RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

Знакомьтесь: Информационно-аналитический центр «Сухбат» в Шымкенте, Южный Казахстан

20.01.2009 18:00

Директор недавно появившегося Информационно-аналитического центра «Сухбат» (Шымкент, Южный Казахстан) Владимир Викторович Жаринов отвечает на вопросы нашего корреспондента.

Но сначала вслушайтесь в значение самого названия: «Сухбат – Содружество – имеет глубокое воздействие на личность человека, его нрав и поведение. Каждый приобретает от друга его качества. Человек по своей природе общителен. Если ты выбрал в друзья человека грешного, злонравного, лицемерного, то из жизненной практики известно, что эти качества перейдут и к тебе. Ты потеряешь добрые качества и, незаметно для себя, попадешь в ряд грешных людей. А если же человек избрал общение с богобоязненными, нравственными, стремящимися к познанию Аллаха, то он непременно, изо дня в день, постепенно приобретает их добрые качества, твердую веру и Божественное познание. Так он освобождается от недостатков души. К тому же, о человеке судят по его друзьям и соратникам» (Суфизм.Ру).

– Когда и с какой целью был создан Информационно-аналитический центр «Сухбат» в Шымкенте?

– Учредительное собрание инициаторов информационно-аналитического центра «Сухбат» было проведено 30 июля 2008 года, официальная регистрация в органах юстиции Южно-Казахстанской области состоялась 9 января 2009 года.

Основной целью деятельности Центра является организация и проведение мониторинга и анализа общественно-политической, религиозной, этнополитической, социальной ситуации в масштабах области.

Что касается предмета деятельности Центра, то приведу выдержку из Устава – она в полной мере раскрывает и детализирует основные направления работы:

– организация и проведение информационно-аналитической работы по всем направлениям внутренней политики, как в областном масштабе, так и на уровне городов и районов области;

– изучение, анализ и прогнозирование развития общественно-политической и социально-экономической ситуации в области;

– разработка, выпуск, тиражирование и реализация информационно-аналитических материалов, брошюр, бюллетеней, монографий;

– организация и проведение исторических исследований;

– способствование возрождению и сохранению исторического и культурного наследия народов, населяющих Южно-Казахстанскую область;

– осуществление организационного и идеологического обеспечения избирательных кампаний всех уровней, разработка новых и адаптация общемировых политтехнологий;

– установление контактов с другими аналогичными общественными объединениями и организациями Республики Казахстан и за рубежом для организации и проведения совместных мероприятий;

– оказание информационных, аналитических, правовых, консультативных, издательских услуг.

На причинах образования Центра и моих интересах в обозначенных сферах я, с Вашего позволения, остановлюсь более детально при ответе на шестой вопрос.

– В чем специфика исламо-общественных отношений именно в Вашем регионе, на юге Казахстана?

– Тезисно ответ можно сформулировать следующим образом:

– область считается (и это действительно так) колыбелью казахской нации и центром развития ислама в стране;
– по количеству исламских религиозных объединений, область занимает первое место в республике;
– ислам в области далеко не однороден, по признанию Духовного Управления Мусульман Казахстана в ЮКО ислам представлен более 30 течениями и сектами;
– по мнению отдельных политологов, «религией казахской власти является ислам, и не просто ислам, а казахский ислам»;
– велико влияние на развитие ислама иностранных миссионеров из стран дальнего зарубежья – Турции, Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана, Ливии;
– национальная принадлежность однозначно ассоциируется с принадлежностью к исламу (более 90% населения области – казахи и узбеки);
– в области наличествуют и активно работают экстремистские религиозные организации, в частности «Хизб ут-Тахрир аль Ислами», а это накладывает определенный отпечаток на отношение властей к исламской религии;
– официальные исламские религиозные лидеры всячески поддерживают светские власти.

Перечень можно и нужно продолжить, равно как и раскрыть его содержание. Это, надеюсь, будет предметом другого разговора или соответствующей статьи.

– Какими Вы видите перспективы взаимоотношений государства и уммы Казахстана на ближайшее время и в стратегической перспективе?

– Опять же тезисно: в ближайшее время –

– толерантность, провозглашенная светскими властями, будет активно поддерживаться и соблюдаться, тем более в свете председательства Казахстана в 2010 году в ОБСЕ;

– периодически отдельными как религиозными, так и политическими лидерами муссируются вопросы о придании исламу и православию статуса государственных религий со всеми вытекающими отсюда последствиями;

– на юге страны возможны конфессиональные трения между исламом и религиозными новообразованиями – Свидетелями Иеговы, баптистами, корейскими пресвитерианскими церквями, что естественно отразится на всем обществе.

В стратегической перспективе все будет зависеть от развития общественно-политической ситуации как в стране, так и от деятельности окружающих политических игроков – России, Китая, стран исламского мира, которые преследуют в Казахстане свои геополитические интересы.

– Какое самое значимое событие в духовной жизни Казахстана за прошедший 2008 год?

– Не касаясь парадных мероприятий и подготовки к предстоящему очередному Съезду мировых религий в Астане, главным событием религиозной жизни республики являлся факт разработки, обсуждения и принятия парламентом страны закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений».

В данный момент закон направлен Президентом страны в Конституционный совет Республики Казахстан для проверки на соответствие Конституции. По мнению религиозных деятелей, аналитиков и правозащитников, закон «является реакционным и ставит под угрозу существование самих религиозных объединений».

– Реальна ли интеграция интересов российского и казахского руководства, деятелей науки, культуры и религии в постсоветское время?

– В первую очередь все зависит от политической воли руководителей обеих стран.

Что касается интеграции интересов, то следует уточнить – в каких именно областях, так как политическая интеграция в ближайшей перспективе маловероятна. Политические амбиции – вещь заразная и неискоренимая.

– Немного о себе: как Вы пришли к изучению поставленных вопросов?

– Вы, вероятно, обратили внимание, что основные направления деятельности Центра несколько нетипичны для общественного объединения. Без обращения к моей биографии здесь не обойдешься, так что если Вам интересно – остановлюсь в нескольких предложениях. За свои пятьдесят лет я успел проработать: учителем истории и обществоведения в общеобразовательной школе, старшим преподавателем Кафедры политологии и международных отношений Университета, главным специалистом Отдела по работе с религиозными объединениями аппарата акима Южно-Казахстанской области, начальником Отдела по работе с политическими партиями и общественными организациями Департамента внутренней политики области, в данный момент – заведующий Отделом идеологической и общественно-политической работы Южно-Казахстанского областного филиала Народно-Демократической партии «Нур Отан».

Работая на государственной службе, открывать общественное объединение я по закону не имел права. На данной должности это разрешено, равно как и публиковаться и заниматься любого рода исследованиями. Мне это нравится, мне это интересно и я с удовольствием это делаю. Надеюсь – буду делать и в дальнейшем.

Изучение религии и всех связанных с нею процессов общественно-политического развития – это моя «слабость». Тем более, что юг Казахстана – это такая неоднозначная специфика, менталитет и влияние на республиканский уровень, которые не «укладываются» в привычные рамки, а требуют нетипичных исследований.

Но не буду более утруждать Вас своими биографическими данными.

Что касается публикаций. Конечно, хотелось бы, чтобы мои работы увидели свет и внимание не только со стороны моего круга общения, но и тех, кому интересна эта проблематика. Тем более, что именно фактологического материала у большинства зарубежных исследователей религии в Казахстане не имеется, оперируются только общие данные, не более, только то, что дает государственная информационная машина и пропаганда.

Сейчас я закончил брошюру «Религии и религиозные организации Шымкента. Словарь – справочник» (160 стр.), в котором попытался дать объективную картину и характеристику всех функционирующих (как на официальном уровне, так и неофициально) религий и религиозных объединений, включая запрещенные.

Что касается заданных вопросов – я ответил весьма схематично и тезисно по той простой причине, что каждый из них весьма содержателен, объемен и может нести в себе различную смысловую нагрузку.

Благодарю за внимание и надеюсь на взаимовыгодное сотрудничество сотрудничество. Сразу же предлагаю вам для публикации две наши работы: «Хроника распространения радикальной религиозной идеологии в Южно-Казахстанской области (1986 – 2008 годы)» и «Толерантность, религиозная вседозволенность или конфессиональная экспансия?».

Беседовал Джаннат Сергей Маркус

Ссылки по теме:

Статья Дамира Мухетдинова опубликована в сборнике Казахстанского Института Стратегических Исследований

Сайт КИСИ (Казахстанский институт стратегических исследований), Алматы

Д. С. Сейлова – Ислам в Казахстане: Религиозная идентичность и глобализация

Нурсултан Назарбаев: Казахстан – часть исламского мира

Журнал «Минарет» № 4 (14) 2007 – На пути к Евразийскому Исламу – спецвыпуск по Казахстану


Марат Смагулов из Астаны: Мусульманские ученые СНГ, объединяйтесь!

Андрей Хасанов – Астана-2008: на пути к исламской экономике и праву

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/world/w-interview/6732/">ISLAMRF.RU: Знакомьтесь: Информационно-аналитический центр «Сухбат» в Шымкенте, Южный Казахстан</a>