RSS | PDA | Архив   Суббота 19 Июнь 2021 | 1433 х.
 

День аль-Кудс: Взгляд историка из Петербурга

26.09.2008 13:38

  Международный день Иерусалима Аль-Кудса является важным событием не только для мусульман. В этот день всем без исключения людям приходится задуматься о необходимости справедливого решения одной из самых сложных проблем современности: ближневосточном конфликте, основой которого является палестинская проблема. Олицетворением ее является оккупированный Иерусалим.

 

Тот факт, что в разных странах мира люди собираются и говорят об Иерусалиме, показывает непреходящую значимость этого вопроса в мировой политике.

История Аль-Кудса в ХХ веке полна драматических событий. Англичане вошли в Иерусалим в 1917 г., Израиль захватил Иерусалим в 1967 г.

В 1980 г. Иерусалим был провозглашён столицей Израиля — это произошло после подписания сепаратных египетско-израильских соглашений, что стало возможным при отсутствии единства среди мусульман.

История потери Иерусалима — история разобщенности мусульманского мира, позволившего агрессору перехватить инициативу и наполнить мир мифами об историческом праве лишь одной религии на этот город и на священную землю Палестины.

 

Вопрос оккупированных территорий

 

Многие категорически отрицают понятия «оккупированные территории», чаще употребляя абстрактную терминологию, типа «территории за зелёной линией». Мы уже почти не слышим по центральным каналам выражение «оккупированные территории». Израильтяне делают всё, чтобы снять с себя ответственность за захваченные в 1967 году территории, и при этом хотят сохранить над ними контроль. Это тактика схожа с израильской тактикой «ядерной неопределённости». Называть территории Западного берега реки Иордан и Сектора Газы, а также Иерусалима следует только оккупированными. Именно этот термин используется в резолюциях ООН, в которых также содержатся требования «освободить оккупированные территории». ООН не признаёт Иерусалим столицей Израиля. Кстати, именно поэтому ООН в Израиле так активно критикуют и считают эту самую влиятельную международную организацию бесполезной.

 

Вопрос палестинских беженцев

 

Один из наиболее характерных приёмов, применяемых последователями сионизма в Израиле при обсуждении проблем беженцев,-  это отрицание уникальности явления палестинских беженцев. Израильские сионисты довольно цинично рассуждают о том, что в истории ХХ века были переселения, бегства и миграции гораздо больших масс населения, ставших такими событиями, рядом с которым палестинский пример блекнет. Однако эта методика убеждения и решения проблем является негодной, ибо даже осознание факта, что у кого-то гораздо больше проблем, чем у вас, не решает ваших собственных проблем.

Поэтому палестинские беженцы не снимают с повестки дня вопрос возвращения на родину, будучи прекрасно осведомленными о куда более масштабных вынужденных переселениях в ходе, скажем, индо-пакистанского или африканских конфликтов. Сами палестинцы, СМИ многих арабских стран и та часть мирового сообщества, представители которой стоят на стороне справедливости и гуманизма постоянно подчёркивают, что у палестинских беженцев есть право на возвращение. Об этом также говорится в резолюциях ООН.

Со стороны Израиля и сионистов часто слышится упрёк мировому сообществу, что у арабов и так целых 22 государства и в том, что другие мусульманские страны отказываются принять арабов-палестинцев, в то время как Израиль принял сотни тысяч евреев со всего мира. Эти рассуждения не выдерживают серьезной исторической крики.

Дело в том, что Израиль замышлялся как государство для всех евреев. Что касается Ирака или Ливана, то они не были «созданы» искусственно как государства для всех арабов. Для палестинских арабов государство было запланировано практически в одно время с созданием государства для евреев. Но оно не состоялось — 76% его захватил Израиль в 1948 г., а остальное — в 1967 г.

 

Ближневосточный конфликт не является религиозным

 

С подачи конфликтологов из США современный ближневосточный конфликт пытаются обозначить как религиозный. Произраильские СМИ в мире подчёркивают религиозную нетерпимость мусульман, якобы существующую ненависть  к иудеям или христианам. Эти мифы обслуживают только тех, кто их придумывает. Арабо-израильский конфликт нельзя обозначать как мусульмано-иудейский, поскольку Израиль не является иудейским государством — это светское, националистическое и западное по духу государство, а среди палестинцев немало христиан, католиков, которые активно борются за независимость Палестины и сражаются за свои права бок о бок с мусульманами. Нельзя позволить сеять рознь между мусульманами, христианами и иудеями.

 

Роль России в палестинском вопросе

 

Произраильские политики часто подчёркиваются, что Россия «не должна вмешиваться» в эти процессы. Безусловно, Израилю выгодно участие только одного посредника в разговоре о будущем Палестины – США, чья позиция будет заведомо произраильской. Но у России есть собственные национальные интересы на Ближнем Востоке и она, при поддержке самих палестинцев и многих стран арабо-мусульманского мира, продолжает настаивать на необходимости своего участия в ближневосточном урегулировании.

 

Автор: Гумер Исаев, руководитель Петербургского центра изучения современного Ближнего Востока

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/4770/">ISLAMRF.RU: День аль-Кудс: Взгляд историка из Петербурга</a>