RSS | PDA | Архив   Четверг 18 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Заглуль Аль-Наджар: Наше положение не радует ни врага, ни друга

10.11.2008 15:49

Интервью с основателем и главой Международного комитета по научному обоснованию неподражаемости Корана помещено в газете «Египтянин сегодня» 5 сентября 2008 г. Египетский общественный деятель, родился в 1933 г., 17 ноября, высшее образование получил в Каире, владеет английским, французским и немецким языками. В 1963 г. защитил диссертацию по геологии в Университете Уэлльса (Великобритания). В 1972 г. получил звание профессора. Сотрудник многих международных профессиональных геологических изданий. Колумнист газеты Аль-Ахрам. Освещает проблемы отношений науки и религии.

Как вы опишете нынешнее положение мусульман, в частности, египтян?

В данный момент исламский мир очень отстает. Мы отстаем во всем: в научном, техническом, политическом, информационном, военном [отношениях – ред.]
Наше положение не радует ни врага, ни друга. В наших руках остается единственное оружие – призыв к религии Аллаха на едином и понятном для всех языке – на языке науки. Однако современные ученые не любят ни Ислам, ни мусульман. И вот именно в этой ситуации нам нужно, чтобы за нами кто-то последовал. Но у нас, египетских мусульман, к примеру, очень плохое образование. СМИ не имеют никакого желания иметь дело с религией. Экономика и политика совсем далеки от нее.

Пророк, мир ему, сказал: «Люди, жившие до вас, были погублены из-за того что, если воровал среди них знатный, то его не предавали наказанию, а если среди них воровал слабый, то его наказывали». То, что власть склоняется в сторону богатых, сильных и влиятельных - есть самое большое бедствие Египта.

Кто ответственен?

Правительство.

Какое отношение имеет правительство к неправильному пониманию Ислама?

Правительство несет ответственность за образование. Образование в настоящий момент – часть исламской культуры. В системе образования Египта большая брешь. Необходимо провести реформы. Настоящий подъем возможен только при наличии правильного образования. Я не предлагаю преувеличить роль религии, а просто хочу, чтобы дух Ислама стал основным и преобладающим фактором. Многие иностранные университеты из Великобритании, Франции, Германии, Канады и др. представляют собой большую угрозу, так как являются основными источниками вестернизации.

Но почему мы боимся, ведь университет Аль-Азхар выполняет обратную роль в деле защиты религии?

У Аль-Азхара давно уже обрезаны крылья. Сейчас в той или иной форме планируют его закрыть. Были попытки присоединить университет к министерству высшего образования. Основная причина – действия правительства.

Мы все привыкли считать, что Америка и Израиль борются с нашей религией. Как же правительство, будучи в лоне Ислама, воюет с этой самой религией?

Если мы внимательно станем изучать историю, то увидим, что вся роль колониализма в арабских и мусульманских странах сводилась к тому, чтобы отдалить Ислам от властных структур и влиятельных кругов. Колониализм поддерживал приход к власти светских политиков. Наглядный пример – провозглашение Египта светским государством посредством СМИ. Это сделал премьер-министр. Это и есть их цель. Как может человек, не понимающий Ислам, его практиковать?! А как может практиковать Ислам правительство, состоящее из людей, которые ничего не знают о религии?! Я располагаю сведениями о том, что из нынешних 27 министров только двое читают намаз. Как тогда они могут учить людей Исламу, практиковать шариат и говорить о справедливости в стране?!

Вы считаете, что назначение министров, далеких от Ислама, делается преднамеренно?

Без сомнения, их назначают преднамеренно, даже планомерно. Из числа таких людей назначают не только министров, но и послов, и диппредставителей. Я считаю, что нужно проводить курсы с египетскими дипломатами и ознакомить их с положениями Ислама. Посылать не понимающего Ислам человека, будь он послом, консулом и первым секретарем, который будет зеркалом нашей страны в другом государстве – кощунство. Западные газеты каждый день ругают Ислам. Сможет ли посол оспорить их аргументацию. Конечно, не сможет. Он просто не готов отвечать на такие вопросы.

Но все же, несмотря на ряд чиновников далеких от Ислама, разве мы, в конце концов, не остаемся исламским государством?

Когда премьер-министр выходит и объявляет по телевидению, что Египет светская страна - это не ошибка, это тенденция. Называть Египет - страну Аль-Азхара, благодаря которому Аллах оберегает Ислам на протяжении тысячи лет, нерелигиозным – позор!

Нынешнее правительство действительно светское или просто подразумевается разделение религии от государства?

Да. Правительство светское, более того атеистическое. Религия ничего для них не представляет. Слово «светское» значит не то, что подразумевает глава правительства. «Светское» значит нерелигиозное, даже если религия отделена от государства. А правление в Египте светское.

Но ведь в первом пункте конституции страны говорится о том, что Ислам основной источник законодательства?

Это насмехательство над людьми. Никто не соблюдает этот самый первый пункт. Улицы переполнены людьми, злоупотребляющими спиртными напитками и азартными играми. Нравственное разложение господствует среди студентов университетов. Разве соответствует Исламу лицезрение полуобнаженных девушек, которых мы видим по спутниковым каналам? Разве по Исламу можно не наказывать людей, которые расхищают государственную казну? Даже законы, которые принимаются на основе шариата, остаются не более чем «чернилами на бумаге».

Уважаемый шейх, какое исламское правление вы считаете наиболее подходящим?

Мы желаем, чтобы шариат практиковался и в политике и в экономике. Мы хотим научить основам Ислама полицейских, и смотрителей тюрем, чтобы перестали терроризировать народ и придерживались справедливости.

Разве в стране отсутствует справедливость?

Однажды ко мне в гости домой пришел известный судья. Так вот, он сказал мне тогда: «Я подумываю подать в отставку, так как наша профессия предполагает многие вещи, которые идут против совести».

Наш Пророк, мир ему, сказал: «Того, в чьи руки были доверены десять человек, приведут в Судный день с прикованными к шее руками, если дела его были благими – оковы будут сняты, если нет – добавят другие».

Что вы имеете в виду? Вы ведь не раз заявляли, что вместо того, чтобы сквернословить об Исламе, может поговорить об обеспечении пищевой безопасности?

Я имею в виду то, что источник нашей слабости и силы Запада кроется в нашей материальной зависимости от них. Нами управляют люди, которые поставляют нам пшеницу из Америки, к тому же залежалой.

Токсичное вещество афлатоксин, который накапливается в пшенице в результате долгого хранения, вызывает рак. Один мой знакомый профессор-медик однажды обмолвился, что мука и зерно, поставляемые из США, содержат афлатоксин. Это, по-видимому, одна из причин распространения рака среди жителей Египта.

В любом случае, нации, которая бы так не уважала бы себя, и ела с руки с другого государства - нет. Позор Египту, где такие плодородные земли вокруг Нила и где молодежь дерется из-за куска хлеба.

Оставим политику и поговорим о религии и знании. Вы, уважаемый шейх, занимаетесь научным обоснованием неподражаемости Корана. Как нам извлекать из религии научные истины? Ведь, наука само по себе всеобъемлюща и подвержена изменениям и обновлениям.

Наука состоит не только из гипотез и теорий. Наука может предоставить неопровержимую истину. Когда человек путем науки достигает истины, или принимает законы, или вносит исправления, никогда не ошибается. Наука расширяется, но ее база не изменяется. Кто может, например, отрицать, что земля круглая?! Или отрицать вращение земного шара вокруг своей оси, или смену ночи и дня, смену времен года и т.д.

Какие основные принципы в вопросе о неподражаемости Корана?


Я для себя в этом вопросе обозначил двадцать принципов. Самый важный их них – доказывать неподражаемость Корана только истинно выверенными научными фактами. 

Я не ставлю перед собой задачи представить целый список коранических аятов. Не нужно также приводить тысячи аятов в доказательство неподражаемости Корана. Для этого достаточно двух или трех аятов и правильная на все сто процентов программа. Я в тонкостях арабского языка и в значении слов разбираюсь лучше, чем преподаватели арабского языка. Я лучше, чем любой выпускник университета Аль-Азхар освоил основы теологии.

В данный момент я занимаюсь тем, что пытаюсь понять лексические значения коранических аятов, понять причины ниспослания того или иного аята, понять смысл отменяющих и отмененных аятов. Если в связи с каким-нибудь аятом связаны слова Пророка Мухаммеда, мир ему, я их фиксирую. Это так называемое толкование Корана на основе преданий. Собираю воедино все мнения комментаторов Корана, и все, что они сказали до меня относительно определенного вопроса, и рассматриваю эту проблему с научной точки зрения.

Соответствует ли он научным принципам? Если правильно, то я его поддерживаю. Если не так, то вношу корректировки. Ранее мне было известно, что Коран указывает на многие научные истины, которые были неизвестны во времена Пророка Мухаммеда, мир ему. Однако из-за отсутствия знаний было невозможно выявить такие аяты. Кроме того, я при исследовании того или иного материала провожу научное расследование.

С вами не случалось такое, что научная истина в Коране полностью противоречило бы действительности?

Нет, никогда... Человек, который высказывает гипотезу или развивает теорию, может ошибиться. Теория в таком случае может развалиться. Но крах научной истины исключен, наука не ошибается.

(Продолжение следует….)

Беседу вела Рания Бадви

www.almasry-alyoum.com

Автор перевода: Марат Ахметжанов
Редактор перевода: Галина Хизриева

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/5550/">ISLAMRF.RU: Заглуль Аль-Наджар: Наше положение не радует ни врага, ни друга</a>