RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Шейх Вахба аз-Зухейли: Никто не имеет права объявлять о неверии мусульманина

27.02.2012 11:37

Известный знаток мусульманского права и учёный энциклопедист шейх Вахба аз-Зухейли просветит нас в вопросах, связанных с исламом мусульманами и взаимоотношениями с другими конфессиями.

 

- Время от времени появляются проблемы, связанные с обвинением в неверии одних мусульман другими. Однако на сегодняшний день отсутствуют правила обвинения в неверии с точки зрения шариата. Скажите, какие правила и причины существуют для такого рода обвинений, и кто обладает правом объявлять такфир кому-либо?

 

- Обвинять в неверии мусульманина, засвидетельствовавшего, что нет Бога достойного поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад Его раб и посланник, ни при каких обстоятельствах не позволительно до тех пор, пока он не станет дозволять запретного, не запрещать разрешенного или же отрицать то, что известно в исламе как обязательное. К этому относится, например, обязательность молитвы, выплаты закята, соблюдения поста в месяц Рамадан, паломничества в Мекку, или запрет на употребление спиртных напитков, совершение прелюбодеяния, ростовщичества, воровства и других греховных деяний. Не обвиняется мусульманин в неверии или вероотступничестве, кроме как после перехода в другую религию. К неверию приводит отрицание существования Всевышнего Аллаха, неверие в Его послания, в пророчество и посланников, обвинение посланника во лжи, дозволение запретного, будь то: прелюбодеяние, гомосексуализм, употребление любых спиртных напитков, несправедливость; запрет дозволенного:  торговля, женитьба;  отрицание обязанности того в чем мусульмане единогласны; убеждение в обязанности того, что не является обязательным по единогласному мнению, обязать себя постом в любой другой месяц кроме месяца Рамадан и другое.

 

Не позволительно обвинять в неверии государство. Не обвиняется в этом правитель, пока его неверие не станет явным. Как сообщил пророк (мир ему): «…если только увидите явное неверие, на которое вы имеете ясный довод от Аллаха». То есть неверие должно быть явным, очевидным и открытым.

 

Никто не имеет права объявлять о неверии мусульманина, пока не увидит в его поступках явное  безбожие. Поэтому мы не принимаем мнение того, кто говорит, поистине такой-то неверный, еретик или вероотступник, пока на это не будет явного доказательства. А то, что касается противоречий человека с общепризнанными положениями мусульманской уммы, то это не приводит его к неверию. И если неверие было сомнительным, то лучше оставить это Аллаху, знающему сокровенное. Хорошо известно, что вероотступник приводится к покаянию и судебному разбирательству перед правителем или судьей, потому не допустимы обвинения в неверии, пока не произойдет суд, где разберут его высказывания, выражения в его книгах, письменные заявления. Всё это делается для сохранения мира и отдаления мусульманина от смуты.

 

- Демократия (Власть народа) на сегодняшний день один из самых распространенных политических режимов в мире. Но мнения учёных и мусульманской интеллигенции по поводу нее разделились. Какова ваша позиция по отношению к демократии и есть ли ей альтернатива?

 

- Демократия – это древнегреческий термин, подразумевающий власть народа. Политика в исламе находит общие основы с демократией в таких инструментах, как принцип совещательности, справедливости и равенства между людьми в правах и обязанностях – это, можно сказать, и есть основы исламской демократии. Ислам отличается от демократии тем, что в последнем законодательной властью обладают представители народа в парламенте. Когда парламент принимает закон, противоречащий шариату, тут и появляются расхождения между исламом и демократией. Но преобладающая часть нормативных и административных актов и законов, издаваемых действующим парламентом, такие как планы по социальному, экономическому и образовательному развитию не противоречат Исламу и считаются дозволительными, например: социальное страхование для рабочих и служащих, законы о пенсии, военной службе, развитию промышленности, торговли, сельского хозяйства и другие.

 

Существуют отличия между исламом и демократией, которые не позволяют нам её признавать:
•    Цель демократии чисто мирская и слишком материалистическая. Она призвана служить для обогащения того или иного народа лишь только с экономической точки зрения. А ислам сопровождает двоякую цель – духовную и мирскую, которая объединяет основополагающие ценности.
•    Власть народа при демократии абсолютна и суверенна, решения представителей парламента становится законом обязательным для исполнения, до тех пор, пока он не противоречит нравственности и общим гуманным принципам. Что же касается ислама, то власть народа ограничена выбором политического строя. И это самое серьёзные различия, которые дают нам право говорить, что современные или же старые концепции западной демократии не соответствует исламской доктрине.

 

- Некоторые богословы видят необходимость обновления исламской мысли. Согласны ли вы с этим утверждением и каковы, по-вашему мнению, границы обновления?
 

 

-   Исламские мыслители высказываются по многим аспектам нашей жизни, будь то политическая, военная, экономическая, социальная и культурная сферы. Основы этих сфер не нуждаются в нововведениях и исправлениях.

 

Если целью обновления является лишение общества  религиозных, моральных и гуманных основ, такое обновление будет отвергаемым. Если же оно не заходит за рамки шариата и делается для устранения пороков общества или применения лучшей системы порядка, тогда такое явление не будет, является запретным, с условием того, что оно не заходит за рамки общих законодательных целей. Данное явление позволяет избавиться от таких недугов как отсталость и раздельность. А идея, целью которой является разрушение, уничтожение и отступление от религиозных и шариатских канонов является ложной, потому что приносит с собой только разруху. Я приведу в пример обновление Турции руками Ататюрка, когда разрушались основы Ислама и навязывались секуляризм, атеизм и вражда ко всему. Это было явным неверием и абсолютным подрывом всех основ ислама.

 

- Одним из важнейших вопросов стоящих перед мусульманскими движениями - это вопрос мусульманского единства и сближения мазхабов. Видите ли вы реальную возможность такого объединения и какие препятствия встают перед ним?

 

- Мусульманские движения требуют осуществления трёх основных положений:
1)    Сознательная приверженность законам Ислама.
2)    Верное понимание Ислама и требований современной эпохи.
3)    Единение исламского мира.

 

Мусульманское движение не будет иметь успеха в том случае, если оно будет основано лишь на симпатии и любви к исламу без знания всех шариатских положений, не будет учитывать реалий нового времени и если не будет единения в спорных вопросах.

 

События последних пятидесяти лет подтвердили то обстоятельство, что без вышеуказанных трех основных положений не будут иметь успеха. Исламское движение не должно противостоять агрессорам и настроенным против них силам без тщательного планирования своих действий, и нахождения верного решения конкретной проблемы.

 

Агрессоров, как внутренних, так и внешних достаточно много, поэтому вражда к мусульманами к исламу в целом, а также попытки противостоять применению шариатских законов среди людей появляются в различных частях нашего мира.

 

Преодолеть это можно только проявляя терпение, имея широкий кругозор, оказывая взаимную помощь любому, кто борется на благо Ислама и мусульман.

 

К глубокому сожалению, объединение мусульман сегодня является трудно осуществимым по причине обособленности и закрытости исламских организаций, а также отсутствии свзяи между ними.

 

- Какова ваша позиция в отношении диалога между религиями, и каковы границы данного диалога?

 

- Я принимал участие в диалогах разного характера, как между суннитами и шиитами, так и мусульманами и христианами, православными, католиками или протестантами. Диалог проходил по некоторым религиозно-политическим аспектам, связанным с неверием, секуляризмом, или сионизмом. Мы приходили к согласию с собеседниками в вопросе опасности неверия и иудоизации арабских районов в Палестине.

 

Участвуя в дискуссиях, я всегда выступаю против неверия, угроз интересам и правам нашей уммы и других стран, подвергающихся нападкам.

 

Я не принимаю участие в дискуссиях, подразумевающих религиозные объединения, идущим в разрез основам истинной божественной религии, основывающейся на единобожии, справедливости, любви, равенства, установлении истины и уничтожении лжи.

 

- Что вы посоветуете  молодёжи и мусульманским проповедникам во всём мире?

 

- Мой искренний совет, всем кто трудится на пути исламского призыва – сторонитесь разногласий в мазхабах, а также в других вопросах; идите единым строем на пути величайшего исламского призыва, в  разъяснении достоинств Ислама и его гуманизма. Объясняйте людям, что Ислам характеризуется миролюбием ко всем  народам земли. Разъясняйте благие устремления Ислама – братство, соблюдение религиозных предписаний, а также отстранение от запретных деяний.

 

islamweb.net

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/20682/">ISLAMRF.RU: Шейх Вахба аз-Зухейли: Никто не имеет права объявлять о неверии мусульманина</a>