RSS | PDA | Архив   Четверг 12 Сентябрь 2024 | 1433 х.
 

Маленькая Ингушетия в большой политике

06.12.2007 19:09

В нынешней обстановке стало очень просто находить объяснения различным конфликтам, эксцессам, столкновениям, протестам и прочим проявлением социально-экономических и социально-политических проблем. Особенно данная тема актуальна сейчас на Северном Кавказе. Власти республик обвиняют во всем пресловутую оппозицию, которая в период избирательной кампании в парламент неожиданно активизировалась и решила дестабилизировать обстановку, набрав естественно больше голосов рядовых, плохо разбирающихся в тонкостях политики избирателей. Причем, по мнению властей, дело тут не обошлось и без вмешательства из-за рубежа.

Из противоположного лагеря обвинения в дестабилизации обстановки адресуются уже власти, которая своей неумелой политикой и агрессивными и, подчас, жестокими методами подавляет любое сопротивление.

    Такую ситуацию «конструктивного диалога» между властью и оппозицией можно наблюдать в подавляющем большинстве северокавказских республик (исключение: Чеченская Республика, там оппозиции физически нет). Наиболее ярко, однако, она проявилась в Ингушетии.

    При этом, среди причин многочисленные эксперты в своих интервью и аналитических выкладках выдают в основном те, что лежат на поверхности: соперничество финансовых группировок, клановая борьба (на Северном Кавказе она, зачастую, трудно отделима от экономического противоборства), есть даже оптимисты (в основном правозащитники) объявляющие данное противостояние началом складывания гражданского общества в той или иной республике (Ингушетия тут, как говорится, показательный пример для них). Отдельные специалисты пытаются искать один «главный» фактор дестабилизации ситуации, устранив влияние которого можно добиться долговременного положительного эффекта.

    Пытаясь заглянуть, наконец, под воду и рассмотреть очертания айсберга, можно попытаться выявить, какие же факторы влияют на то, что сейчас такая маленькая Ингушетия является сейчас такой большой проблемой, как для федеральных властей, так и  для самого ее руководства. Не претендуя на исчерпывающее объяснение того, какие причины лежат в основе той ситуации, которая стала актуальна сейчас, прежде всего, в Ингушетии, попробуем объяснить, какие факторы являются доминирующими в разрешении существующих проблем в северокавказской республике.

    Фактор первый – этнополитический. Ингушетия на данном этапе – субъект федерации, обремененный большим количеством латентных межэтнических конфликтов. Наиболее показательными можно назвать осетино-ингушский конфликт. Конфликт между русскими и ингушами, который всеми силами отдельные политические игроки пытаются превратить в актуализированный, пока тоже находится в неактивной стадии. Убийства русских учителей, можно с большой долей уверенности назвать грамотной политической провокацией: грамотной, потому что под ней существует серьезная социально-культурная основа, политической, потому что выдавливание русских из кавказских республик является фактором в борьбе одних политиков против других, а провокацией, потому что эти акции и были рассчитаны на раскачку общественного мнения.

    Фактор второй – геополитический. Как ни крути, но Ингушетия зажата между двумя достаточно сильными в политическом плане (по меркам Северного Кавказа) субъектами федерации: Чечней и Северной Осетией. При этом, даже наличествующая территория нынешней Ингушетии не является бесспорной, по мнению ее соседей.

    Фактор третий – экономический. Пилить бюджет в северокавказских республиках принято достаточно узким кругом лиц, а так как на всех его все равно не хватает, начинается конкуренция.

    Фактор четвертый – политический. Как показала практика, управлять (в полном смысле этого слова) даже небольшим клочком земли на Северном Кавказе весьма и весьма трудно. Особенно трудно, если до этого руководил структурой с четкой субординацией. Силовые методы, конечно, прокатывают, но только когда обстановка вокруг напряженная - стреляют, например, федеральные войска по террористам в горах. А вот когда по телевизору объявлено, что военные действия или антитеррористическая операция из активной фазы вышли, население может и не понять, почему «война» закончилась, а законы военного времени остались.

    Наконец, пятый фактор – внешний. В него можно, при желании занести и исламских экстремистов (или людей, которые себя так позиционируют), американскую руку (или хотя бы ее палец) и даже какие-нибудь вдруг возникшие интересы у отдельных политических игроков в регионе (особенно учитывая приближение Олимпиады-2014).

    При этом все понимают, что контролировать ситуацию в республике можно и нужно, вопрос в том какими методами. Пока политтехнологи думают над этим, остается только добавить: республика-то маленькая, а политика вокруг нее большая.

Аналитический центр «Амаль»

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/1033/">ISLAMRF.RU: Маленькая Ингушетия в большой политике</a>