RSS | PDA | Архив   Среда 17 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Альберто Бруньони: Россия не может игнорировать исламские финансы

06.05.2010 18:01

26-27 мая в отеле «Ренессанс Москва Монарх Центр» в российской столице состоится форум «Исламские финансы и инвестиции», сопредседателем которого выступит исполнительный директор Ассоциации развития альтернативных и финансовых инноваций (ASSAIF) Италии Альберто Бруньони. С экспертом побеседовал IslamRF.Ru.  

 

Уважаемый синьор Бруньони, вы планируете принять участие в форуме «Исламские финансы и инвестиции» в Москве в качестве сопредседателя. Какими вам видятся перспективы внедрения в России исламских финансовых инструментов и претворения в жизнь исламской экономической модели? Существуют ли, на ваш взгляд, для этого объективные предпосылки или препятствия?

 

Разумеется, препятствия существуют, они возникают всегда и в любом месте, где предполагается новый финансовый подход. В случае с исламскими финансами причиной этого является то, что банковские регуляторы и финансовое руководство впервые столкнулись с моделью управления финансами, которая является религиозной по своей сути. Для преодоления всех этих трудностей требуются время и усилия, но в конце концов все барьеры будут преодолены. Россия исторически является супердержавой, член БРИК, имеет месторождения всех видов сырья, доминирует на пространстве СНГ, большинство стран которого – мусульманские и имеет собственное мусульманское население численностью в несколько миллионов человек. Исходя из всех этих характеристик, Россия не может игнорировать исламские финансы.

 

В своей статье, опубликованной в русском издании SPEAR’S вы пишете: « Не существует детальных исследований по объему средств, циркулирующих в исламской финансовой системе. Многие банки, предоставляющие подобные услуги по системе «окон», просто не выделяют эти деньги в своей отчетности». И все же, как можно охарактеризовать объем этого рынка в абсолютных показателях? Что можно сказать о темпе его роста?

 

Этот рынок оценивается приблизительно в один триллион долларов и в течение последних нескольких лет показывал ежегодные темпы роста в 15 %. В перспективе он может увеличиться до четырех триллионов.

 

Какое влияние оказал мировой финансовый кризис на эту сферу? Как на новые финансовые условия отреагировали исламские банки? Была ли скорректирована их стратегия? Произошли ли изменения в структуре исламского финансового рынка? Исламские финансовые продукты в период кризиса росли или были убыточны?

 

Корни существующего кризиса заключаются в следующих факторах:

 

- Чрезмерное кредитование: излишняя обремененность кредитами; потребительские отношения (покупка в рассрочку, субстандартное кредитование); сельскохозяйственный долг.

 

- Непрозрачная финансовая безопасность: вводящие в заблуждение рейтинги (уровень безопасности ААА был присвоен обеспеченным закладными ценным бумагам, которые вообще трудно поддаются оценке); крах деривативов (600 триллионов долларов в индустрии и 55 триллионов долларов - кредитных дефолтных свопов против 66 триллионов долларов валового внутреннего продукта );

 

- Ошибки в управлении: искаженная система поощрения (выплата щедрых бонусов управляющим, в то время как акционеры страдают); слабый надзор (разрушенная система с разрозненной регуляцией); регуляторные ошибки (наращивание теневой банковской индустрии до 10 триллионов долларов; низкий уровень проверки перед подтверждением выдачи кредита).

 

Ни один из этих факторов не свойственен политике истинно исламских банков, следовательно, надобности в каких бы то ни было корректировках не возникло. Другими словами, имел место только эффект перемещения в результате мировой рецессии.

 

Правдиво ли утверждение, что кризис заставил инвесторов обратить внимание на исламскую экономическую модель и что солидные массы денежных средств переместились из традиционных банков в исламские?

 

Правдивым будет утверждение, что кризис заставил инвесторов обратить внимание на систему финансовых взаимоотношений, основанную на транзакциях с участием реальных ценностей и разделении рисков. Но я не уверен, что можно утверждать о крупных денежных массах, которые перетекли из одной системы в другую вследствие кризиса.

 

Расскажите о компании ASSAIF – какова сфера ее деятельности, цели и задачи?

 

Ассоциации развития альтернативных и финансовых инноваций представляет уникальное предложение на исламском финансовом ландшафте, так как оно объединяет реализацию соответствующих шариату конвенционных структур (юридический подход) с целями и задачами, которые ставит перед собой исламская финансовая система (ценностный подход). Таким образом, мы сокращаем разрыв между исламскими финансами, этическими финансами и устойчивым развитием.

 

С одной стороны, члены ассоциации строят и развивают согласные шариату продукты и инструменты и предлагают профессиональные консультации и тренинги в юридической, фискальной, административной, финансовой сферах и маркетинге. С другой стороны, ASSAIF – это некоммерческий мозговой центр, который в упреждающем порядке раздвигает границы исследования исламских финансов в таких ключевых сферах как монетарная система, бухучет, такафул и микрофинансирование.

 

Своей деятельностью Ассоциация стремится укрепить роль Италии в Средиземноморье и содействовать экономическим и финансовым взаимоотношениям между Италией и арабским миром. Мы также насаждаем культуру многообразия и поддерживаем развитие новых форм руководства, которые принимают в расчет финансовое включение иммигрантского мусульманского сообщества  в полном соответствии с их культурными запросами.

 

Вы – человек с незаурядной биографией. В прессе сообщается, что будучи по специальности арабистом, вы начали свою карьеру в 1980 году в Merrill Lynch, но оставили работу в банке, поскольку вам хотелось заниматься «этическими» инвестициями. Разделяете ли вы нравственные директивы исламской экономической модели, такие как справедливость, запрет на ростовщичество и т.п.?

 

Я твердо верю в инклюзивное (вбирающее в себя) развитие финансового сектора и процесс обоюдного изучения между этическими и исламскими финансовыми секторами. Они оба утверждают социальную справедливость, преодоление нищеты, предупреждение эксплуатации и придают особое значение вопросам перераспределения богатства и удовлетворения потребностей. Я фокусируюсь на создании богатства через реализацию концепций «социального капитала» и «территориальную добавляемую ценность» и считаю, что инновационное использование финансовых механизмов и структур может способствовать появлению новых форм управления, которые социально, культурно и экономически инклюзивны.

 

Беседовала Диляра Ахметова

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/12635/">ISLAMRF.RU: Альберто Бруньони: Россия не может игнорировать исламские финансы</a>