RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Нам нужна не политическая фронда, а богословская дискуссия

03.06.2008 11:19

Кабинет министров Республики Татарстан, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ и Social Science Research Council (USA) — Центр социальных исследований (США) — 15—17 мая 2008 провели в Казани международную научную конференции «Шигабутдин Марджани: наследие и современность», рабочими языками которой стали русский и татарский языки.

Пленарное заседание, состоявшееся в большом зале АН РТ, что на ул. Баумана, прошло в первый день конференции под руководством директора Института истории АН РТ Р. С. Хакимова и ректора Российского исламского университета Р. М. Мухаметшина. Ожидалось, что с приветственным словом к участникам конференции обратятся вице-премьер и министр культуры РТ З. Р. Валеева, муфтий Гусман-хазрат Исхаков, президент АН РТ А. М. Мазгаров, а также от имени непосредственного организатора конференции выступит директор института истории им. Ш. Марджани АН РТ Р. С. Хакимов.

По сценарному замыслу организаторов такой подбор лиц свидетельствовал бы о сотрудничестве власти, духовенства и науки в республике. Замысел оправдался не полностью. К сожалению, вице-премьер РТ не смогла принять участие в конференции.

Для участия в конференции были приглашены российские и зарубежные специалисты, посвятившие свои исследования изучению татарской философской и богословской мысли. В пленарном заседании доктор полититических наук Р. М. Мухаметшин выступил с докладом «Шигабутдин Марджани и современность», доктор исторических наук, академик АН РТ М. А. Усманов — с докладом «Некоторые вопросы изучения наследия Ш. Марджани», доктор философских наук А. Н. Юзеев — с докладом «О проблемах изучения творчества Ш. Марджани», доцент Казанского государственного университета М. Х. Юсупов — с докладом «Ш. Марджани и Г. Баруди», декан факультета теологии Российского исламского университета Д. А. Шагавеев — с докладом о богословском наследии Ш. Марджани, зав. отделом Центра этнологического мониторинга, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ.

Д. М. Исхаков рассказал о некоторых аспектах методики работы Ш. Марджани как историка. Особым гостем на пленарном заседании, доклад которого был выслушан с большим вниманием и интересом, стал доклад ведущего сотрудника Института востоковедения РАН, доктора философских наук Тауфика Камаля Ибрагима. Он еще раз призвал посмотреть на наследие татарской мусульманской мысли как на наследие религиозной толерантности.

По завершении этого заседания в присутствии цвета историко-философской и богословской мысли Татарстана прошла презентация нового научного журнала Pax Islamica, посвященного проблемам философского, богословского и социально-исторического осмысления Ислама и особенно наследия мусульманских народов России, внесших свой немалый вклад в сокровищницу мировой мусульманской мысли. Презентацию от имени Фонда Ш. Марджани (Москва), являющегося также издателем журнала литературно-философского журнала «Четки» и «золотого» фонда исламской мысли, провел главный редактор журнала, доктор исторических наук А. Ю. Хабутдинов. Он подчеркнул, что сегодня такие проекты возможны во многом благодаря помощи мусульманских меценатов и поблагодарил московского бизнесмена Р. И. Сулейманова — основателя Фонда Ш. Марджани — за его большой вклад в поддержку науки.

Интересно отметить, что организаторы конференции не ограничились лишь «сухой теорией». Они пригласили всех участников конференции на экскурсии, что оказалось особенно кстати для иностранных гостей конференции, которым судьба преподнесла настоящий подарок — поездку на родину богослова и философа Ш. Марджани — в деревню Ябынчи Атнинского района РТ и в деревню Ташкичу Высокогорского района РТ — к месту, где прошли годы учебы в медресе.

Надо отметить, что на пленарном заседании присутствовал правнук великого татарского философа до сих пор проживающий на родине своего великого предка, что доказывает верность не только религиозным, но и патриотическим традициям этого славного рода, которым может гордиться земля Татарстана.

Работа конференции разделилась на две части: историческую и теолого-богословскую, а затем состоялся круглый стол, посвященный проблеме оценки наследия джадидизма, с которым связываются представления о реформаторстве в русском мусульманской мысли.

Круглый стол оказался наиболее динамичным и захватывающим из всех заседаний конференции. В процессе дискуссии участники круглого стола пытались по-новому поставить вопросы о соотношении фундаменталистско-консервативного и реформаторского направлений в развитии современной богословской мусульманской мысли. Интересно отметить, что разгоревшаяся жаркая теолого-богословская дискуссия происходила на базе светского контингента ученых, в то время как духовенство в этой дискуссии почти не было представлено. Однако у наблюдателей сложилось впечатление, что присутствовавшие на заседании практикующих имамы могли бы быть более активными, если бы им была предоставлена отдельная предварительная секция для обсуждения практических вопросов, где они могли бы отточить свое мастерство дискутантов.

Сближение духовных лиц или тех, кто готовит себя к духовному служению, смогло состояться на этой конференции во многом не только потому, что все дискутанты являются хорошими специалистами в своей области, но и соблюдающими мусульманами, а потому студентам и молодым преподавателям РИУ удалось обменяться мнениями с присутствующим на высоком уровне взаимопонимания, не стесняясь резкого заострения вопросов.

Так, к примеру, доктор исторических наук Бабаджанов свое выступление открыл полемическим вопросом «Ислам в форме джадидизма — что это?», задав откровенный тон дискуссии о границах реформаторства в Исламе. В целом, на круглом столе джадидизму как идеологии реформаторства были даны самые разные оценки. Эти оценки были резюмированы в блестящем докладе кандидата философских наук Л. И. Тухватулиной. Она не только смогла ответить на все самые неоднозначные вопросы своих оппонентов, деликатно, но настойчиво защищая свою точку зрения, которая сводилась к тому, что джадидизм как идеология должна рассматриваться строго в контексте своей эпохи, и ее суть исчезает под напором последующего интерпретаторства. Таким образом ей удалось, на мой взгляд, поставить главный вопрос дискуссии — насколько релевантен сам термин джадидизм для описания процессов, происходивших в мусульманской богословской мысли прошлого века, «вчистую» выиграв дуэль со своим оппонентом доктором исторических наук Д. И. Исхаковым, который видит в джадидизме лишь инструмент нациестроительства (доклад «Джадидизм как нациестроительство). Важную мысль высказал Р. Мухаметшин, обративший внимание присутствующих на то, что тюркоязычные башкирские мыслители прошлого века, находясь под большим влиянием социального обновления и обновленческих идеологий этого времени пытались пробивать свой собственный путь к осмыслению происходящих процессов в мире и богословской мысли, проходя по самой кромке между реформированием Ислама до полного его растворения в новых идеологических конструктах (Муса Бигиев) и просвещенным фундаментализмом и богословским консерватизмом, представленным Ш. Марджани.

В целом, благодаря Т. Ибрагиму (Москва), Р. Саттарову (Берлин), Л. Тухватулиной (Казань), Р. Мухаметшину (Казань), А. Юзееву (Казань) от конференции осталось впечатление настоящего «мозгового штурма», который так редко встречается в последнее время.

Можно было бы быть спокойным за судьбы Ислама в России, если бы так же заинтересовано, осмысленно, чутко прислушиваясь ко мнению коллег, в этот разговор влились бы голоса шакирдов и молодых алимов исламских богословских институтов. Судя по их присутствию и активности, это время не за горами, потому что мусульманскому сообществу России сегодня нужна не политическая фронда, а просвещенная богословская дискуссия с единомышленниками и оппонентами.

Галина ХИЗРИЕВА

Материал опубликован в еженедельной всероссийской газете мусульман
«Медина аль-Ислам», №21 (70), 24–30 мая 2008, с. 7.

03.05.2008

Ссылки по теме:

Нужен ли 21 веку «татарский Геродот» – Марджани?

20-05-08 К юбилею Марджани создана его Тугра

19-05-08 Участники международной конференции в Казани предложили разработать комплексную программу исследования наследия Шигабутдина Марджани

24-04-08 В Казани пройдет международная конференция «Шигабутдин Марджани: наследие и современность»

Поставят ли в Казани памятник Марджани?

Путь нации татар-мусульман: Шихабетдин Марджани (1818–1889)

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/3120/">ISLAMRF.RU: Нам нужна не политическая фронда, а богословская дискуссия</a>