Исламский бум в большой политике: суждено ли ему стать реальным?
07.11.2007 12:51Межнациональная и межрелигиозная проблематика, судя по всему, из разряда политической экзотики переходит в политическую норму — многие политические партии в ходе предвыборной гонки обращают внимание на запросы нерусской и неправославной части электората и стараются учитывать интересы этих групп в своих программах и выступлениях. Политическая жизнь России на пороге нового бума всего «этнического» и «мусульманского».
Но, в отличие от 1990х, когда были образованы ряд партий и общественных движений, выдвигавших лозунги лоббирования интересов мусульман, нынешняя политическая риторика базируется на концепции поддержания межнационального и межрелигиозного баланса, и принадлежит она не организациям с названиями типа «Исламский…» или «Мусульманский …», а политическим движениям федерального масштаба. О том, какое отражение все эти процессы наши в средствах массовой информации, а в особенности мусульманских, поговорим в этой статье.1 октября нынешнего года, когда В. Путин объявил о своих планах возглавить список партии «Единая Россия» на предстоящих выборах, предвыборная интрига, которая и без того была невелика, можно сказать, и вовсе пропала. Сейчас интересно не кто будет править бал в будущем созыве, а то, какие из остальных политических партий выдержат такой психологический прессинг, который заключается в заведомо нереальных шансах на прохождение в законодательный орган, и смогут сохранить свое политическое лицо последовательной позицией и адекватной реакцией.
У некоторых уже сдают нервы. Так, один из лидеров Союза правых сил Борис Немцов в интервью журналу «Эксперт» заявил, что спровоцированная инициативами Путина по улучшению демографической ситуации высокая рождаемость в мусульманских регионах, таких как Чечня, Дагестан, Татарстан, Башкортостан, нарушит межнациональный баланс, что «смертельно опасно для будущего России».
Тем более что в это же время лидер СПС Никита Белых вместе с кандидатом в депутаты Госдумы от СПС по Пензенскому избирательному округу, мусульманским общественным деятелем Адалетом Джабиевым дают интервью порталу «ИсламНьюс». «Одна из целей нашей партии заключается в том, чтобы показать, что универсальные ценности, о которых мы говорим, не являются чуждыми как для Ислама, так и для Православия, для России в целом», — заявил Белых в интервью мусульманскому изданию.
«Многонациональной стране — эффективную национальную политику» — такой программный лозунг выдвинула партия «Справедливая Россия». О том, что руководство партии вкладывает в понятие «эффективная национальная политика», рассказал сайту «Народы России» (www.narodru.ru) бывший элдэпээровец, а ныне эсэровец Алексей Митрофанов. По его словам, эффективная национальная политика — это прежде всего политика интернационализма.
«Справедливая Россия» выступает за воссоздание Министерства по национальной политике и за создание общественных межнациональных советов, то есть советов представителей диаспор. «Они должны существовать при любом мэре города, губернаторах, чтобы их можно было быстро собрать, возможно, наделить какимито полномочиями — рекомендательными, консультативными и т. д.», — сказал Митрофанов.
Примечательна следующая реплика Митрофанова: «Вопрос о монголотатарском иге нужно ставить только условно. Не было никакого монголотатарского ига. Это выдумала западная историография еще при царе. Татары жили на нашей территории, у них было свое устройство, они взаимодействовали с русскими князьями. Но игато никакого не было. К ним приезжали, с ними договаривались. Но татары физически не владели территориями».
Лидер «СР», председатель Совета Федерации Сергей Миронов на встрече с представителями традиционных конфессий России 1 июня в СанктПетербурге заявил, что Объединенная комиссия по межнациональным и межрелигиозным вопросам Совета Федерации РФ «ведет планомерную работу по разрешению различных конфликтных ситуаций в сфере межнациональных отношений». Об этом сообщил Ислам.Ру. Миронов также добавил, что при его участии принято решение о создании рабочего органа — Центра межрелигиозных социальных инициатив, задачей которого будет способствовать взаимодействию между законодателями и религиозными организациями.
В целом мусульманская составляющая в «СР» представлена ветераном российского политического движения Шамилем Султановым, который до объединения трех партий в одну «Справедливую Россию» был депутатом от «Родины». Шамиль Султанов — один из наиболее последовательно защищающих интересы мусульман политиков России. Он частый респондент и герой публикаций на мусульманских информационных интернетканалах.
Не так давно в аналитическом материале на портале «ИсламНьюс» автор Рустам Адиуллин выразил мнение о том, что Ислам стал одним из факторов, который активно используется в борьбе за власть, причем в негативном смысле. «Исламский преступный элемент» все чаще и явственнее проявляется по мере приближения парламентских и президентских выборов. Соответственно, растет рейтинг тех, кто демонстрирует самоотверженную борьбу с зеленой угрозой», — пишет он и приводит комментарии по теме Шамиля Султанова.
Нагнетание страстей вокруг «исламской угрозы» является политической кампанией, которая служит интересам определенных лиц в Москве и которая будет продолжаться по мере приближения выборов.
Вообще, персонифицировать исламскую составляющую партии в лице одного из ее видных деятелей — это самый выигрышный способ заполучить доверие избирателя. Как об этом говорилось выше, к такому методу прибег не так давно СПС, а партия «Единая Россия» пользуется этим приемом уже годы и имеет свои бонусы, но об этом поговорим чуть позже.
Сейчас же хочу обратить внимание на интервью заместителя председателя Демократической партии России Олега Гимазова, который идет на выборы третьим номером по федеральному списку от ДПР. Интервью под заголовком «Татарин в списках» опубликовано в газете «Звезда Поволжья» в номере за 4–10 октября. На вопрос журналиста о его отношении к введению в России поста вицепрезидента, закрепленного за этническим мусульманином (в частности, речь велась о М. Шаймиеве), Олег Гимазов ответил: «В общем, положительно отношусь. Татар в России огромное количество. Этот баланс на государственном уровне был бы полезен России. Русские сейчас во многом — это смесь славянотатарской крови». Россия — это славянотюркское единство», — подчеркнул он.
Теперь о «Единой России». Существует два основных фактора благосклонности мусульманского электората этой партии. Первый из них — это президент Татарстана Минтимер Шаймиев в составе трех сопредседателей Высшего Совета партии «Единая Россия». Проповедник идей федерализма, диалога культур и равенства религий и национальностей, Шаймиев уже стал визитной карточкой мусульманской составляющей России за рубежом, особенно в исламском мире. Второй фактор — это прорыв в отношении с различными мусульманскими странами по отдельности и исламским миром в целом, который совершила Россия за годы правления Путина. Как считается в народе, «Единая Россия» полностью поддерживается В. В. Путиным, и успехи команды Путина ассоциируются у людей с успехами «партии власти».
Но работа пиарщиков и политтехнологов в центральном аппарате «ЕР» и его региональных отделениях не равнозначны. На федеральном уровне «Единая Россия» работает с мусульманским избирателем пока без осечек. Но что касается регионов — здесь пропагандистская деятельность партии доходит до абсурда и тотчас же отражается в мусульманских СМИ.
«Мусульмане Петербурга заслушали «проповедь» в поддержку «Единой России», — с таким заголовкам в Ислам.Ру была опубликована заметка о том, что в феврале 2007 года мусульман призывали голосовать за «партию власти», а в магазинчике исламской атрибутики бесплатно раздавались брошюры «ЕР».
Портал «Ислам в Российской Федерации» сообщал, что во время последнего Рамадана на одном из ифтаров в Екатеринбурге шла неприкрытая агитация единороссов.
В целом мусульманские средства массовой информации уделяют пристальное внимание теме политической жизни в стране вообще и выборов в частности. Об этом свидетельствуют и заголовки материалов «Мусульманский бойкот Явлинскому и Жириновскому!», «Битва за мусульманский электорат», «Самара: В конфликте единороссов и эсэров задействован “татароисламский фактор”, “Мусульманский фактор в предстоящих выборах в Государственную думу РФ”» и т. д. Это и объяснимо: мусульманский фактор действительно стал играть гораздо более заметную роль в российской политике, он заключает в себе множество политических и социальноэкономических проблем, начиная от иммиграционной проблематики и кончая местом России на геополитической арене.
Но вместе с тем мы наблюдаем и другое явление. Сайт «ИсламНьюс» в преддверии выборов решил провести опрос среди читателей: «Примете ли вы участие в выборах в Государственную думу 2 декабря?» На момент завершения статьи, 26 октября, итоги голосования были следующие: 62 человека собирающихся идти на выборы, против 76 отказывающихся выбирать депутатов и 7 неопределившихся. Это говорит о том, что около 60 % мусульманского электората безразличны заискивания политических партий — эти люди либо не верят, либо не придают значения обещаниям политиков.
В чем здесь дело? Для кого тогда все эти «брачные», простите, предвыборные игры? Ответ прост: для региональных, этнических, мусульманских элит. Пока партии занимаются тем, что предвыборными лозунгами привлекают на свою сторону видных деятелей от Ислама, лидеров, которые впоследствии могли бы работать с мусульманами. В России идет передел элит, беспартийные, но успешные общественные деятели, ученые, спортсмены нарасхват — каждая партия стремится заполучить их в свои ряды. А сами политдеятели пока с мусульманами общаться напрямую не готовы. Свидетельством тому — их топорные методы работы с электоратом на ифтарах и пятничных проповедях.
С другой стороны, видимо, и рядовой мусульманин своим сознанием не готов принять мысль о том, что своим решением и он способен повлиять на политику в стране. Предвыборные кампании партий он расценивает именно как временное заигрывание с целью получить лишний голос на выборах. И зря. Настал тот момент, когда своей активной гражданской позицией можно и нужно оказывать влияние на политику, зацементировать на политическом поле понятия «равенство религий», «светскость государства», «энтоконфессиональный баланс».
Диляра Ахметова
Москва
Материал опубликован в газете «Медина аль-Ислам», №40