со стороны мусульман. С другой стороны, изложение той же истории Халифата со стороны приверженцев учения «Хизб ут-Тахрир» приводит читателя к мысли о необходимости вооруженным путем установить Халифат «здесь и сейчас». На наш взгляд, обеим тенденциям следует противопоставить умеренный, толерантный и объективный взгляд на историю Ислама, воспользовавшись для этого трудами историков-мусульман.

Крайне актуальны, особенно для молодых проповедников, качественно новые пособия с текстами современных проповедей, где должны быть описаны методология проповеди, ее основные положения и задачи, стоящие перед проповедником. В основу такого пособия должны лечь проповеди современных имамов, которые полны призывов к миру, межконфессиональной и межэтнической толерантности, социальной гармонии и умиротворению общества в кризисные периоды его развития.

Межцивилизационный и межкультурный диалог, популяризация и освещение культуры мусульманских народов России и стран СНГ — вот те наработки и проекты, которые готовы прямо сегодня предложить своим единоверцам в Узбекистане российские мусульмане, возрождающие ханафитскую школу после 70 лет подавления религии.

 

Аналитический центр «Амаль»

 

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», №31,
июль–август 2007 — с. 1, 3.

08.02.2008

 

Ссылки по теме:

08-02-08 В.Путин и И.Каримов подписали программу экономического сотрудничества России и Узбекистана

04-02-08 Россию посетит Президент Узбекистана Ислам Каримов

Россия - Центральная Азия: открывая врата Исламского мира

24-01-08 Арабская координационная группа инвестирует в Узбекистан $ 1 миллиард

Спецвыпуск журнала «Минарет» посвящён духовным связям России и Узбекистана

16-11-07 В Нижнем Новгороде учреждён Фонд имени муфтиев Бабахановых

Род муфтиев Бабахановых: нести свет Ислама в любых условиях!

Сенсации и мудрость – в «Бухарских воспоминаниях» Умара Идрисова: взгляд на поколение «бухарских имамов» изнутри

Нужна ли «нам» Центральная Азия?

Центральная Азия: выбор приоритетов

16-01-08 Ислам Каримов принял приcягу

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/1442/">ISLAMRF.RU: Россия — Узбекистан: «есть контакт?»</a>