RSS | PDA | Архив   Понедельник 20 Май 2024 | 1433 х.
 

Традиция уважения к предшественникам. Ризаэтдин Фахретдин — каким должен быть имам

06.05.2011 17:40

5 апреля в Уфе прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные ресурсы мусульманского образования: Вторые Фахретдиновские чтения». Организаторами чтений выступили Совет по государственно-межконфессиональным отношениям при президенте РБ, ЦДУМ, Духовное управление мусульман Башкортостана, Духовное управление мусульман Нижегородской области, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Институт этнологических исследований УНЦ РАН, Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН. Специально к конференции Издательский дом «Медина» выпустил сборник научных статей, посвященных II Фахретдиновским чтениям. Предлагаем Вашему вниманию выступление проректора Нижегородского исламского института им. Х. Фаизханова по учебной работе, директора нижегородского исламского медресе «Махинур» Абдулбари Муслимова.

 

Сегодня вновь возобновилась дискуссия на тему, каким должен быть имам, каким должен быть муфтий. В последнее десятилетие были достигнуты значительные результаты в развертывании сети мечетей, мектебе и медресе, и эти заслуги нельзя не оценивать высоко. Однако религия — это не только институт, но и живая связь между человеком и Богом. И здесь мы должны знать опыт тех улемов и мударрисов, шейхов и муфтиев а так же казыев, которые были до нас. Ризаэтдин Фахретдин в своей хронике «Асар» и на страницах журнала «Шура» создал наиболее целостную хронику жизни наставников мусульман Волго-Уральского региона и Западной Сибири за целое тысячелетие. Ризаэтдин Фахретдин отдал должное всем муфтиям Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС). Зачастую его оценки муфтиев и улемов весьма некомплиментарны, но всегда взвешены и аргументированы.

 

Как мы — российские мусульмане, оцениваем сегодня наследие Ризаэтдина Фахретдина? Что мы можем сказать об этом имаме, богослове и ученым?

 

Надо сказать, что труды Р. Фахретдинова интересовали исследователей и в советское время, и в современности. Еще при жизни самого Р. Фахретдинова называли величайшим ученым современного мусульманского Востока, религиозным мыслителем нового типа, обладающим глубокими познаниями в богословии, мусульманской литературе и незаурядными литературными данными, с изящным языком и оригинальным стилем.

 

Ризаэтдин Фахретдин не был имамом, замкнувшимся на дискуссиях, связанных только обрядовой стороной религиозных предписаний. Он был религиозным деятелем, взгляды которого сформировались под влиянием как мусульманских ученых-богословов, так и европейских ученых и мыслителей.

 

Нам кажется более важным распределять источники формирования взглядов Фахретдинова по степени и роли их влияния. Это позволит нам представить систему его стоновления, как имама и богослова. И согласится тем порядком который дает Ф. Н. Баишев в своей работе «Общественно-политические и нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова».

 

Первое это труды соотечественников — тюркско-мусульманских ученых-богословов, просветителей, предшественников и современников более старшего поколения,

 

Второе, это труды ученых-богословов, мыслителей и деятелей средневекового и современного ему Востока;

 

Третье, это творчество западных, в том числе русских ученых.

 

Решение одной из наиболее серьезных проблем — проблемы подготовки студентов мы можем найти ориентируясь на пример этого ученого. Формирование Р. Фахретдина как учителя, имама, журналиста, богослова происходило на базе учебных заведений мусульман России, однако сам он потратил дополнительно много времени на изучение трудов мусульманских богословов мирового масштаба. Р. Фахретдин — как ученый энциклопедист, создал немало заметок об ученых Европы, что также является важным примером воспитания имама. Поднимая вопрос об обучении молодого поколения мы должны способствовать созданию системы мусульманского образования в России с учетом того факта, что мусульмане России являются частью мусульманского мира и связаны между собой одним мировозрением и правовыми школами, выступающими объединяющим фактором. Кроме того, мы должны помнить, что российская образовательная система дала стране великолепных специалистов в исламских вопросах одним из которых является Р. Фахретдин, однако многие из этих ученых получали первоначальное образование в России, а потом в Бухаре, или в Турции — фактически за границей, но это не мешало им быть искренними верующими, прекрасно знающими свою религию, и оставаться патриотами своей страны и быть преданными своему народу.

 

Ризаэтдин Фахретдин создает биографии философов, писателей, общественных деятелей и благотворителей в качестве образцов для подражания со стороны современных мусульман. В биографии Ахмет-бая Хусаинова в 1911 году Фахретдин создал образ идеального общественного деятеля из рядов буржуазии. Р. Фахретдин в биографии Ибн Араби в 1912 году писал, что Ислам должен давать ответы на все реалии современности и проблемы этого и загробного миров. Образцом для подражания должны служить не только правители и улемы, но и создатели школ, лица, финансирующие образование и воспитание детей, основатели приютов и больниц. В биографии турецкого писателя и просветителя Ахмада Мидхата, изданной в 1913 году, Ризаэтдин Фахретдин утверждал, что необходимо как религиозное, так и светское знание. Он писал, что великие улемы Ибн Рушд, Маари, Газали и Ибн Араби трудились во имя свой нации, Родины и религии. «Хатима» — заключительной части он давал представление об обязанностях мусульман современности. Возможно, самым ценным является та живая связь, которую Ризаэтдин Фахретдин прокладывал между деятелями прошлого и дня сегодняшнего. Все они выступают как реальные люди со своими учителями, учениками, женами, детьми, трудами, своими достоинствами и недостатками. И здесь мы можем учиться путям решения и способам избегания провалов.

 

Хочется особо отметить, что свои работы он также посвятил биографиям выдающихся женщин мусульманского мира прошлого и нового времени — «Машhур хатыннар», изданная в 1903 г. И здесь он тоже идет от легендарных правительниц к своим современницам. Именно такое уважение к трудам и дням людей, а не только к их материальным достижениям является важным для дня сегодняшнего. Ризаэтдина Фахретдина часто упрекали за любовь к излишним подробностям и мелочам. Но именно это уважение к каждому человеку, его заботам и свершениям является одним из основополагающих устоев религии Ислам. Сегодня в мусульманской умме России наблюдаются серьезные противоречия между старым и новым поколениями последователей ислама, но разногласия были и раньше между джадидами и кадимистами – к примеру, по вопросам развития воспитательной системы. Р. Фахретдин – наиболее близкий к нам пример мудрого наставника и ученого, философа и богослова, который умел найти удачное и компромиссное решение. Не менее важно и то обстоятельство, что он уважаем и признаваем разными народами, в том числе башкирами, татарами, казахами.

 

Резюмируя, мы имеем права заключить, что творчество Ризаэтдина Фахретдина становится все более актуальным с каждым днем, и мы должны учиться его опыту.

 

24 марта текущего года во время проходившего в Москве Всероссийского мусульманского совещания был принят итоговый документ, в котором указаны направления дальнейшего развития уммы в России. Согласно документу необходимы: 1. Консолидация духовных структур российских мусульман; 2. Противодействие распространению экстремистских идей; 3. Противодействие распространению исламофобии; 5. Поддержание межнационального и межконфессионального мира.

 

Все указанное может базироваться только на общих для всех российских мусульман духовном, интеллектуальном и общественном опыте классиков российской исламской традиции, многовековом опыте мирного сосуществования различных народностей и конфессий в границах одной страны, законах Российской Федерации. Российским мусульманам необходимо сосредоточиться на просветительской и образовательной деятельности. Это подразумевает создание учебной литературы в соответствии с традициями российских мусульман; рецензирование учебной и религиозно-просветительской литературы; создание сети средств массовой информации в лице телевидения, сайтов, печатных изданий; проведение проповеднической и просветительской деятельности; организацию преподавания основ исламской культуры в светских учебных заведениях; выработка и обновление стандартов для мусульманских учебных заведений. При этом мы должны учитываться величайший опыт таких ученых, имамов, богословов, как Хусаин Фаизханов, Ризаэтдин Фахретдин и многих других наших духовных наставников.

 

IslamNN

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/15957/">ISLAMRF.RU: Традиция уважения к предшественникам. Ризаэтдин Фахретдин — каким должен быть имам</a>