RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

О расхождениях между суннитами и шиитами

10.10.2008 12:12

Мы продолжаем публикацию интервью с известным суннитским ученым Юсуфом Кардави. Начало интервью -http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/4869/

 


Расхождения между суннитами и шиитами поверхностные или они затрагивают основы религии? 

Расхождения не касаются базовых положений Ислама. Они не столь важны. А вот противоречия относительно вероубеждения не могут не привлечь наше внимание. Многие [из шиитских ученых] продолжают утверждать, что Коран – это слово Аллаха. Однако они считают, что в Коране отсутствуют некоторые моменты, например, сура Аль-Вилая. 
Мы заявляем, что сунна – это сунна Пророка. А они наравне с сунной Пророка, мир ему, почитают и руководствуются сунной 11 имамов. 
Если мы при произнесении имен Абу Бакра, Омара, Османа и Айши, всегда говорим: «Да будет доволен ими Аллах», а они – «Да обрушится на них проклятие Аллаха». 
Кроме того, они считают, что Пророк, мир ему, после себя в качестве повелителя правоверных назначил Али ибн Абу Талиба, однако сподвижники Пророка, мир ему, предали Его и Его завещание. 

Почему же шиитов, у которых имеются такие противоречия в вопросах вероубеждения, продолжают считать мусульманами? 

Они верят в Аллаха, считают Коран священной книгой и почитают Пророка, мир ему. 

Если шиитов, которые отрицают некоторые положения вероубеждения, мы продолжаем считать мусульманами, то почему тогда обвиняем в неверии коранистов? 

Тот, кто заявляет, что не верит в сунну Пророка, мир ему, есть неверный. Получается, что такой человек не верит в пятикратную молитву, не признает, что полуденная молитва состоит из четырех ракатов, а утренняя из двух. Эти подробности мы находим не в Коране, а в сунне. Поэтому любой, кто отрицает сунну, по сути, является неверным. 

В последнее время активно стал обсуждаться вопрос о трансплантации органов от мусульманина к христианину или еврею и наоборот. Дело дошло до того, что некоторые стали запрещать это. 

Ряд исламских академий разрешили трансплантацию органов при соблюдении определенных условий. Разрешается пересадка органов от умершего человека, завещавшего свои органы на трансплантацию, а также от живого, который жертвует свой орган другому человеку. Обычно человек жертвует свой орган близкому родственнику, поэтому здесь вопрос, будь то донор или реципиент христианином или евреем, не стоит. Вопрос, в чем все ученые пришли к единодушию, это запрет на продажу органов. Запрещено как продавать, так и покупать органы. 

Даже если это происходит по причине крайней бедности?

Даже если по причине бедности. В любом случае продажа органов запрещена, так как они принадлежат не ему. 

Уважаемый шейх, ваши фетвы, в которых вы допускаете песнопения, вызвали оживленные споры. Вы все еще продолжаете придерживаться этого мнения, несмотря на все нападки? 

Да. Но пение я разрешил при соблюдении определенных условий. Основное условие – это, чтобы содержание песни было приемлемо с точки зрения Ислама, не противоречило бы ни вероубеждению, ни шариату. С эстетической стороны, в песнях нужно избегать расплывчатых выражений, чрезмерной нежности и соблазна. Аллах говорит в Коране: «Нe бyдьтe мягки в cлoвax, чтoбы нe вoзжeлaл [вас] тoт, в cepдцe кoтopoгo бoлeзнь».

А что по поводу любовной лирики? 

Пророк, мир ему, сам раньше слушал лирические стихи. В этом ничего дурного. Главное, что этого не нужно демонстрировать. Не нужно сопровождать пение танцами и употреблять заодно со всем этим запрещенные напитки. В наше время перед исполнителями танцуют полуголые девушки, что конечно недозволительно. 

Дозволено ли женщине декламировать Коран перед мужчиной? 

В этом нет ничего предосудительного. 

Значит, голос женщины не является ауратом, запретным для слуха мужчины? 

Нет, это не аурат. Как он может быть ауратом , если Аллах говорит в Коране: «A кoгдa пpocитe иx (жен Пророка – прим. перев.) o кaкoй-нибyдь yтвapи, тo пpocитe иx чepeз зaвecy». Аиша, мир ему, издавала фетвы, наставляла, рассказывала хадисы и отвечала на вопросы сподвижников. 

Что вы думаете о фетве Управления по делам религий в Турции, которая разрешает использование лейкопластыря, блокирующего голод, во время поста в Рамадане?  

 Если этот лейкопластырь предназначен для того, чтобы минимизировать чувство голода во время поста, то его использование порицается, но пост не перестает быть недействительным. Просто использование подобного лейкопластыря умаляет значение поста как такового. Цель поста – это испытывать трудности, ощутить голод, почувствовать себя на месте людей, лишенных последнего куска хлеба. Лично мое мнение заключается в том, что при использовании лейкопластыря уменьшается вознаграждение за пост.


Как-то Вы однажды заметили, что в религии есть так называемое «свободное пространство для издания законов». Ученые должны исходя из условий своего времени и среды выносить правовые суждения (иджтихад – прим. перев.). С другой стороны, это может стать прецедентом раскола мусульманских улемов относительно того или иного вопроса.

Прежде всего, ученый, который выносит суждения юридическо-богословского характера должен принадлежать сообществу улемов, имеющих право выносить подобного рода суждения.
И второе, выносить такие суждения в тех областях, в которых оно дозволено. Принадлежать к касте таких улемов значит удовлетворять всем условиям, которые необходимы при вынесении решений правого характера: знание Корана и хадисов, прекрасное владение арабским языком, усулул-фикх - знание принципов мусульманского законодательства, кияс - суждение по аналогии, отличать согласованные хадисы от несогласованных.
Человек, который не может прочитать две строки из книги по праву, не владеет ни синтаксисом арабского языка, ни его грамматикой и не имеет представления об основах красноречия не в праве выносить правовые суждения. Как может инженер, к примеру, говорить о медицине, или врач о бухгалтерии, или физик-атомщик о проведении медицинской операции.
Так, почему же в данный момент мы превратили религию в поприще, где кто угодно, невзирая на то, что имеет он знания или нет, может легко принимать решения?!
А мои слова о том, что «выносить правовые суждения только там, где они дозволены» значат, что есть определенные области в мусульманской юриспруденции закрытые для принятия правовых решений и суждений. В основном это императивные нормы. А правовые решения выносятся в отношении диспозитивных норм.

Многоуважаемый шейх, как нам отличить ученого, обладающего правом выносить такие суждения, от обычных шейхов и просто от людей, осуществляющих призыв, которым сегодня окрыты даже спутниковые каналы?

Человек, у которого болеет ребенок ищет наилучшего врача в округе, опыту которого доверяют люди. Так и мы должны поступать в отношении религии: обращаться только к тем, у кого есть опыт и знания; сторониться тех, которые издают фетвы в угоду властям. Мы должны держаться на расстоянии от таких ученых, но полагаться на мнение тех, кого мы знаем и кому мы доверяем.

Как вы уже сказали, религия, вынесение правовых норм оказались доступны каждому человеку. Вы считаете, что так должно быть или это связано с тем, что не хватает ученых людей?


Не хватает авторитетных людей, которые бы несли ответственность за речи и выступления перед народом того или иного ученого. Мы часто на спутниковых каналах видим ораторов, не имеющих никакого отношения к сообществу людей, ответственных за вынесение правовых суждений. Многие выступают на телевидении только потому, что они приходятся родственником к какому-нибудь министру или другому официальному лицу. В итоге, компетентные люди оказываются на втором плане.

Почему получилось так, что ученые из наставников правителей превратились в обычных чиновников?


Ученые в прошлом были сильны тем, что владели вакфами и существовали за счет этих вакфов. Теперь они лишены вакфов и их содержание осуществляется за счет государства. Кто платит, тот и правит…
Поэтому шиитские ученые оказываются намного сильнее суннитских, потому, ведь они не занимают ответственных постов государственных структурах. Их содержит сам народ, исповедующий шиитский толк Ислама, отдавая 2% от своих доходов, которые выделяет [из своего бюджета] имаму или своему духовному наставнику.
Благодаря этому, их ученые богаты. У нас же ученые являются госслужащими. Если ученый угодит своему руководителю, будет вознагражден, если нет, будет лишен своей заработной платы. Так обстоит дело в отношении всех: шейх Аль-Азхара, муфтий страны, директор университета Аль-Азхар, большой ученый, молодой ученый.
Каждый является госслужащим, лишенным реальной власти. Хасан Аль-Басри, например, был крупнейшим ученым и очень часто делал критические замечания в отношении правителей и наместников своего времени. Когда представителей племени Бану Умайя спросили: В чем секрет этого мужчины? Один из бедуинов ответил: «Его секрет в его богатстве. Когда народ проявляет потребность в его знаниях и религии, он не требует за это деньги».
Проблема в том, что ученый нуждается в средствах правителя. А правитель в свою очередь далек от знаний и религии. В этом кроется слабость суннитских улемов в целом, улемов Аль-Азхара в частном.

Как вы полагаете, чего больше всего стоит опасаться: распространения ваххабизма или распространения шиизма?

В последнее время идея ваххабизма становится популярной. Ведется ее усиленная пропаганда, ей оказывается широкая поддержка. Недостаток ее в том, что она фанатично отрицает другие идеи. Несмотря на то, что ее последователи придерживаются ханбалитского толка, они не считаются со мнением других и не доверяют им. Они думают, что они во всем правы и ошибки исключены. А мнение других ошибочно.
Говоря о шиитах, нужно начать с того, что они привнесли много нового. Опасность их учения заключается в том, что они пытаются захватить суннитское общество. Они отлично подготовлены и имеют необходимые для пропаганды средства в странах с суннитским большинством.
Суннитское общество на данном этапе не может выстоять против наступления шиитов. Мы же, суннитские ученые, со своей стороны никаких шагов, чтобы обезопасить свое общество от шиитских идей не предпринимаем, поскольку мы всегда заявляем, что не хотим смут и стремимся к объединению мусульман.

В последнее время, к сожалению, мы стали замечать шиитов и среди египтян. Раньше шииты десятками лет пытались склонить хоть одного египтянина к принятию своего понимания Ислама и всегда терпели неудачу. Теперь они представлены везде: в газетах, на телевидении…
Всегда они стараются заявить о себе, пропагандировать свои идеи. Наша задача на сегодня – это защитить суннитские общества от шиитского проникновения. Я призываю всех суннитских ученых противостоять этому натиску, так как многие страны уже потерпели от них поражения: Египет, Судан, Марокко, Алжир, не говоря уже о Малайзии, Индонезии и Нигерии.




Беседовала Рания Бадва

Перевод с арабского: Марат Ахметжанов

Редактор перевода: Галина Хизриева

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/5025/">ISLAMRF.RU: О расхождениях между суннитами и шиитами</a>