RSS | PDA | Архив   Среда 14 Ноябрь 2018 | 1433 х.
 

Исламские святыни Иерусалима

05.10.2007 15:14

5 октября 2007 года все мусульмане мира отметят Международный день солидарности с борющимся народом Палестины, получивший название День Аль­Кудс. Аль­Кудс — арабское название Иерусалима, третьего после Мекки и Медины священного города Ислама. В преддверии этого дня мы предлагаем вниманию наших читателей краткий экскурс в историю и современность исламских святынь Иерусалима.

Теологические и исторические аспекты

Многие современные мусульмане связывают священный характер джихада за освобождение Аль­Кудса и его святынь прежде всего с тем, что второй халиф Умар ибн аль­Хаттаб, вступивший в Иерусалим в 636 году н. э., объявил Палестину вакфом (неотчуждаемой территорией) мусульман. Однако такой взгляд на вопрос был бы неполным, ибо более чем 45­вековая история Иерусалима неразрывно связана с историей распространения учения Единобожия, нашедшего свое логичное завершение в Исламе.

    В Аль­Кудсе выступали с проповедью и активно действовали многие ключевые мусульманские пророки (мир им), включая и самого последнего Пророка — Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), который совершил ночное путешествие в Иерусалим (мирадж), где ему были явлены картины многих скрытых от людей миров и открыты многие важные предписания и положения Ислама — такие, например, как алгоритм совершения ежедневной пятикратной молитвы (намаза).

    Кроме того, именно Аль­Кудс стал первой киблой (направлением совершения молитвы) мусульман, и он оставался ею вплоть до того момента, пока Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Всевышнего) не был ниспослан аят о перемене киблы. После низведения этого аята мусульмане в своем намазе переориентировались на Мекку.

    Только этих фактов достаточно, чтобы осознать всю значимость Иерусалима для мусульман. Однако помимо этого существует немало достоверных хадисов, подчеркивающих священный статус Аль­Кудса. Согласно одному из них, один намаз в мечети Аль­Акса приравнивается к пятидесяти тысячам обычных молитв. Существует также хадис, переданный Абу Зарром, о том, что первой на Земле мечетью является Священная Мечеть в Мекке, а второй — Аль­Акса.

Исламские святыни Иерусалима

    Когда речь заходит об исламских святынях Иерусалима, под ними подразумевается как сам город Аль­Кудс («священный»), так и конкретные мусульманские архитектурные памятники — такие как мечети Аль­Акса и Куббат ас­Сахра (Купол Скалы) и прилегающая к ним территория с расположенными на ней постройками.

    Сам Иерусалим, как уже упоминалось, изначально был тесно связан с историей движения под знаменем Таухида (Единобожия). Со времен завоевания Иерусалима Умаром ибн аль­Хаттабом город получил исламское название Бейт­аль­Мукаддас, однако с 798 года он стал именоваться Аль­Кудсом. Это произошло после того, как за год до этого его посетил аббасидский халиф аль­Мамун, который приказал произвести ремонт мечети Куббат ас­Сахра. Еще одно мусульманское название Иерусалима, получившее распространение с тех пор, — Аль­Кудс аш­Шариф, то есть Высокочтимый (Благородный) Аль­Кудс.

    Таким образом, исламское название закрепилось за этим священным городом еще в третьем веке хиджры, или в конце седьмого века по христианскому летоисчислению.

    Когда речь заходит о главных мечетях Аль­Кудса, многие, в том числе и мусульмане, путают собственно Аль­Аксу и мечеть Куббат ас­Сахра (Купол Скалы). Эта красивейшая выдержанная в синих тонах мечеть с ярким желтым куполом фигурирует во всех телевизионных роликах и фоторепортажах, посвященных борьбе за освобождение исламских святынь Иерусалима. Именно этот храм стал ошибочно визуально ассоциироваться с Аль­Аксой у миллионов людей.

    В действительности мечеть Куббат ас­Сахра была возведена позже первого здания Аль­Аксы, она была построена в 691 году н.э. (76 году хиджры) при омейядском халифе Абдель Малике бен Мирване по проекту палестинских инженеров и архитекторов Раджи бен Хайвы и Язида бен Саляма. Эта мечеть находится примерно в середине мусульманского священного архитектурного комплекса, включающего в себя Аль­Аксу.

    Куббат ас­Сахра возвышается над окружающей ее территорией примерно на 4 метра и с четырех сторон окружена лестницами с аркадами. Мечеть убрана изысканными орнаментами и богатым декором, выдержанном в зеленых, синих и золотистых тонах: украшениями из мозаики, мрамора, дерева, стекла, керамической и изразцовой плиткой, каллиграфическими надписями, содержащими суры Корана и формулы Единобожия, драгоценными камнями и самоцветами. Сады и деревья, изображенные художником на стенах Куббат ас­Сахра, а также общая гармония цветов призваны напомнить молящимся мусульманам о рае. А часто повторяющиеся изображения двух корон — византийской и сасанидской — по мнению специалистов, символизируют победу Ислама над двумя империями — Византией и Персией. На внешних фасадах мечети Купол Скалы начертана шахада в различных вариациях, прославления Единого Аллаха и Его Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего).

    В состав священного комплекса также входят несколько минаретов, такие как Баб аль­Магариба, Баб аль­Сильсиля, Баб аль­Гаванима; ворота Баб­Асбат, Баб аль­Хатта и Баб аль­Атам, множество сооружений с купольными покрытиями и колодцами для омовения, галереи, использовавшиеся в истории в качестве места для намаза и медресе, медресе Аль­Гадирийа, аль­Каримийа, аль­Аухадийа, аль­Баситыйа, аль­Давадарийа, аль­Аминийа, аль­Фарисийа, аль­Маликийа, аль­Асардийа, представляющие собой религиозную, культурно­историческую и архитектурно­эстетическую ценность.

    На протяжении всей истории мусульмане бережно заботились об этих исламских святынях. Согласно исследованиям современных историков и искусствоведов, большинство построек сакрального комплекса относится к периоду после мусульманского завоевания Иерусалима, включая те сооружения, которые еще недавно ошибочно датировались более ранними периодами времени.

Современное положение

    Основные направления диверсионной деятельности против мусульманских святынь Аль­Кудса были обозначены еще в последние десятилетия прошлого века: это постоянно возобновляющиеся раскопки вокруг священного комплекса, в частности, строительство тоннелей, завуалированные под археологические исследования или реставрационные работы, попытки подрывов или поджогов со стороны радикально настроенных фанатиков, проведение иудейских собраний на территориях, прилегающих к Аль­Аксе и мечети Купол Скалы.

    Всплеск действий, направленных против исламских святынь Аль­Кудса, был отмечен в 2004 году. В частности, были предприняты попытки прорыть тоннель под площадью Стены Бурака к южной части мечети, а позднее были разрушены мраморные столбы Музея Ислама.

    С началом новых посягательств на Аль­Аксу всколыхнулась и волна новой сионистской риторики: в ответ на заявления Ариэля Шарона о выводе еврейских поселений из Сектора Газа послышались призывы иудейских радикалов взорвать Аль­Аксу. 13 февраля 2004 года сионистские оккупационные власти не позволили мусульманам провести пятничный намаз в Благословенной Мечети. А через день обвалился стометровый участок пути, ведущий к воротам аль­Магариба, одному из главных входов в Аль­Аксу. Причиной тому послужили все те же раскопки. В том же году неоднократно открывался огонь по молящимся мусульманам, а полиция стала препятствовать прохождению в здание мечети мужчин моложе 40 лет.

    В связи с разработкой плана Шарона по выводу еврейских поселений из Сектора Газа под стенами исламских святынь стали все чаще проходить митинги, на которых выкрикивались антимусульманские и расистские лозунги. Все это время чинились всевозможные препоны ведению реставрационных работ в мечети. На территорию мечети под разными предлогами проникали радикально настроенные деятели сионистских движений, и даже представители властей и спецслужб Израиля, ранее не принимавшие всерьез опасения палестинцев относительно посягательств на мусульманские святыни, открыто заявили, что угроза разрушения Аль­Аксы действительно высока.

    Тем временем Й. Ацон, глава организации «Строители храмовой горы», открыто призвал разрушить исламские святыни Иерусалима. Его провокационное заявление прозвучало 26 июля 2004 года, а 27 июля тысячи сионистов собрались на площади Бурака, готовясь к штурму Аль­Аксы, в то время как полиция воспрепятствовала собранию палестинских детей на территории мечети, возглашавших восславления Всевышнему Аллаху и скандировавших лозунги в защиту Аль­Аксы.

    В израильской прессе была развязана кампания против палестинского управления вакфов. Радикальные сионисты же не оставляли попыток решить вопрос с Аль­Аксой не пропагандистским, а силовым путем. 21 сентября 2004 года более 400 израильских студентов вновь попытались взять мечеть штурмом. С 26 сентября мечеть была и вовсе закрыта по приказу Шарона под предлогом «опасности обрушения молельни Марвана».

    В Старый город не пропускали палестинцев моложе 40 лет, небо над Аль­Аксой патрулировали вертолеты Израиля. И на этом фоне 1 ноября 2004 года президент Израиля Кацав заявил, что лозунг «Аль­Акса в опасности» совершенно оторван от действительности, а выдвигающие его «стремятся подорвать безопасность государства Израиль».

    На 10 апреля 2005 года было намечено нападение на Аль­Аксу. В этот день премьер­министр Израиля выдвинул план по разделу Аль­Аксы между мусульманами и иудеями, согласованный с Джорджем Бушем и президентом Израиля Моше Кацавом. В тот же день вокруг мечети выстроилось 30 тысяч палестинцев, пришедших защитить исламские святыни, и штурм мечети, планировавшийся сионистскими оккупантами, не состоялся.

    Между тем попытки разрушить Аль­Аксу не были оставлены. Продолжались акты демонстративного пренебрежения к исламским святыням и оскорбления чувств мусульман со стороны вульгарно ведущих себя, пьяных, выкидывающих похабные шутки на территории близ Аль­Аксы и Куббат ас­Сахра.

    В 2007 году было возобновлено одно из старейших направлений деятельности, направленной на разрушение Аль­Аксы, — раскопки. Учитывая религиозную подоплеку действий сионистов и проанализировав все представленные факты, можно смело утверждать, что все акты агрессии против исламских святынь Иерусалима — это не плод действий отдельных ультрасионистских группировок или психически неуравновешенных исламофобов. Эти люди и структуры лишь принимают на себя основную часть внимания, затушевывая роль покровительствующих им официальных властей Израиля в акциях, направленных на разрушение Аль­Аксы и других исламских святынь Аль­Кудса.

    Все эти годы оккупации палестинцы мужественно противостояли сионистским планам по разрушению исламских святынь. Однако защита Аль­Аксы — задача всего исламского мира. Мусульманам следует вспомнить аяты Святого Корана и сообща противостоять заговорам против мечети Аль­Акса, вести борьбу стройными рядами, крепко держаться за вервь Аллаха и не разделяться, помня хадис Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) о том, что умма является единым организмом, и когда одна часть тела болит — мучается и страдает весь организм.

Аналитический центр «Амаль»

По материалам www.palestine­info.ru, www.islam.ru и www.jerusalemites.org, islamrf.ru

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/point-of-view/814/">ISLAMRF.RU: Исламские святыни Иерусалима</a>