Когда умирает эпоха…
20.06.2014 14:34Кровавый юбилей
В августе 2014-м году человечество будет вспоминать уроки I Мировой войны, которая началась столетие назад. Тогда она охватила огромные пространства земного шара, на нее были мобилизованы десятки миллионов людей, включая миллионы мусульман. Несмотря на то, что Османская империя в итоге выступила против Антанты, в составе войск данного союза служили сотни тысяч мусульман, ряд мусульман выступили ее союзниками. Самый большой массив составляли мусульмане татары и башкиры – около полумиллиона человек. Мусульмане Французской Африки, так называемые зуавы, прославились в боях на северо-востоке своей метрополии. Арабы прославились разрушением инфраструктуры Османских владений на Аравийском полуострове и в Трансиорданье. Трагической дате начала Великой войны будут посвящены многие мероприятия, в том числе и в России. Однако геополитические проекты тех времен живы и активно развиваются.
Создание украинских частей в Австро-Венгерских владениях в Галиции стало важнейшим шагом в складывании украинской государственности и ее армии. Идея о том, что новые национальные государства, сменившие старые империи, сложились в армейских бараках Первой мировой, во многом верна. Сегодня мы видим, как национальная целостность государства обеспечивается армией Украины теперь уже в нескольких десятках километров от Ростова-на-Дону. Конфликт в Донбассе привел к гибели сотен людей, как украинских силовиков, так и местных ополченцев и их российских союзников, и самое страшное – мирных жителей. Власти в Киеве кажется стали частично понимать опасность такого развития событий. 16 июня в Киеве прошло заседание Совета национальной безопасности и обороны (СНБО). Согласно плану, предложенному президентом Петром Порошенко: первая и главная инициатива — прекращение огня на ограниченный период. Перемирие должно продлиться десять дней. Однако Петр Порошенко подчеркнул, что только после того, как граница станет контролируемой властями Украины, будет возможным прекращение огня. При этом власти республик в Донецке и Луганске также предъявляют свои права на контроль госграницы с Россией и реализуют его путем создания укрепрайонов. Поэтому реальное перемирие вряд ли достижимо.
Власти Украины отказываются перейти к федерализации Украины, признать русский вторым государственным языком и провести переговоры с самопровозглашенными властями в Киеве и Луганске. Официальный Киев опирается здесь на однозначную поддержку целостности страны со стороны НАТО и ЕС. Контингент НАТО продолжает увеличиваться в Прибалтике, в Центральной Европе и в Черноморском бассейне. Однако власти Донецкой и Луганской народной республик на середину июня продолжали удерживать свои центры и агломерацию шахтерских городов, собственно и составляющую Донбасс. Украинские войска заняли преимущественно сельские районы, а также основной порт Донбасса и крупный центр металлургии Мариуполь.
Война без правил
В год 100 летия Первой мировой заговорили о новой холодной войне или Четвертой мировой (тогда холодную войну второй половины 1940-1980-х гг. следует считать Третьей). Вероятно, заявления о Четвертой мировой следует признать преувеличенными, но мир однозначно переживает наивысший виток вооруженной конфронтации за последние четверть века. Насилие в Африке и Азии (особенно на Ближнем Востоке), а теперь уже и в Европе заставляет вспомнить худшие прогнозы. Дуга нестабильности простирается от Ливии до Синьцзян-Уйгурского района Китая и от Бирмы и Пакистана до Украины и Северного Кавказа.
К середине июня стало понятно, что худшее положение сложилось в Ираке. В огромной степени оно является следствием террористической войны против властей Сирии. Режим Башара Асада контролирует большую часть территории страны и даже провел президентские выборы, на которых Асад получил подавляющее большинство. В качестве более легкой цели боевики избрали Ирак, где полумиллионная армия режима Нури аль-Малики не может сдержать наступление нескольких тысяч комбатантов из организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ). Данная структура сплотила исторически правивших Ираком суннитов против шиитов, доминирующих в сегодняшнем режиме в Багдаде. При этом среди радикалов ключевую роль играют функционеры режима бывшего президента Ирака Саддама Хусейна. Теперь былые сторонники панарабизма из партии «Баас» вновь стремятся объединить Ирак и Сирию, но уже в составе мусульманского государства. Ирония судьбы состоит в том, что боевики ИГИЛ в Сирии получали поддержку Саудовской Аравии. Сейчас они громят армию и нефтяную инфраструктуру Ирака, созданную Вашингтоном. Радикализм сторонников ИГИЛ проявляется и в войне с мертвыми. Так в Ракке (Сирия) они уничтожили мавзолей Увайса аль-Карни – соратника пророка Мухаммада. Этот акт вандализма вызвал возмущение в мусульманском мире, и является ясным показателем ориентации боевиков ИГИЛ на КСА.
Сторонники ИГИЛ захватили второй по величине иракский город Мосул, а также большинство районов шиитского района Талль-Афара, который считается стратегически важным для страны, так как он расположен на дороге, ведущей в Сирию. Таким образом, ИГИЛ стремится объединить Ирак и Сирию в одно государство. В их руках находится и город Тикрит – родина Саддама Хусейна. Именно там деятели ИГИЛ казнили более 1500 пленных солдат иракской армии. Лидеры Курдской автономии ограничились занятием города Киркук – центра нефтяных полей. Автономный Курдистан экономически почти полностью зависит от Анкары, что обеспечивает безопасность хотя бы на курдских территориях Турции и Ирака.
Боевики группировки ИГИЛ захватили также крупнейший иракский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), расположенный в городе Байджи Единственный на севере НПЗ в Байджи считается одним из трех ведущих в стране, наряду с двумя в Багдаде. Таким образом, связка радикалов с нефтью остается неразрывной.
В качестве реальных опор для режима в Багдаде сейчас называют Иран и США. Правда, обе стороны заявили, что не введут в Ирак воинские контингенты. Однако уже 17 июня Белый дом отправил 275 американских солдат в Багдад с официального разрешения иракского правительства, которые будут обеспечивать безопасность сотрудников американского посольства. Речь идет и о нанесении авиаударов по боевикам. Одновременно в Вене представители Вашингтона и Тегерана на полях переговоров об иранской ядерной программе обсудили кризис в Ираке. Целью обоих государств является сохранение целостности и суверенитета Ирака, а также обеспечение способности иракского правительства провести реформы. Однако единой позиции Тегерана и Вашингтона по ситуации в Ираке пока не выработано. При этом Иран поддерживает иракского премьер-министра Нури аль-Малики и его курс, направленный на отстранение суннитов от политической жизни. США рассчитывают убедить иракского премьера в необходимости сформировать смешанное правительство, чтобы в управлении государством наравне с шиитами принимали участие и сунниты и курды. В отношении Ирака лидеры ИГИЛ угрожают «разорвать его на части».
Конфликт в Ираке дает возможность Тегерану расширить возможности для торга с Западом и добиться снятия санкций. 14 июня президент Ирана Хасан Рухани жестко высказался на пресс-конференции по поводу требования Запада значительно сократить производство ядерного топлива путем обогащения урана. Он сказал, что Иран не собирается двигаться далеко, чтобы удовлетворить это требование.
Кризис в Ираке при продолжении насилия на Ближнем Востоке от Ливии до Афганистана будет подталкивать Запад на необходимость сотрудничества с Россией. Москва в сотрудничестве с Анкарой и Тегераном могла бы решить многие проблемы в регионе.
Хочешь мира, готовься к войне
16 июня Киев ввел полный запрет на сотрудничество с Москвой в военной сфере. Об этом заявил первый вице-премьер Украины Виталий Ярема. По его словам президент Украины Петр Порошенко ввел эмбарго «на любое сотрудничество в сфере военно-промышленного комплекса с Российской Федерацией». По данным экспертов (приведенным «Независимой газетой» от 18 июня) от разрыва сотрудничества Украины с РФ в сфере ВПК пострадают 79 украинских и 859 российских оборонных предприятий. Как считает военный эксперт профессор Александр Гусев, Россия по-прежнему нуждается в 60% редукторов украинского производства для боевых надводных кораблей. Кроме того, для истребителей Су-27, Су-30 и Су-35 в Украине выпускаются тормозные парашюты и гидравлические системы. В производстве новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34 также задействованы украинские детали. Украинскими двигателями, выпускаемыми на запорожском заводе «Мотор Сич», оснащены почти все модели вертолетов семейства Миля, ими оснащены и новые учебно-боевые самолеты Як-130, а также самолеты семейства Антонова, в том числе модернизируемые сейчас самые большие военно-транспортные самолеты Ан-124 («Руслан»). Санкции Киева угрожают выполнению Россией государственной программы вооружений, на которую до 2020 года выделяется около 20 трлн руб. По сути, военное эмбарго Киева коснется почти каждого пятого военного заказа для ВВС и ВМФ России.
Нужно понять, что российские заводы просто не производили некоторых из этих изделий. После войны оборонная отрасль Украины, как и все машиностроение, было отстроено заново. Украинская ССР была уникальным центром военного судостроения и аэрокосмической промышленности. Директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев считает: «Чтобы заменить основную военную продукцию, поставляемую из Украины, на отечественную, России необходимо от пяти до семи лет. А по наиболее сложным проектам, к примеру, как производство авиадвигателей, потребуется до 10 лет. Процесс можно ускорить, но это потребует вложения значительных ресурсов».
Однако экономика России переживет сложные времена. Так в Центробанке России пересмотрели прогноз по росту российского ВВП в 2014-2016 годах. Здесь ожидают, что в этом году отечественная экономика увеличится на 0,4%, в 2015 году – на 0,9%, а в 2016-м – на 1,9%.
Жирные времена и праздники прошли, и нам придется готовиться к годам ограничений. Но лучше эти жертвы, чем хаос, который охватывает все новые регионы мира.
Дамир Мухетдинов, к. и. н.