RSS | PDA | Архив   Среда 22 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

НАБЛЮДЕНИЕ ТРЕТЬЕ: Структурная реформа региональных духовных управлений мусульман. Возможные варианты

08.04.2013 12:27

Продолжаю серию своих политолого-исламоведческих заметок. Напомню: первая статья новой серии «Наблюдений» 2013 года была посвящена интеграции мусульман на просторах СНГ (см.http://damir-hazrat.livejournal.com/85345.html). Во второй статье я анализировал проблемы адаптации мигрантов в масштабах уже только России (см. http://damir-hazrat.livejournal.com/87611.html). Как и ранее, надеюсь на публичное обсуждение моих наблюдений.

В аналитических статьях и устных выступлениях я неоднократно касался вопроса о современных мусульманских организациях, их возможностях, проблемах и перспективах. Тема региональных ДУМов - духовных управлений мусульман - является острой и актуальной на протяжении всей новейшей истории российской мусульманской общины. Сейчас я не буду касаться вопросов истории или юридических тонкостей статуса региональных духовных управлений мусульман, потому что об этом написано множество статей и даже книг. Как мне кажется, наиболее актуальными ныне скорее являются вопросы о перспективах данного института и вообще о его значении для современной уммы.
Для начала хотелось бы отметить, что сама по себе идея, получившая возрождение и воплощение в новых социальных, политических и экономических условиях – «объединение мусульман на уровне региона» - явилась настоящей находкой для российских мусульман в 1990-ые годы. Баланс традиции и современности был найден с помощью формул, давно зарекомендовавших себя среди российских мусульман.
При этом необходимо понимать, что по прошествии двадцати с лишним лет «этап возрождения» Ислама медленно, но верно уступает место новым реалиям. Если в 1990-ые годы основными проблемами являлись возрождение культовой практики мусульман и строительство мечетей, то новый этап задаёт уже совсем другие вопросы и другие вызовы. Сегодня на повестке дня – сохранение нашей традиции, ханафитского мазхаба, максимально толерантного отношения между мусульманскими и немусульманскими народами, всего спектра российской мусульманской культуры, которая связывает нас.
Многие называют это явление «традиционный Ислам», но, как мне кажется, скорее это можно назвать так: «российская мусульманская традиция». Именно она объединяет татар, башкир, кабардинцев, узбеков, киргизов и многих других, чтящих своё прошлое и не отделяющих его от Ислама. Она позволяет нам стоять плечом к плечу на пятничном намазе, не разделяясь по этническому признаку. Она позволяет говорить, что Россия – это тоже мусульманская страна, у которой есть мусульманское прошлое, настоящее и, конечно, будущее. В этой связи одним из компонентов этой российской мусульманской традиции и является институт ДУМ - духовного управления мусульман. 
Нынешнее духовное управление – это, прежде всего, институт, который призван возрождать исламскую культуру, помогать социализации мусульманской молодёжи, сохранять преемственность традиций. Одним словом – быть опорой мусульман в религиозном и организационном плане. О проблемах современных региональных духовных управлений я уже говорил. Забюрократизированность, разрыв поколений, слабость образовательной деятельности и работы с молодёжью. Будем откровенны: большинство региональных духовных управлений не в состоянии самостоятельно решить эти проблемы.
Современный даават (призыв к Исламу, воспитание мусульманских нравов) среди молодёжи способны эффективно вести только люди образованные, энергичные, знающие язык, способы общения и приоритеты молодых людей, хорошо ориентирующиеся в современной жизни. Разрыв религиозной традиции длиной… в 70 с лишним (!) лет привёл к тому, что современная мусульманская молодёжь больше верит своим сверстникам и интернету, чем старшему поколению. Руководство современного духовного управления должно это понимать и работать именно в таких условиях.
Чтобы вести сегодня даават, необходимы молодые, хорошо образованные имамы, которые хорошо ориентируются как в российской мусульманской традиции, так и в современных социальных, экономических и политических вопросах. К сожалению, дефицит медресе и мектебе серьёзно влияет на количество грамотных имамов. Многие молодые люди, которые обучались за рубежом, пытаются восполнить этот пробел в работе региональных духовных управлений. Однако, зачастую, сами того не желая, они пытаются привнести в российскую умму традиции, которые были выработаны в совершенно других условиях, отражающие опыт мусульман, живущих за тысячи километров и прошедших другой исторический путь. Такое «просвещение без учёта местного социума» идёт только во вред мусульманской общине России.
В этой связи я хотел бы изложить ряд принципиальных тезисов, которые важны для развития наших региональных духовных управлений мусульман: 
1. Современные задачи, которые стоят перед духовными лидерами мусульман и мусульманской общиной России возможно решить только на всероссийском уровне. Ни одно, даже самое сильное региональное духовное управление, не в состоянии справиться самостоятельно со всем спектром проблем. Будущее российской уммы, я убеждён - в сильном всероссийском муфтияте, который активно помогает региональным духовным управлениям.
2. Российская система исламского образования может быть сформирована только на основе межрегионального сотрудничества. Региональные духовные управления мусульман должны сотрудничать друг с другом в образовательной сфере. В настоящее время обеспеченность кадровыми ресурсами каждому региональному духовному управлению позволяет иметь сеть мектебе. Высококвалифицированное медресе сейчас - прерогатива лишь около 20 регионов по России, а реальные образовательные ресурсы позволяют умме в России обеспечивать эффективное функционирование только 5-6 высших исламских учебных заведений. В результате, возможно добиться формирования как образовательной вертикали «мектебе – медресе – институт», так и усилить взаимодействие между регионами.
3. Региональное духовное управление мусульман – это не просто религиозная организация, это объединение образованных, трудолюбивых мусульман с едиными целями и задачами: возродить российскую традицию Ислама, нести просвещение в мусульманскую общину, развивать Ислам.
4. Региональное духовное управление мусульман – это не государственный институт и не надо думать, что его структура должна соответствовать какому-то шаблону. В настоящее время объективной необходимостью является формирование в структуре духовных управлений только тех отделов, в которых есть люди, готовые выполнять свой долг не за страх (или лишь за деньги), а в соответствии с велением своего сердца и своими возможностями.
5. Объективной необходимостью сегодня является соблюдение определённых правил организации в деятельности региональных духовных управлений мусульман. «Муфтияты» из 10 приходов, которые возглавляют «муфтии» без религиозного образования… увы, реальность наших дней - только нивелируют значимость этого института и уменьшают доверие к нему со стороны мусульман. Чрезмерные амбиции, которые не подтверждаются реальными делами, идут только во вред. Региональные мусульманские лидеры должны это прекрасно осознавать.
6. Мусульмане должны стремиться к тому, чтобы в каждом регионе было по одному духовному управлению мусульман, но при этом фанатизм в этом вопросе (в стремлении к унификации) также вреден. Если исторически сложилось, что в регионе есть два мусульманских центра, то объединять их с помощью каких-то механических административных методов - означает вредить самой умме. Объединение – это добровольный процесс, который требует времени и терпения.
Многие публицисты пытаются говорить о том, что духовные управления мусульман – это «институт из прошлого, от которого необходимо отказаться». Я считаю, что эта точка зрения возникла от полного незнания специфики развития мусульманской общины России.
Ныне духовное управление мусульман – это реальный центр практического развития Ислама в России. В современных условиях он может и должен выполнять множество функций: от духовного центра до издательства и редакции, служб социального служения. Необходимо понимать, что именно в рамках духовного управления мы имеем возможность совместить на уровне института сохранение нашей религиозной традиции с созданием современных механизмов социализации и религиозного просвещения людей. Также именно здесь могут быть использованы и новейшие возможности технологии, государственных институтов, средств массовой информации, которые позволяют донести наше слово до как можно большего числа мусульман.
Ну а самое главное: нам стоит понять, что наиболее важная функция духовных управлений мусульман – это духовное наставление мусульман, религиозное просвещение, совершенствование человека. Только такая цель достойна того, чтобы старые формы получили новое содержание, при этом сохранив свою собственную традицию.

Дамир Мухетдинов, к, пол. наук
Продолжение следует – следите за появлением новых «Наблюдений»  блоге автора!

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/amal/26936/">ISLAMRF.RU: НАБЛЮДЕНИЕ ТРЕТЬЕ: Структурная реформа региональных духовных управлений мусульман. Возможные варианты</a>