RSS | PDA | Архив   Суббота 20 Апрель 2024 | 1433 х.
 

450 лет вместе: от Москвы до Уфы

24.10.2007 17:54

Президент России Владимир Путин посетил Уфу по случаю празднования 450-летия вхождения Башкирии в состав Российской Федерации.

Добровольное или не очень вхождение: версии

Россия нового тысячелетия отмечает целый ряд юбилеев, символизирующих мирный характер вхождения нерусских народов в ее состав. Это и 1000­летие вступления Мордовии, и 450­летие Кабарды и Башкирии. Все это сильно напоминает, например, праздники советской эпохи. Это и юбилеи вхождения Грузии и Казахстана, и самое роскошное 1500­летие Киева — «Матери городов русских» в 1982 году. Последний из юбилеев был последним крупным выступлением Брежнева. Теперь союзные республики все более отдаляются от Москвы и совсем по­другому оценивают общее с Россией прошлое. Настал черед юбилеев для народов автономий. Но если на миллениуме Казани, объединенном с саммитом СНГ, даже президент Путин напомнил о традициях мусульманской государственности на территории нынешней России, то 450­летие в Уфе отмечалось как сугубо российский праздник.

    Стоящие друг напротив друга русские дьяки и башкирские послы стали символом, заполонившим не только Башкортостан. Было забавно видеть, как автобусы «Нефаз» башкортостанской сборки разъезжают с этой эмблемой по улицам Казани. На самом деле по вопросу о добровольности вхождения Башкирии в состав России идут дискуссии уже более двух с половиной веков. Ее признают такие крупнейшие русские историки, как В. Н. Татищев и Н. М. Карамзин. Но Татищев в период правления Приуральем в 1730­е годы требовал от башкир «подданнической должности», выражающейся «в верной и рабской покорности». Его соратник И. К. Кириллов писал: «Ежели б Казань и Астрахань царь Иван Васильевич у татар не завладел и башкирцы сами в подданство не пришли, то бы всегда близки были неприятелями». Другой историк, С. М. Соловьев, обычно называл башкир «ворами», что обзначало мятежников. Версия о добровольности вхождения побеждает только в послевоенный период. Ее противниками были ряд виднейших русских историков края, включая В. Н. Витевского и А. П. Чулошникова, и башкирские идеологи А.­З. Валиди и Ш. Типиев. Отец башкирской автономии Валиди считал, что события 1557 года были попыткой западно­башкирских племен спастись от голода, а реальное присоединение Приуралья происходит только после Смуты, и даже в 1649 году.

    По несколько упрощенной современной версии, для разобщенных башкирских племен было выгодно принять покровительство сильного русского государства. При этом за башкирами сохранились все занимаемые территории, но их верховным владельцем стал царь. Для элиты было важно сохранение власти племенной верхушки. Для башкир и беженцев из Казанского ханства важным было сохранение устоев Ислама. России мир в Приуралье гарантировал доступ к владениям в Сибири и отсутствие второго фронта в случае нападения кочевников из­за реки Урал. В итоге первоначально вхождение башкирских племен в состав России оказалось взаимовыгодным. По своим пунктам условия для мусульман Приуралья мало отличались от протектората, предлагаемого Московской Русью казанцам. Но мусульмане Поволжья быстро их отвергли, посчитав нереалистичными. В Приуралье этот процесс затянулся, но после Смуты конфискация земель башкир­вотчинников в пользу государства и стала причиной восстаний XVII–XVIII веков. Усиливающиеся правители России нарушали свои предыдущие договоры, так как считали себя самодержцами, а остальных подданными, чьей обязанностью, по словам Татищева, была «рабская покорность».

Юбилей сегодня

    11 октября в Уфе президент В. В. Путин сделал такой комплексный вывод: «В заключение хотел бы отметить: вхождение Башкирии в состав России показало прозорливость и государственную мудрость наших далеких предков. Оно связало судьбы народов неразрывными узами. И мы должны беречь эти добрые отношения как наше общее богатство, как основу развития для всей многонациональной России — России, перед которой все мы без исключения ответственны».

    Сегодня Республика Башкортостан занимает первое место в Приволжском федеральном округе не только по числу жителей. Президент отметил: «Республика вошла в число наиболее развитых индустриальных и аграрных территорий России. Отмечу, что уровень социально­экономического развития здесь значительно выше среднего по стране». Действительно, земля Приуралья очень богата, но не только природными ресурсами, но и людьми. Ведь, по словам В. В. Путина, «не случайно этот край дал целый ряд известных в российской культуре и науке людей разных национальностей: башкир, татар, русских, чувашей».

    Действительно, достоинством республики является межнациональный мир. В отличие от Северного Кавказа, в Волго­Уральском регионе между простыми людьми разных народов и религий сохраняются нормальные человеческие отношения. При этом противостояние между официальными властями и лидерами большинства в лице русского и татарского национального движений не ослабевает. Обе стороны обменялись очередной серией обвинений накануне юбилея. В качестве площадки послужил офис Всемирного Конгресса татар в Казани. Ключевой проблемой стала личность основателя Уфы. Русские активисты установили статую воеводы Нагого, для татар Уфа — былая резиденция наместника восточной части Казанского ханства, официальная же Уфа ставит вопрос о 1500­летии города. Все это напоминает эпизод с полуторатысячелетием Киева в 1982 году. Дата в обоих случаях примерно ясна: она должна быть раньше эпохи тюркских каганатов, то есть середины VI века, и, вероятно, позже государства гуннов при Аттиле, то есть середины V века. Впрочем, историю с переносом даты основания города недавно проходили в Казани. Там нужно было четко доказать основание города в эпоху Волжской Булгарии. Археология допускает различные временные интерпретации, и нам не хотелось бы обвинять специалистов, но даты оказываются на удивление удобными для политиков.

    Наука и идеология часто следуют вместе. Но хорошо если при этом они объединяют, а не разъединяют. Царь Иван Грозный на уфимских торжествах выглядел откровенным вызовом для татарской общины, так как бойня в Казани, развернувшаяся 2 октября 1552 года (12 октября по новому стилю), не будет забыта никогда. До сих пор это день памяти и скорби.

    В Казани и Уфе весьма по­разному оценивают соотношение татар и башкир в республике по результатам переписи 2002 года. Но никто не оспаривает данные о том, что в Башкортостане пять лет назад насчитывалось 1 396 947 человек, владеющих татарским языком (больше трети населения республики). Стоило ли задевать их чувства? Ведь в Казани не показывают даже балет «Иван Грозный».

Единство… религиозное

    В дни юбилея говорилось много правильных слов о том, что объединяет народы республики. Но почему­то не было почти ничего сказано о великих духовных традициях Ислама и Православия. Нельзя забывать, что с 1788 года Уфа была административной столицей российских мусульман. Представители башкир очень обижаются, когда деятелей, которых они именуют своими, называют татарами. Наша газета всегда была сторонником единения российской уммы, а не разделения ее по этноплеменному признаку. На юбилее почему­то среди имен великих деятелей края не нашлось места двум великим фигурам среди российских мусульман: Ризе Фахретдину и Зайнулле Расули, которых в Уфе однозначно называют башкирами. Не был упомянут классик и создатель тюркской литературы Восточной Европы Кул Гали, которого сейчас в Уфе тоже называют башкиром. Если народ башкир относится чуть ли не к временам Геродота, то почему говорится о представителях его культуры только начиная с Салавата Юлаева?..

    Нельзя сказать о том, что эти слова о роли религии Ислама не прозвучали. Прекрасным было поздравление президента Путина по поводу Ураза­байрама. Но религия — это не только праздники и обрядность. Это великая духовная традиция. Межнациональный мир, который существует в Волго­Уральском регионе, был создан именно нашими глубоко верующими предками. Ведь были в истории Приуралья и сожженные башкирские кочевья, и спаленные монастыри. Советская власть не сумела создать прочного межэтнического и межрелигиозного мира. Не будем говорить о бывших союзных республиках, посмотрим на карту сегодняшней России. Изгнание русских из Чечни, убийства русских семей в Ингушетии, массовый исход православных с Северного Кавказа не имеют аналогов в Башкортостане. Человеческие отношения здесь остаются прекрасными. Правда, нам приходилось слышать, что ряд радикалов сегодня готовы отправить русских в Рязань, а татар в Казань, но это голос явного меньшинства.

    Раскинувшаяся между долинами Камы и Урала республика прекрасна своими степями, лесами, горами, озерами и реками. Природой Башкортостана восхищались и многие классики русской и татарской литературы. Прекрасна и ее столица, создание гения народов республики, — Уфа. Благодаря юбилею россияне сумели получить представление о природе и людях этого дивного края. Вероятно, это и есть наиболее важный результат. Шумиха торжеств уже утихла, большие гости разъехались, а башкортостанцам остались новые прекрасные объекты. Где же и когда состоится новый юбилей, который покажет всю красу многонациональной и многоконфессиональной нашей общей Родины?

Аналитический центр «Амаль»

Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», № 39

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusopinions/866/">ISLAMRF.RU: 450 лет вместе: от Москвы до Уфы</a>