RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Мусульманский рост в современном мире

14.04.2008 18:02

Пару недель назад Католическая церковь признала, что мусульмане на сегодня являются крупнейшей мировой конфессией. Нас уже 1 миллиард 300 миллионов. Крупнейшей группой христиан остаются католики — их 1 миллиард 113 миллионов. Православных где-то в четыре раза меньше. Но дело здесь не только в количестве, но и в качестве. В отличие от Черной Африки и многих стран Латинской Америки, большая часть мусульманского мира демонстрирует стабильное экономическое и политическое развитие. Скольким странам мусульманского мира от Алжира на западе до Индонезии на востоке предрекали хаос и гражданскую войну, но они устояли. Здесь не произошло этнической резни как в Руанде. По мусульманскому миру строятся новые заводы, открываются новые вузы. В России приверженность к религии Ислама все больше демонстрируют люди молодые и образованные. Они не стали хуже знать русский язык, культуру и историю, но гордятся деяниями своих предков-мусульман. В Казани стало престижно знать татарский, в Грозном — следовать горским адатам.

«Единство — основная политика нашей религии, братство — самая определенная основа»

Эти слова произнес выдающийся политик Рашид казый Ибрагим на III Всероссийском мусульманском съезде 16 августа 1906 года в Нижнем Новгороде. Под этими словами и сегодня готовы подписаться российские мусульмане. После распада Центрального Духовного управления мусульман (ЦДУМ) и Духовного управления мусульман Северного Кавказа (ДУМСК) связи между российскими мусульманами не распались, но стали напоминать скорее отношения между странами СНГ: внешне очень красивые, но не слишком функциональные. Одна из них носила непроизносимое название: ВКЦДУМР. Часть этого названия была использована Координационным центром мусульман Северного Кавказа (КЦМСК). Председателей уфимского ЦДУМ, меняющего квартиры КЦМСК и московского Совета муфтиев России принимал Президент В. В.Путин. Возможно, избранный президент РФ. Д. А. Медведев изменит этому обычаю. Но определенной стратегии в работе этих мусульманских центров с государством дело обстоит плохо.

Даже квалифицированный специалист вряд ли назовет вам точное количество Духовных управлений мусульман в сегодняшней России. При этом альянсы муфтиятов становятся все более запутанными. Да, формально существуют три вышеупомянутых центра со своими регионами влияния. В реальности же все не так однозначно. Если ДУМСК как-то объединяет кавказские народы, то в антиномии ЦДУМ и СМР многим видится раскол внутри татар. Не случайно председатель Всемирного конгресса татар (ВКТ), бывший заместитель заведующего отелом агитации и пропаганды Татарского обкома КПСС Ринат Закиров создал при ВКТ религиозную комиссию. Сюда вошли председатели ЦДУМ, СМР и ДУМ РТ. Особыми политическими или тем более богословскими достижениями она не известна. Более того, согласно информированным источникам, один из зампредов ВКТ и одна дама из ВКТ, ранее известная своими горячими речами о независимости Татарстана, занимаются конструированием отдельного народа сибирских татар. Новым открытием является «миллет», то есть отдельная этноконфессиональная община сибирских татар в XIX — начале XX веков. Интересно, какие ее органы наша дама имела в виду и почему сибирские мусульмане обучались на едином татарском литературном языке. Наши сторонники по всей России выступают за единство татарской нации. Нам раньше было трудно понять реплики заместителя председателя ВКТ Дамира Исхакова о том, что всех татар Нижегородской области можно разместить на территории одного района. Теперь хотя бы ясно, что он предлагает вместо идеи единства татар.

Конечно, на людях речи произносятся красивые, но что делается реально? Число татарских и других национальных школ по России сокращается. Со следующего учебного года будет до минимума урезан национально-региональный компонент, то есть преподавание языка, литературы и истории нерусских народов. Сейчас ВКТ и Курултай башкир написали протест. Но где были власти республик и лидеры централизованных национальных организаций, когда эти поправки к закону об образовании были еще только внесены в российскую Государственную Думу?

Это раскол по этнографическому признаку во многом влияет и на раскол муфтиятов. Муфтият Сибири в Омске фактически ведет независимое существование. Действительно, ведь им сказали, что сибирские татары сами по себе. В Перми Духовное управление мусульман сократило уровень контактов с ЦДУМ. Там тоже не поймешь: где татары, где башкиры? В самой Уфе сосуществуют два муфтията, раскол между которыми объясняют политическими различиями между татарами и башкирами. Вместе с тем, примерно треть браков в этой республики смешанные между этими народами. Где же тут конфликт: прямо в сотнях тысяч домов?

Духовное управление мусульман Нижегородской области также выстраивает свою политику. В целом ряде регионов, особенно Поволжья и Приуралья, действуют муфтияты, ориентированные как на ЦДУМ, так и на СМР. При ДУМ Татарстана существует (правда, не слишком активно) Казанский муфтият. От такой чересполосицы уже рябит в глазах.

Кстати, о сионизме?

Эта карта феодальной раздробленности непонятна самим верующим. Даже, например, на пространстве СМР возникают труднообъяснимые ситуации. Последним эпизодом, получившим всероссийскую известность, стала дискуссия среди сопредседателей СМР об определении сионизма. Напомним, что муфтий Азиатской части России (ДУМАЧР) Нафигулла-хазрат Аширов попался на удочку провокаторов и был обвинен в антисемитизме. Разобщенность муфтиятов и их лидеров привела к тому, что одни поддержали Аширова, а другие отмежевались от его слов, назвав их частным мнением Аширова, а не позицией СМР. 

Теперь было бы неплохо объяснить свои позиции российским мусульманам. Миллионы советских мусульман не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны, в том числе и для того, чтобы спасти евреев и другие народы на оккупированных землях от всеобщего их уничтожения германскими фашистами. Евреям не нужно забывать, что татары в дни великой войны заняли четвертое место по числу героев Советского Союза. Если для военнопленных евреев был один вариант  — смерть, то из мусульман фашисты формировали воинские части и обещали создание национальных государств, свободу религии и собственности. Но советские мусульмане на это не «купились», и наши муфтии объявили джихад фашистам. И нам действительно непонятно, почему израильское государство безнаказанно уничтожает наших братьев-мусульман, включая женщин и детей. Эти убийства мирного населения осуждаются на уровне большинства государств и международных организаций. К тому же если Россия и Евросоюз ведут диалог с ХАМАС, значит, они признают право арабов на защиту своих земель; помимо того, весь мир признает актуальным проблему гуманитарной катастрофы сектора Газа, который находится на грани голода. Если уж в России осуждать крайности, связанные с этой темой, то, вероятно, следовало бы пристальнее приглядеться к таким движениям, как «Татары за Израиль», которые не отражают мнения никого, кроме самих себя.

К тому же если Израиль позиционирует себя как европейская демократическая страна, то давайте вспомним опыт Великобритании по борьбе с ирландскими сепаратистами: государство не бомбило католические кварталы, тогда стопроцентно сочувствовавшие Ирландской Республиканской Армии.

Жечь ли книги?

В последние месяцы представители многих Духовных управлений мусульман активно критикуют запрещение бугурусланским судом целого ряда учебных изданий. Как мы говорили, нужно различать попытку государства навести порядок в этой сфере и последующие результаты этого решения.

За всем эти забылась история Бугурусланского муфтията, входившего в СМР, и его лидера Исмагила Шингареева. Ведь первопричиной запретов книг было закрытие местного медресе «Фуркан». Финансирование медресе регулярно обеспечивалось одним из зарубежных фондов, политика которого во многом противоречила традициям татарских религиозных учебных заведений. Среди преподавателей практически не было российских граждан, при этом светские дисциплины отсутствовали. Особо следует указать на презрение шакирдов медресе к окружавшим их простым людям (в т.ч. и мусульманам), татарскому языку, национальным обычаям татар. Действительно, зачем таким студентам изучать стихо-творения героя Советского Союза Мусы Джалиля, который был шакирдом медресе «Хусаиния»? Эти строки стоило бы прочесть тем, кто сейчас стремится уничтожить преподавание татарского и др. национальных языков по всей России. В 1990-х гг. в городе Бугуруслане это уже открыло дорогу радикалам. И хотя медресе закрыли, но его семена частично проросли. Так, например, после известных событий Шингареев призывал устроить оранжевую революцию в Узбекистане.

Что же делать с запрещенными книгами? Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Татарстана Валиулла-хазрат Якупов предложил их сжечь в кочегарке. Так он интерпретировал слова прокурора Татарстана Кафиля Амирова. Правда, последний весьма легко опровергнул такое радикальное утверждение. Прокурор также указал, что хранение этих книг не является преступлением. Незаконна пропаганда тех идей в книгах, которые противоречат российским законам. Но в Валиулле-хазрате проснулась его комсомольская юность, когда он был лидером молодых ленинцев Казанского химико-технологического института. Его призыв, как и должно было быть, вызвал жесткое негодование татарской общественности.

Но за дискуссией осталось самое важное. И большинство татарских националов, и федеральные чиновники хотят одного того же: мира и процветания. У нас есть общая родная земля, и всем нам нужно договариваться об общих правилах ради благополучия наших детей, как минимум. И здесь позвольте повториться: российские улемы, особенно татары, в начале прошлого века сумели доказать, что такие институты современного общества, как парламент, Конституция, светское образование, избирательное право для женщин, банковская система ничем не противоречат нормам шариата. Теперь российским мусульманам, особенно молодому поколению, в определенной степени настроенному на восприятие опыта чисто мусульманских государств, вновь необходимо объяснить непротиворечие российского права кораническим принципам и нормам.

Призыв к единству российских мусульман достался нам от эпохи Баруди и Фахретдина, Камали и Биги. В медресе наши предки изучали не только бого-словские труды Курсави и Марджани, но и публицистику Гаспринского и Максуди, поэзию Абая и Чокрыя, прозу Акъегета и Ибрагимова. Чем же мы хуже их? Ведь нас, мусульман, 1 миллиард 300 миллионов — каждый пятый житель мира. В средние века вклад мусульман был намного больше этой пропорции. Ведь Бируни и Аль-Хорезми, Ибн Рушд и Ибн Халдун являются гениями всемирного масштаба. Так давайте же сделаем так, чтобы и в новом тысячелетии наша доля была не меньше!

Дамир МУХЕТДИНОВ,

кандидат политических наук

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», № 64,
12 – 18 апреля 2008 — с. 1 - 3

14.04.2008

Ссылки по теме:

Мусульманское духовенство России: возможности и пути возрождения статуса группы элиты

Мусульманская умма России в межконфессиональном диалоге

Идеологические установки в мусульманском сообществе России

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/2448/">ISLAMRF.RU: Мусульманский рост в современном мире</a>