Провокативность постмодернизма – угроза России
09.04.2015 17:53Поздравляю всех, кто выступил против «герострата» в Новосибирске, нарушившего и права Вагнера, как автора оперы «Тангейзер», и наши с вами права, как граждан России, на защиту от оскорблений святынь! Министр культуры отстранил от должности директора Новосибирского театра оперы и балета. Новый директор скандальную постановку псевдо-«Тангейзера» снял из репертуара. Но, оказалось, что конфликт имеет не чисто художественное измерение – но уже переходит в политическое поле.
Да, это важный и очень тревожный момент. Оказалось, что приведённые мною в первом заявлении по этой теме тезисы «кредо герострата» - не просто дежурный штамп уставшего и жаждущего славы режиссёра, но катализатор социальных столкновений. http://www.islamrf.ru/news/analytics/politics/36188/
Благодаря силе и скоростям современных СМИ, уже удалось добиться того, что на площадь в Новосибирске выходят тысячи протестующих с обеих сторон. Начались пикеты в Москве. И в целом обостряются противоречия между либералами и консерваторами, людьми веры (православной и исламской) и атеистами-циниками.
С одной стороны, яркую и точную характеристику постмодернизма дал Борис Якеменко (православное движение «Наши») http://vz.ru/news/2015/4/1/737635.html, а глава Крыма Сергей Аксёнов справедливо увидел социально-политическое измерение этой новой квази-идеологии: он написал, что без укрепления вечных духовных основ жизни немыслимо развитие Крыма и России. «Желающих разрушить эти основы, к сожалению, немало. А если не разрушить, то по крайне мере, плюнуть людям в душу, оскорбить их в лучших чувствах. Если во времена воинствующего атеизма такие пакости творились под прикрытием официальной идеологии, то теперь — под предлогом «творческого самовыражения». http://vz.ru/opinions/2015/3/31/737258.html
С другой стороны – от защитников постмодернизма и вседозволенности уже прозвучало требование сменить министра культуры! Накачивается истерика, что вот-вот введут цензуру – самое страшное из наследия советского тоталитаризма… Прискорбно, что в этом участвуют известные деятели культуры и даже некоторые православные священники. Требуют восстановления или показа скандальной постановки заново – будто в ней есть что-то столь ценное, что может «уравновесить» кощунство. Но беда в том, что это люди, для которых, как выясняется, нет самого понятия «кощунство».
Оказалось также, что это не только наше «отечественное явление». В 2013 году в Дюссельдорфской опере события были перенесены в нацистскую Германию – так эта поставновка была снята сразу же после премьеры местными властями! Вот в демократической Германии почему-то мгновенно убрали это «свободное самовыражение» и никто не требовал ни отставки министра, не выходил на митинги. Если не сработала самоцензура (моральный камертон) у постановщиков и работников театра, то она сработала у работников муниципалитета Дюссельдорфа. Там не устрашились «возврата цензуры» - ибо это норма, когда человек имеет «внутренний камертон» и не нарушает законы.
Итак, новосибирский скандал выявил потребность определиться в отношении постмодернизма. Начало осознания – в заявлениях министра культуры Владимира Мединского. Он заявил, что «Если мы будем пренебрегать чувствами верующих, то всем мало не покажется. С нашей многонациональной, многоконфессиональной страной - тихо, тихо, а потом взрывается где-нибудь похлеще «Шарли». Надо с этим решать в зародыше. (…) Ещё раз повторю - я не хотел снимать директора, но был вынужден. Сделал и впредь буду, если придётся, делать. Искренне надеюсь, что не понадобится». http://ria.ru/culture/20150402/1056132797.html#ixzz3WAwa29wx
Действительно, для того, чтобы не было необходимости тушить пожар, следует его предупредить. Корень – в теории и практике постмодернизма. Он уже навёл массовые разрушения в культурном поле Америки и Европы. Отказ от классики и религиозных основ культуры привёл к тому, что сфера искусства подменена сферой «развлечений и аттракционов». Именно туда устремились все энергии низовой, карнавальной культуры (которую в своё время проанализировал Бахтин). Но если «карнавальный низ» показывался в средневековой Европе изредка, строго в те календарные дни, когда «церковь отдыхала» - то теперь церковь не просто «отдыхает», но практически вытеснена из культурного истеблишмента. Сменились два базовых понятия – культуры и свободы.
Культура – от латинского «культиваре», «пахать», «возделывать». То есть, совершать ежедневные и продуманные усилия по самосовершенствованию и «выпалыванию сорняков» (кстати, цензура и есть тот самый нудный труд крестьянина по защите ценного растения от вредоносного). Но в постхристианской Европе на смену культуре приходит «энтетеймент – развлечение», максимально снижается уровень и даже в «высокие жанры» (как опера, например) вносятся низовые и скандальные элементы.
А понятие «свобода» не только остаётся, но даже превозносится – однако с подменой онтологического характера. Если ранее Европа опиралась на тезис блаженного Августина «Люби Бога и делай, что хочешь!» - то теперь внедряется «Люби самого себя (человека), и делай, что хочешь!». Некогда христианский по корням гуманизм трансформируется в апологию эгоистической вседозволенности. На это указал Достоевский, дав формулу распада «Если Бога нет – то всё позволено». Так священное (!) по сути понятие свободы сменилось на вседозволенность.
Увы, многие европейцы потеряли и переживание Священного, и чувство Табу (внутреннюю самоцензуру) – отдались стихии вседозволенности. Я цитировал сейчас классиков европейской христианской традиции. Они не просто близки исламским, но по сути – грани одного явления, веры Авраамовой. Мусульмане помнят хадис Пророка (мир ему!): «если ты не стесняешься своего поступка, то совершай его!». То есть, для человека авраамической культуры работает прежде всего не внешний закон, не полицейский с дубиной - но внутренний голос, способность «стесняться», то есть самоограничиваться, останавливаться…
В заголовок этой заметки я вынес слова «Провокативность постмодернизма – угроза России». Но это угроза также и для тех стран, где он зародился и уже успел заполнить своими сорняками некогда прекрасное поле Европы с его (опять не могу не привести слова Достоевского) «священными камнями». Уникальность нашей ситуации в том, что сейчас именно на Россию выпала задача исторической важности: спасти как свой народ, так и народы европейского Запада от антирелигиозного, ультралиберального эгоизма. Спасти основы европейской культуры.
Особо остро это вижу и переживаю в эти апрельские дни в Париже, куда меня пригласили на ежегодную встречу мусульман Франции. Здесь мы обсуждаем с братьями и прямой выпад против нашей исламской культуры (теракты вокруг «карикатурного скандала»), и распад европейских ценностей под давлением потсмодернизма. События вокруг оперы в Новосибирске читаются в этом широком контексте.
Посмотрите: в Париже и в Новосибирске никто не обсуждает ХУДОЖЕСТВЕННОЕ качество того, что нарисовали художники или исполнили на оперной сцене. Но в обществе гудит и множится ПОЛИТИЧЕСКОЕ эхо, где-то унося даже жизни, где-то выталкивая на митинги.
Вывод из этого: провокативность постмодернизма имеет две ступени, как ракета. Сначала нарушаются табу и оскверняются святыни (любого народа, любой религии), затем пробуждённую энергию гнева (как защитников, так и «свободолюбцев») выводят в конкретное действие. В политику.
Потому позвольте повторить сказанное мною ранее. Я не ожидал, что именно эта сторона новосибирского скандала выйдет в последние дни на опасный для общества рубеж. Вот мой тезис номер 2:
Министерству культуры, очевидно, надо проверить текущий театральный, оперный, кино и телепроцесс на предмет выявления подобной провокативной пост-модернистской идеологии. Парадокс: пока в России нет официальной государственной идеологии и она запрещена пунктом Конституции – по факту сферу искусства заполняют пост-модернисты. Они занимаются не просто «чистым искусством», не только «игрой в бисер» - но вносят разлад и вражду в общество.
Уважаемого Владимира Мединского следует не смещать с должности, но призвать провести максимально быстро и эффективно – прополку нашего культурного огорода от сорняков, норовящих разрушить мир средствами псевдо-искусства!
Дамир хазрат Мухетдинов, Париж, 7 апреля 2015 года