RSS | PDA | Архив   Вторник 23 Апрель 2024 | 1433 х.
 

Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 23-29 июля 2007 года

10.08.2007 15:49

Предлагаем Вашему вниманию обзор средств массовой информации Самары, Казани, Башкирии, Нижнего Новгорода и других регионов Приволжского Федерального округа

Вышел в свет июльский номер религиозно-общественной газеты «Ислам нуры» («Свет Ислама»), которая издается в Набережных Челнах под патронажем ДУМ РТ. Номер начинается с проповеди имама-мухтасиба Нижнекамского района Юсуфа-хазрата Давлетшина, который размышляет о священном месяце Раджаб (Дэулэтшин Й. Ражэб ае // Ислам нуры, 2007.  - №13 (401). – июль). Рассказывая об истории освящения этого месяца среди мусульман, Юсуф-хазрат отмечает, что относительно Раджаба существует «много слабых или вовсе неверных хадисов». Один из них, например, гласит, что в месяце Раджаб есть специальные день и ночь. Если день провести постясь, а ночь бодрствуя и непрерывно читая намаз, то вознаграждение тому человеку будет ровно такое же, как будто он 100 лет беспрерывно читал намаз и 100 лет держал уразу. Или, говорится еще, тот, кто прочитает в 27 ночь Раджаба намаз из 12 ракаатов, тому Аллах простит грехи за 60 лет жизни. Ни в коем случае нельзя действовать опираясь на эти хадисы, пишет имам-мухтасиб Нижнекамского района в своей статье.

Эта же газета пишет о сабантуе, прошедшем в родной деревне известного татарского певца Салавата Фатхудинова, который был организован на его средства. Когда наступило время полуденного намаза, артист попросил собравшихся остановить спортивные и увеселительные мероприятия, что и было сделано. На майдане были расстелены ковры и совершен намаз, а в первом ряду молящихся стоял сам эстрадный певец.

• Здесь же помещена заметка о том, как прошел летний мусульманский лагерь при городской мечети Ижевска, в котором отдохнули в июне 30 мальчиков, а в июле 25 девочек.

• «Ислам нуры» продолжает свою традиционную рубрику «Вопросы и ответы». Ее ведет имам-хатыб набережно-челнинской мечети «Тауба» Идрис-хазрат Галяветдинов (Сорау вэ жавап // Ислам нуры, 2007.  - №13 (401). – июль.). Среди наиболее интересных вопросов и ответов можно отметить следующие. Одна татарская женщина вышла замуж за русского, и теперь они живут своим хозяйством в деревне. Растят детей. Сама она очень религиозная женщина. Когда приходит время закалывать скот, эту процедуру проделывает ее муж, а жена произносит при этом «бисмиллу». Вопрос: можно ли считать мясо, подготовленное ими халяльным? Имам-хатыб начинает ответ с того, что мусульманка не может жить законным браком с представителем иной веры, если он, конечно, не принял Ислам. А если он, например, христианин, то есть «ахлу Китаб» («человек Книги»), то мясо заколотое им можно употреблять в пищу и мусульманам. При этом нет никакой необходимости в дополнительном произношении «бисмиллы». А если ее муж коммунист или атеист, то в «бисмилле», хотя бы даже тысячекратной нет смысла, поскольку такое мясо не будет халяльным. Один из читательниц задает следующий вопрос: «В книге М.Муфлихунова написано, что Ислам запрещает мусульманам совершать поездки в такие святые для татар места, как Булгар и Биляр, а тем более, читать там намаз и закалывать жертвенных животных. Сама я родом из Башкортостана и ежегодно навещаю родные места, а также могилы своих родителей и родных. Что мне делать, ведь после прочтения книги я нахожусь в недоумении»? Идрис-хазрат Галяветдинов отвечает на это: «Какой толк от того, если мы приведем на кладбище жертвенное животное, заколем его там, а его останки бросим возле могил. Они начнут гнить и портить землю. Все это – неразумные с точки зрения Шариата вещи». Остается неясным один момент – можно ли совершать поездки в Булгар и Биляр, но эту тему имам-хатыб мечети «Тауба» обходит в своем ответе. Также он считает, что существует несколько мнений относительного того, можно ли посещать мусульманкам кладбище или нет. Сам он полагает, что нельзя. И если кто-то очень хочет, то можно ограничиться чтением дога возле кладбища, не входя на его территорию. «Если женщина идет одна на кладбище, то она может погибнуть там от испуга. Поскольку женское сердце более нежное и восприимчивое», - говорит Идрис-хазрат Галяветдинов.

В июльском номере журнала «Мусульманский мир», учредителем которого является Апанаевская мечеть г. Казани (читай: первый заместитель муфтия ДУМ РТ Валиулла-хазрат Якупов) опубликовано несколько материалов оригинального характера, то есть не заимствованных  из интернета или ранее вышедших книг и брошюр. В целом, лейтмотивом этого номера звучит идея  борьбы с  ваххабизмом, что видно даже из интернет-дайджеста (например, публикация заявления небезызвестного Романа Силантьева с громким заголовком «Сейчас в России идет процесс подмены традиционного Ислама «модернизированным» в русле ваххабизма»).

Издание поместило выступление Валиуллы-хазрата Якупова на заседании исламской секции рабочей группы по конфессиональной политике, сохранению исторического и духовного наследия Общественного совета по развитию институтов гражданского общества в ПФО ([1] Выступление Валиуллы-хазрата Якупова … //Мусульманский мир,  2007. – С.11-12.). Он начинает свою речь с одобрительных слов в адрес российских властей, которые сумели добиться для РФ статуса наблюдателя при Организации исламская конференция (ОИК). При этом он характеризует ОИК как модернизированный «халифат» современности,  поскольку «он объемлет весь по сути исламский мир, чего не удалось  достичь никаким исламским халифатам прежде». Далее первый заместитель муфтия заостряет внимание еще на нескольких аспектах мусульманской жизни, которые решаются, или  которые предстоит решить в самое ближайшее время. «Что касается проблем, требующих дальнейшего внимания – это легализация мусульманского образования», - пишет он.  В этом  отношении первый заместитель муфтия видит положительную тенденцию в недавнем решении федеральных властей относительно преподавания арабского языка. Как известно в марте нынешнего года Министерство образования и науки РФ направило в органы управления образованием субъектов РФ письмо и методические рекомендации «Об изучении редких иностранных языков в системе общего образования»,  речь в котором в том числе идет и об арабском языке. «Это решение может стать одним из эффективных перспективных мероприятий в сфере профилактики радикализации мусульманкой молодежи, послужить легализации и официализации обучения арабскому языку в России», -  заявляет Валиулла-хазрат со страниц журнала «Мусульманский мир». «Не секрет, что арабский язык является священным языком мусульманской религии, - продолжает он свою мысль. – К изучению арабского  языка проявляет мотивацию значительная часть мусульманской молодежи,  которая, по сути, пока лишена легальной возможности его изучения, поэтому вынуждена зачастую обращаться в нелегальные,  подпольные псевдомедресе, становится учениками обучавшихся в арабских странах проповедников ненависти.

Разработка и утверждение государственных стандартов преподавания арабского языка в качестве иностранного в средних школах Российской Федерации, изготовление необходимого комплекта учебников с пятого по одиннадцатый класс и сопутствующего методического обеспечения образовательного процесса позволит увеличить интерес к изучению иностранных языков в национальных средних школах, особенно в сельской местности, сделает востребованными кадры, выпускаемые в течение последних 30 лет светских специалистов арабского языка, оградит мусульманскую молодежь от попадания под влияние радикальных религиозных экстремистов, даст возможность Российскому Исламскому университету и другим аналогичным вузам выпускать специалистов по госстандарту «арабская лингвистика».

Отповедь ваххабитам и ваххабизму в целом дается в материале анонимного автора, также опубликованного на страницах июльского номера журнала «Мусульманский мир» (Знакомство с ваххабизмом //Мусульманский мир,  2007. – С.13-15.). «Секта ваххабитов считает,  что она самая совершенная, на самом  деле она самая совершенная в заблуждении», - пишет неизвестный автор статьи.

Материал Р.Г. Зайнеевой под названием «Пожелания к будущему хаджу» (Зайнеева Р.Г. //Мусульманский мир,  2007. – С.22-24.) - по форме рассказ о том, что надо знать собирающемуся в хадж, а по сути – обличение Саудовской Аравии, как ваххабитской страны. Страны, которая не сумела создать нормальные условия для паломников, которые стекаются сюда миллионами со всего мира.

«Каждое достижение технического прогресса дает людям уверенность в силе Аллаха и в правоте Корана. Человек сейчас может из небольшой дискеты получить огромную информацию, передать ее, закодировать и переписать. На этом примере Аллах ясно показал, и уже любой человек должен понимать, что Аллах может воссоздать все поколения людей из небытия. Технический прогресс дан людям и для объяснения силы Аллаха непонятливым и убеждения неверующих. Поэтому дороги к святыне и в долины Мина, Арафат и Муздалифа должны быть на самом высоком уровне технического прогресса -  и железные, и автомобильные регулируемые, многополосные и т.д.», - пишет автор материала.

Р.Г.Зайнееву возмущает то, что такая богатая страна, как Саудовская Аравия не может организовать процесс совершения хаджа в цивилизованных рамках. Путь в несколько километров из одного пункта в другой приходится преодолевать за 8-9 часов из-за невероятных пробок и людского столпотворения. «В долину Мина сообразно современным дорожным  требованиям должно быть несколько параллельных автомобильных дорог и небольшая железная дорога по треугольнику Мина-Арафат-Муздалифа-Мекка. Это стало  бы проявлением уважения властей Саудовской Аравии к святыням Аллаха. Аллах даровал людям возможность скоростного передвижения – мыслящие люди должны понимать,  что люди должны спешить на пути Аллаха. Сейчас техника может все – скоростные трамваи, дороги в несколько полос есть во всей Европе, средства паломники оставляют огромные. Властям Саудовской Аравии остается только проявить заботу и уважение к людям, идущим на пути Аллаха и уважение к святыням, которые Аллах расположил на их земле.  Технический прогресс  дан людям Аллахом, что они им пользовались и во благо и во имя Аллаха», - завершает свою мысль автор материала. Наряду  с  этим она критикует и казанский «Идель-хадж», то есть агентство при ДУМ РТ, которое монополизировало организацию процесса совершения хаджа в Республике Татарстан: «Я надеюсь, что в будущем году хаджиям заранее выдадут полный пакет документов включая адреса гостиниц, телефоны сопровождающих, номера групп и  т.д. Я думаю «Идель-хадж» возьмет на себя обязанность заранее выдавать хаджиям пакет-конверт с визиткой, браслетом, паспортом, по возможности и билетом. Писать на нем сотовые телефоны сопровождающего группу, руководителя (на случай если кто потеряется). Указать адрес проживающего в Мекке и в Медине, номера телефонов гостиниц и общежитий».

• Последний номер газеты «Вера», который издает Центр исламской культуры «Иман» (руководит Валиулла-хазрат Якупов) также полон перепечатками из сети и содержит два оригинальных материала – сообщение о конференции «Статус религиозных меньшинств в Европе и на ближнем Востоке», прошедшей 12-13 июня в Вене (Якупов В. Конференция в Вене // Вера, 2007. - №7 (июль).) (автор В. Якупов) и перевод отрывка из книги «Танбих ал-афилин» Факиха Абу Ляйса Самарканди, который выполнил аспирант Нияз Сабиров (другой отрывок публикует последний номер «Мусульманского мира»). Рассказывая о конференции состоявшейся в Вене, Валиулла-хазрат отмечает, что «выступления представителей христианских меньшинств с Ближнего Востока были очень жестокими, они все,  что происходит там, характеризовали черными красками, особенно бывший египтянин. Это и понятно, все же Сирийский Митрополит, живущий в Сирии, более сдержанно высказывался о мусульманах, Исламе и исламских государствах». Также первый заместитель муфтия сообщает, что во время пресс-конференции, состоявшейся там же «журналисты проявили большой интерес и к ситуации в Татарстане».

Новый, 14 номер «всероссийской мусульманской газеты» «Иман» («Вера») полностью состоит из перепечаток из интернета, татарских газет и книг  и не содержит ни одного оригинального материала.

В эти дни отмечался 75-летний юбилей  имам-хатыба казанской мечети «Медина» Гильмуллы-хазрата Халиуллина. Это событие нашло отражение на страницах газет «Ватаным Татарстан» («Родина моя - Татарстан» (Минhаж Р. Мэчет эчлэрндэ голбакча //Ватаным Татарстан, 2007. – 25 июль.)) и «Шэхри Казан» («Город Казань») (Аллаhынын хикмэте белэн // Шэhри Казан, 2007. – 27 июль). Последнее издание кратко рассказывает о биографии юбиляра. Он родился в деревне Ташкичу Буинского района РТ (см. также о нем в обзоре СМИ за 18-24 июня). Всю жизнь проработал  шофером и после выхода на пенсию  ступил на путь служения религии. Окончив казанское медресе имени 1000-летия принятия Ислама, Гильмулла-хазрат на протяжении трех лет служил муэдзином мечети «Нурулла». В 1996 году ему было  поручено заняться строительством мечети «Медина» в районе Танкодрома, которая была торжественно открыта ровно через год. На территории мусульманского храма была пробурена 80-метровая артезианская скважина, которая снабжала водой жителей окрестности во время частых перебоев в период строительства метро. Также  он разбил здесь  цветник, начал разводить кур и петухов.  Гильмулла-хазрат известен также тем, что благодаря своей активности сумел построить еще две мечети,  в том числе и в своей родной деревне. За его  большие заслуги в деле благотворительности  в период 2000-2001 гг. он был награжден медалью «Золотое  сердце», а в дни юбилея муфтий ДУМ РТ Гусман-хазрат Исхаков вручил ему муфтиятовскую медаль  «За заслуги перед народом» и бесплатную путевку в хадж.

Пятничный номер газеты «Шахри Казан» (Борhан М. Ышаныч тормышны мэгънэле итэ // Шэhри Казан, 2007. – 27 июль) публикует письмо своей читательницы Магфии Бурган, которая рассказывает о том, как сформировались ее взгляды на исламскую религию и, вообще, как она пришла к вере. По ее словам все идет от семьи. Например, в ее семье, еще в годы воинствующего атеизма всегда звучали слова молитвы. Как пишет автор, «я впитала исламскую религию с молоком матери». Ее родители, самые обыкновенные люди никогда не пропускали пятикратного намаза и в таком же духе воспитали своих одиннадцать детей. Поэтому все они не потерялись в этой жизни, достигли успеха и уже сами вырастили и воспитали нравственно и физически здоровых детей и внуков.

В этом же номере рассказывается об открытии 20 июля новой мечети в Авиастроительном районе Казани на улице Бестужева (Яна Бер мэчет // Шэhри Казан, 2007. – 27 июль.). Мусульманский храм был построен на средства предпринимателя Рустама-хаджи Гараева, который назвал ее в честь своего отца «Салимджан». Много лет назад семья бизнесмена жила в доме, расположенном на месте нынешней мечети и его мать всегда мечтала возвести тут мусульманский храм. Ее мечты воплотил в жизнь сын Рустам. По словам принимавшего участие в церемонии открытия первого заместителя муфтия ДУМ РТ Валиуллы-хазрата Якупова, «мечеть была построена за чудесно кроткий срок». Пятого июля прошлого года в ее основание был заложен первый камень, а уже 22 декабря в помещении мечети начали читать пятикратный намаз. Первый официальный общий намаз в новой мечети прочитал муфтий ДУМ РТ Гусман-хазрат Исхаков. Мечеть отмечает всем современным требованиям: имеется молельный зал для женщин, а также свой небольшой магазин, что позволяет жить жизнью полноценной махали, пишет газета. В связи с этим радостным событием, руководитель ДУМ РТ пообещал местным прихожанам подарить одну бесплатную путевку на предстоящий хадж.

«Каждый проводит свои каникулы как может, а вот при мечети деревни Большой Кошман Кайбицкого района РТ был организован мусульманский лагерь для детей», - пишет газета «Ватаным Татарстан» (Каникулда – мэчеткэ // Ватаным Татарстан, 2007. – 25 июля) в своем номере от 25 июля. Ребята провели это время с пользой для души и тела: не только изучили основы религии, но и совершили экскурсию по казанским мечетям, съездили на родину татарского поэта Габдуллы Тукая в деревню Кырлай Арского района. Также руководителями лагеря был организован конкурс на лучшего чтеца сур из Корана, который посетил даже глава местной администрации Джаудат Гафаров.

Председатель Союза мусульманских женщин Татарстана «Муслима», член Президиума движения «Российское исламское наследие»  Альмира Адиатуллина встретилась с учеными-исламоведами из США и Германии. Ученые-тюркологи из Берлинского университета Месте Хотопп и Рике М.А. и исламовед Николас Месински из Мечиганского университета США  обратились к Альмире Адиатуллиной с просьбой ответить на вопросы, связанные с развитием Ислама, межнациональными и межконфессиональными отношениями в республике Татарстан.

Исследователей крайне удивил тот факт, что разные народы, проживающие на  территории Татарстана, связывают крепкие узы толерантности, мира и согласия. Альмира Адиатуллина пояснила, что благоприятная межнациональная атмосфера в республике вызвана многими факторами: историческими, религиозными, политическими. Важную роль в установлении межнационального и межконфессионального согласия лидер мусульманок Татарстана отвела Президенту республики Минтимеру Шаймиеву.

На базе 10 мечетей Казани в этом году был организован летний отдых для детей. Об этом пресс-службе ДУМ РТ сообщил заведующий отделом образования ДУМ РТ Абдрашит-хазрат Закиров. Мечети «Аль-Марджани», «Сулейман», «Булгар», «Адель», «Голубая», «Динислам», «Азимовская», «Иман нуры», «Медина» и в Казанский исламский колледж в общей сложности смогли принять 350 детей. Рекордное число детей принимает мечеть «Сулейман»: в три смены 160 детей, при этом дети остаются в лагере круглосуточно в течение 20 дней. Далее по количеству принятых детей идет мечеть «Булгар» в дневную смену там отдохнули и познакомились с традиционными духовными ценностями 65 человек, затем мечеть «Адель»: 30 человек.

Цель организации летнего отдыха для детей в мечетях: это обычная многолетняя практика ДУМ РТ по возрождению традиционных духовных ценностей, воспитания толерантности среди молодежи и знакомство со своими традициями население РТ, а также профилактика от порочных явлений общества.

На базе детского оздоровительного лагеря «Лесная сказка» начал свою работу мусульманский лагерь для девочек, в котором около 30 юных елабужанок во время летних каникул осваивают навыки чтения Корана и основ Ислама, сообщает елабужское ИА «Ал-информ».

В отличие от обычного оздоровительного лагеря здесь довольно строгий режим. Дети встают вместе с солнцем в 5.30 часов, чтобы успеть к утреннему намазу. До полуденной молитвы дети изучают правила мусульманской этики и нравственности. «Особое внимание уделяется почитанию старших, уважению младших, презрению к вредным привычкам», - подчеркивает главный мухтасиб Елабуги Рустам-хазрат. Помимо этого здесь делают все, чтобы ребята раскрыли свои таланты, творческие способности. После обеда девочки играют в подвижные игры, занимаются рукоделием, изучают основы национальной кухни и вместе ухаживают за цветами и деревьями. По словам организаторов мусульманского лагеря, обучение и питание здесь бесплатное, за счет местного бюджета. Также стоит отметить, что питаются дети исключительно мусульманской пищей, то есть едой, приготовленной по религиозным традициям.

За 12 дней лагерной смены девочки должны побывать на экскурсиях по достопримечательным местам Елабуги, встретиться с известными людьми города и представителями религиозной сферы, принять участие в различных викторинах и конкурсах.

К слову, первый лагерь религиозного направления в Елабуге возник 3 года назад, тогда он базировал при мечети. И очень отрадно, что с каждым годом желающих отдохнуть здесь становится все больше, отмечают организаторы.

Это же событие подробно освещает и местная газета «Вечер Елабуги» .

25 июля в 10 часов утра состоялось торжественное закрытие второй смены детского летнего мусульманского лагеря при Казанской мечети «Сулейман», сообщает официальный сайт мечети. Эта смена проходила для девочек, которые в течение 20 дней набирали начальные знания по основам Ислама. Для них так же было разработана обширная культурная программа. Были интересные встречи с представителями национального музея, сотрудниками ГИБДД, а так же развлекательные мероприятия в парке «Шурале». Конкурсы, викторины, занятия в кружках по шитью, вязанию, состязания в приготовлении пищи, сервировки стола, а так же походы в лес – всем этим и многим другим надолго запомнится девочкам эта лагерная смена.

Примечательно то, что эта мечеть получила недавно грант размером 50 тыс. рублей для организации летнего отдыха несовершеннолетних при мечети. Этот грант выделен по каналам ФСРФ по контролю за оборотом наркотиков в рамках соглашения о сотрудничестве меду этой службой и ДУМРТ.     

Делегация Казанской мечети «Сулейман» в составе имам-хатыба Илдара-хазрата Баязитова, директора национального исламского благотворительного фонда «Ярдэм» Ильгама Фатхирахмановича Исмагилова и сотрудника фонда «Идель-Хадж» Хайдара Камалетдинова посетила Турцию. В ходе визита были проведены ряд интересных встреч, осуществился обмен опытом в сфере благотворительности, а так же прошло часовое выступление в прямом эфире радио «Moral FM».

• 25 июля делегация сирийских христиан посетила ДУМ РТ, где встретилась с первым заместителем муфтия Валиуллой-хазратом и заместителем муфтия Сулейманом-хазратом Зариповым, сообщает сайт Центра исламской культуры "Иман"

В ходе беседы была отмечена схожесть дружественных отношений, сложившихся между верующими христианами и мусульманами в Сирии и Татарстане. Сирийские христиане прибыли в Казань  с целями паломничества к святой казанской иконе. В составе делегации были как католики, так и православные, в частности Елиас Захлави, настоятель церкви из Дамаска.

Этот же информационный источник  публикует речь Валиуллы-хазрата Якупова, произнесенную на IV Всероссийских сборах военного духовенства в Великом Новгороде.

 «К сожалению, во внутрирелигиозные процессы становления российских мусульманских организационных структур происходит до сих пор массированное внешнее влияние, - пишет первый заместитель муфтия ДУМ РТ. - По сведениям, приводимым И. Добаевым, например, Королевство Саудовской Аравии истратило на ваххабитскую пропаганду больше средств, чем Советский Союз на коммунистическую пропаганду за все время своего существования. Саудовские фонды тратят 6 млрд. долларов в год на подобную деятельность. Это приводит к тому, что многие мечети и медресе переходят под контроль ваххабитов. Что мы можем противопоставить этой размывающей агрессивной пропаганде? Очевидно, воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Неоценим для нас подвиг отцов и дедов в годы Великой отечественной войны. Эти примеры мы используем в своей работе. В ДУМ РТ действует отдел по взаимодействию с силовыми структурами, который возглавляет подполковник Тимур-хазрат Ибрагимов, кстати бывший прежде боевым летчиком.

Членом Президиума ДУМ РТ, мухтасибом Черемшанского района является Фасых-хазрат Гафиев, летчик, участник Великой Отечественной войны, которому несмотря на его 85 лет, удается поддерживать возглавляемый им район на самых передовых позициях. Черемшанский мухтасибат является образцовым по всем показателям.

Членом общественного совета республиканского МВД является имам Харрис-хазрат Салихжан, полковник, участник Великой Отечественной войны, назначенной имамом мемориальной мечети МВД.

Таким образом, мы как представители российской конфессии стараемся внести свой вклад в воспитание допризывной и призывной молодежи. Неслучайно по итогам 2006 года наша республика заняла второе место в конкурсе на лучшую подготовку граждан РФ к военной службе, организацию и проведение призыва на военную службу по итогам 2006 года среди субъектов РФ. Президент Татарстана М. Шаймиев был награжден недавно по этому случаю».

Также он высказывает свое пожелание, чтобы призывники Татарстана, находящиеся под духовным попечением местного духовенства не теряли после призыва на действующую службу связи со своими религиозными наставниками.

«В этой связи достойно слов благодарности работа РПЦ в деле организации духовного попечения военнослужащих. К сожалению, среди федеральных мусульманских структур пока нет таких специализированных органов. Будем надеется, что они появятся уже в этом году», - резюмирует свою мысль Валиулла-хазрат Якупов.

• Состоялась поездка Председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина в Казань, сообщает сайт «Муслим. ру» .

Во время однодневного визита  Председатель СМР Равиль Гайнутдин  встретился с Президентом Республики Татарстан Минтимером Шаймиевым. Темой встречи стало обсуждение вопросов организации и проведения  III международного фестиваля мусульманского кино «Золотой Минбар», который пройдет в Казани с 6 по сентября 2007 года.

Муфтий шейх Равиль Гайнутдин поздравил Президента  М. Ш. Шаймиева, Правительство и Парламент РТ, народ Татарстана с подписанием Федерального Закона «Договор о разграничении полномочий между Российской Федерацией и Республикой Татарстан».

На встрече Муфтия с Президентом М. Ш. Шаймиевым принимали участие Председатель Оргкомитета фестиваля «Золотой Минбар» Заместитель  Премьер Министра РТ, министр культуры РТ Зиля Рахимьяновна Валеева, Генеральный директор фестиваля Зауди Мамиргов, соучредители фестиваля – Президент Исламского культурного центра Абдул Вахед Ниязов и др.

В этот же день Председатель СМР муфтий шейх Равиль Гайнутдин встретился  с Министром внутренних дел  Республики Татарстан Асгатом Ахметовичем Сафаровым.

Во время встречи были обсуждены вопросы, которые волнуют мусульманское сообщество России: это отдельные факты межэтнических конфликтов, проявления ксенофобии, необходимость преодолеть тенденции противостояния в различных регионах России.

Муфтий Гайнутдин привлек внимание  Министра Сафарова и к факту трагического убийства жителя Санкт-Петербурга, татарина Дамира Зайнуллина, погибшего от рук неонацистов и обратился с просьбой о содействии в решении названных проблем и устранении существующих  негативных тенденций.

Министр внутренних дел РТ Асгат Ахметович Сафаров обещал обратить внимание своих коллег в республиках и регионах на данные вопросы и  содействие в их решении.

• Через несколько месяцев в центре Казани планируется открытие Исламского центра нравственности, культуры и красоты. «К сожалению, Центр не успеет начать свою работу к началу Священного Рамадана, так как помещение еще будет ремонтироваться»,- сообщила корреспонденту ИА IslamNews  руководитель председатель Союза мусульманок Татарстана Наиля Зиганшина, участник данного проекта.

Исламский центр нравственности, культуры и красоты разместится в здании жилого пятиэтажного дома на первом этаже.

«Центр будет предоставлять всевозможные услуги: от детского досуга до офисных обедов. Также планируется наличие фитнес-центра и косметического салона. Организации аналогичной Центру в Казани нет - все казанские мусульмане ждут с нетерпением его открытия»,- говорит Наиля-ханум.

Модницы-мусульманки смогут приобрести в центре последние новинки местных дизайнеров и ателье, будет также представлена одежда с национальными элементами.

• Как сообщили корреспонденту газеты «Новые известия» в Духовном управлении мусульман Татарстана, скоро в Казани появится первая больница, отвечающая требованиям Ислама. Все врачи и санитары будут практикующими мусульманами, в больнице создадут условия для совершения намаза и ритуальных омовений, выделят помещение для праздничных богослужений. С женщинами будут общаться медики-женщины, с мужчинами – соответственно мужчины. В рацион войдет только халяльная (приготовленная по канонам шариата) пища. Примечательно, что медицинское учреждение создается в рамках трехстороннего соглашения, подписанного недавно ДУМТ, Казанской епархией РПЦ и министерством здравоохранения республики.

Как рассказала «НИ» руководитель пресс-службы Совета муфтиев России Гульнур Газиева, при нескольких больницах в местах компактного проживания мусульман существуют молельные комнаты, но о «конфессиональных» медицинских услугах речь зашла лишь в последнее время. При одном из родильных домов столицы есть «мусульманское» отделение (правда, платное). В сентябре в столице, на Волгоградском проспекте, начнет работать первая поликлиника для мусульман. Однако в ней, в отличие от казанской больницы, прием пациентов будут вести не только исповедники Ислама – к персоналу предъявляются исключительно профессиональные требования.

На этой неделе состоялась встреча президента ООО «Группа Ренессанс Страхование» Бориса Йордана с муфтием Татарстана Гусманом-хазратом Исхаковым, передает официальный сайт ДУМ РТ. Как известно, в этой компании были застрахованы татарстанские хаджии при совершении хаджа истекшего сезона. Во время хаджа произошел страховой случай - скончался один из паломников Татарстана и он был вывезен из КСА за счет этой страховой компании.

Во время встречи был обсужден широкий круг проблем. Муфтий пригласил прислать представителя компании на предстоящую в августе конференцию по проблематике хаджа, которая состоится в Казани.

26 июля в Арском районе открылась 66 мечеть, сообщает официальный сайт ДУМ РТ . Деревянное красивое здание, рассчитанное на 150 молящихся, украсила деревню Шенгирь. На торжественном открытии присутствовал муфтий РТ Гусман-хазрат Исхаков, руководитель Центрального Аппарата ДУМ РТ Ильяс -хазрат Зиганшин, главный казый РТ Джалиль-хазрат Фазлыев, глава администрации Арского района Назаров А.А, имамы Арского района и другие лица.

Сайт «Мусульмане Поволжья» публикует большую статью руководителя аппарата Духовного управления мусульман Нижегородской области Дамира-хазрата Мухетдинова «Восстановить ханафитское богословие в Поволжье!».

«Для абсолютного большинства российских мусульман-суннитов и мусульман большинства стран СНГ ханафитский мазхаб является более чем тысячелетним правовым институтом, - пишет Дамир-хазрат Мухетдинов. - Его с самого начала придерживались наши предки-булгары. В 922 г. попытка представителей посольства багдадского халифа изменить нормы фикха с ханафитского мазхаба на шафиитский закончилась неудачей. Ханафитами были ханы Булгара, Сарая и Казани, так же как и всех постзолотоордынских государств. После падения Казанского ханства в 1552 г. и уничтожения мусульманской городской цивилизации в Волго-Уральском регионе навыки догматической и правовой доктрины были во многом потеряны».

Далее он рассказывает о том, как развивались идеи ханафитского мазхаба в трудах татарских богословов на протяжении последующих веков и в первые годы советской власти.

«Стоит указать, что именно с Абу Ханифы начинается письменная традиция в исламском богословии, - продолжает свою мысль руководитель аппарата ДУМНО. - Ему приписывается первое сочинение по исламской догматике - ал-Фикх ал-акбар или Асл ат-таухид. В нем сформулированы основные положения исламской догматики: о единобожии, об атрибутах Аллаха, о Коране как слове Божьем, о всемогуществе Аллаха, о свободе воли, о пророческом достоинстве, о греховности людей, о добрых делах и о воздаянии за них, о вере (иман), о предопределении, о праведности, о достоинствах тех, кто упомянут в Коране. В ханафизме при исследовании новых вопросов принимается иджма всякой группы авторитетных лиц. Таким образом, создается возможность возникновения региональных иджма. Эта теория региональных иджма, с учетом российских условий, была разработана прежде всего муфтием ЦДУМ Ризой Фахреддином. Мазхаб ал-Ханафийа допускает широкое применение обычного права (урф, по-татарски - гореф-гадет) как вспомогательного, но независимого источника права, что позволяет упрощать деловые отношения, вступать в деловые и бытовые контакты с иноверцами, получать значительные послабления в быту.

Поэтому, именно ханафитский мазхаб является и признается в кругах специалистов самым толерантным и умеренным в Исламе, в течение многих столетий доказавшим свою оптимальность для российских мусульман. К тому же юридически в Уставах абсолютного большинства Духовных Управлений мусульман России говорится о принадлежности к ханафитскому мазхабу. Однако, начиная с эпохи перестройки и до сегодняшнего дня, книжные рынки России переполнены литературой, пропагандирующей другие направления: ваххабизм, хабашизм, издания партии «Хизб ат-Тахрир» и т.д., призывающие к агрессии и насильственным действиям против немусульман, в то время как грамотной литературы по ханафитской школе практически не имеется.

Во многом это приводит к тому, что система исламского образования в России сегодня находится в стагнации. Любой ВУЗ — сложнейшая и уникальная система преподавания, которая может быть создана только на основе соответствующей базы; преподавательский состав ВУЗа состоит из специалистов, имеющих ученые степени в области светских наук или богословия, но здесь не нужно забывать о том, что мусульманские богословы сегодня не обладают дипломами о соответствующем образовании; ВУЗ обязан иметь государственную лицензию и пройти аккредитацию. На примере деятельности РИУ (Российский Исламский Университет в Казани) видно, что за все годы его существования на российском информационном пространстве так и не появилось ни одного выдающегося исламского публициста, журналиста, переводчика из числа выпускников университета. Не говоря уже об алимах и мударрисах».

Автора статьи волнует также то, что в современной России хронически не хватает религиозной мусульманской литературы, толкований к Корану, книг по истории Ислама, которые отражали бы основные принципы ханафитского мазхаба. В этом направлении работает нижегородский издательский дом «Медина» и уже есть заметные результаты.

«Все последние издания должны будут выйти под совместным грифом Совета муфтиев России и Совета улемов России - новой организации, о создании которой мы приняли решение в рамках прошедшего 3 ноября 2006 года в Нижнем Новгороде Второго мусульманского форума. Одной из главных задач Совета улемов как раз и будет становление в России ханафитской школы с созданием учебных пособий для русскоязычных читателей. Финансирование этого грандиозного проекта будет осуществляться Фондом Абу Ханифы, который также создается во исполнение решений Второго мусульманского форума. Теперь мы во всеуслышание объявляем: ханафитская школа в России жива! Создание Фонда Абу Ханифы — это дань памяти величайшего исламского алима и факиха. Одновременно фонд станет инструментом для возрождения среди российских мусульман и воплощения в жизнь его богословского и исторического наследия», - завершает свою мысль Дамир-хазрат Мухетдинов.

Это же сайт  публикует лекцию «Партнерство цивилизаций – основа стабильности современного мира» Владимира Зорина с которой он выступил перед молодежью исламского летнего лагеря.

«Политика России всегда осуществлялась, основываясь не на ассимиляции, а на интеграции народов путем привлечения национальных элит разных народов в элиту общероссийскую. Все князья, баи, тиуны были интегрированы в Российское государство: были сохранены их титулы, земли, традиции и культура их народов. Ни одного народа, встретившегося на пути Российского государства, не потеряно. Были, конечно, и проблемы: попытки насильственной христианизации, навязывание образа жизни, репрессии в отношении отдельных народов в советское время, но в целом, Российское государство всегда заботилось об этносах, проживающих на его территории. Так во время Первой мировой войны в армию не призывались представители коренных малочисленных народностей, т.е. тех, чья общая численность не превышала 50 тыс. человек.

Все вызовы современной цивилизации актуальны и для России и присутствуют в информационной среде Приволжского федерального округа. Поволжье исторически является тем регионом, где уже на протяжении нескольких столетий живут и мирно сосуществуют представители разных народов, разных конфессий. И все они являются коренными народами России, т.е. проживающими на данной территории 200 и более лет.

В Приволжском федеральном округе проживает 21 миллион русских, 4 миллиона татар, 1,4 миллиона чувашей, миллион башкир, почти миллион мордвы, и множество других, я подчеркиваю, коренных народов России, в том числе и малочисленных. Как хорошо известно, если этнический конфликт усугубляется религиозным фактором, он становится особенно разрушительным и трудно поддается урегулированию», - говорит В.Ю.Зорин.

В своем выступлении он критикует ряд западных ученых и чиновников международных организаций, которые в последнее время увлекаются созданием различных теорий по проблемам межцивилизационного диалога в западном понимании этого вопроса.

«Подводя итоги, я хотел бы еще раз сконцентрировать ваше внимание на проблемах развития цивилизаций и межцивилизационного диалога, - говорит в заключении В.Ю.Зорин. - Сегодня ясно, что нет альтернативы продолжению целенаправленной работы по углублению межцивилизационного диалога, более полноценному и действенному подключению России к соответствующим диалоговым структурам. В контексте налаживания межцивилизационного диалога с исламским миром важную роль сыграли официальные визиты Президента нашей страны в Саудовскую Аравию, Катар и Иорданию в феврале 2007 года. Ведется серьезная работа по линии Группы стратегического видения «Россия - исламский мир», в работе которой принимают участие видные политики и ученые из России и ряда зарубежных стран. Последние ее заседания состоялись в Казани и Стамбуле.

Словом, Вы сейчас являетесь свидетелями выстраивания нового типа отношений России и с исламским миром, и с Западом, а так же новой российской политики по отношению к религиозным организациям как внутри страны, так и в мире. Яркое свидетельство этому - вступление России в ОИК в качестве наблюдателя. И если внимательно посмотреть на политику нашего МИД, то его работники постоянно встречаются с представителями таких организаций как ОИК: это и прямые консультации специалистов и встречи на высшем уровне, и многосторонний диалог с религиозными объединениями и организациями.

Я уверен в том, что несмотря ни на какие теории «конфликта цивилизации» наши взаимоотношения и с исламским миром, и с западом будут развиваться в русле конструктивного диалога, и Россия станет мостом для понимания Востока и Запада».

Этот же ресурс  помещает содержательный материал декана Теологического университета Российского исламского университета Саида Дамира Шагавиева в котором он дает подробно анализирует ситуацию с мусульманским образованием в религиозных вузах Казани.

«Особую озабоченность у представителей местного духовенства вызывает вопрос преподавания исламского вероучения (акиды). Даже существовало мнение, что в КВММ «Мухаммадия», а также в РИУ,  преподают «ваххабитское» понимание Ислама. В российской газете «Красная звезда» от 5 ноября 2004 года была опубликована статья «”Единобожники” шагают по планете», в которой говорилось: «Идеи ваххабизма получили распространение не только на Северном Кавказе, но и в Пензенской, Ульяновской, Оренбургской, Свердловской областях и в Татарстане. На 2002 год, по оценкам Центрального духовного управления мусульман России, приверженцев ваххабизма в нашей стране насчитывалось около 100 тысяч, их число продолжает расти. В Урало-Поволжье, по мнению представителей ЦДУМ России, в ряде исламских учебных заведений подготовка духовенства ведется «на основе идей ваххабизма». Особо отмечена «деструктивная деятельность» Казанского российского исламского университета, казанского медресе “Мухаммадия”», - пишет Дамир Шагавиев.

«Конечно же, цифры, приведенные ведомством муфтия Талгата Таджутдина, завышены. Однако любой исследователь Ислама, внимательно изучивший обстановку, может заметить распространение взглядов, несвойственных традиционному Исламу, среди мусульманской молодежи в регионах России. В Татарстане и в прилегающих территориях появились т.н. ваххабитские джамааты (как правило, называющие себя салафитами или ахл ас-сунна ва-л-джамаа), которые настроены на серьезную борьбу со всеми проявлениями «народного» Ислама. Источником проблемы, стали студенты зарубежных исламских заведений, вернувшиеся в частности из Саудовской Аравии, а также широкое распространение литературы ваххабитской направленности. В библиотеках наших учебных заведений, как и на прилавках книжных магазинов, появились учебники и книги по исламскому вероучению, являющиеся переводами произведений авторов, в основном представителей Саудовской Аравии, последователей учения Ибн ‘Абд ал-Ваххаба. Порой эти книги  выходили с благословения некоторых татарских религиозных деятелей, которые, скорее всего не имели понятия о происхождении этих книг и не подозревали об интересах определенных религиозных кругов в распространении и навязывании своих идеологий.

Поэтому, отчасти, сказанное в вышеупомянутой статье «Красной Звезды», является правдой, особенно в отношении некоторых выпускников первых потоков. До недавнего времени вероучение преподавалось по программам и книгам, подготовленным в Саудовской Аравии, поэтому студенты, рано или поздно, входили в противоречие с пожилыми представителями духовенства и обычными прихожанами мечетей. Более того, т.н. отечественные салафиты пытаются внушить нашим мусульманам, что матуридитская школа вероучения, традиционно распространившаяся среди татар-мусульман, отклонилась от верного пути, и что ее последователи являются людьми недопустимых нововведений в религии, т.е. практически называются еретиками. Именно такая версия подается в литературе по вероучению, изданной на основе ваххабитских источников. Однако, с точки зрения традиционных источников Ислама, татары исповедуют исламскую веру суннитского толка, под которым понимается и школа ханафитского имама ал-Матуриди», - сообщает Дамир Шагавиев в материале, опубликованном на страницах сайта «Мусульмане Поволжья».

Сайт «Нижгар.ру»  вновь возвращается к прошедшим недавно «Дням татарской молодежи», которые уже в 17 раз собрали в Казани молодежь из разных городов и регионов РФ. Среди них были представители из Татарстана, Марий Эл, Мордовии, Чувашии, Удмуртии; Москвы, С-Петербурга, Н.Новгорода, Ярославля, Самары, Омска, Тюмени, Томска и др. В этом году Дни татарской молодежи проходили на теплоходе «Борис Полевой», на борту которого собралось порядка 150 человек.

Может возникнуть вопрос: почему на теплоходе? - вопрошает автор материала.  Такая задумка организаторов обусловлена целями мероприятия – объединения светской и мусульманской молодежи. Предполагалось, что ограниченное пространство поспособствует скорейшему сближению, выработке механизмов коммуникации и соблюдению паритета. Однако же желания и интересы одной стороны не всегда совпадали с интересами другой. В качестве примера здесь можно привести такие вопиющие факты, как чтение азана и совершение ночной молитвы под звуки громкой дискотечной музыки и топота женских каблуков, распитие спиртных напитков в присутствии мусульман. Выявив цель XVII ДТМ, непонятным остается еще один момент – отсутствие общих как для мусульманской, так и для светской молодежи лекций, диспутов и круглых столов. Скорее всего, это связано с первым опытом проведения такого рода мероприятий…

Весь этот негатив был компенсирован за счет насыщенной и интересной программы.

Далее автор статьи, опубликованной на сайте «Нижгар. ру» пишет, что его поразила активность мусульманской молодежи. По итогам работы этой секции была составлена резолюция. В ней участники высоко оценили усилия органов государственной власти по налаживанию сотрудничества с мусульманской молодежью, выразили свою приверженность принципам взаимного сосуществования культур и религий, призвали научное сообщество и мусульманскую общественность России всячески поддерживать развитие традиционных для РФ богословско-правовых школ, в частности, мазхаба Абу Ханифы, одобрили практику совместного проведения ДТМ и Фестиваля мусульманской молодежи, а также пришли к необходимости создания координирующей структуры во главе с рабочей группой, которая могла бы поддерживать контакт со всеми участниками и проводить тематические мероприятия в виде конференций, семинаров и круглых столов с приглашением экспертного сообщества, общественных и политических деятелей, духовенства и других.

Председатель Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) России, муфтий Шайхулла (Талгат) Таджуддин награжден золотой медалью "За миротворческую и благотворительную деятельность", высшей наградой Российского фонда мира (РФМ), передает 24 июля ИА «Башинформ» . Церемония награждения состоялась 10 июля 2007 года в Свято-Даниловом монастыре, в отделе внешних церковных связей Московского Патриархата.

Золотая медаль "За миротворческую и благотворительную деятельность" была вручена муфтию России Шайхулле (Талгату) Таджуддину, главному раввину России Адольфу Шаевичу и митрополиту Смоленскому и Калининградскому Кириллу (Гундяеву). Представителям традиционных конфессий России награда присуждена за активную деятельность по духовному возрождению России, большой вклад в развитие межконфессионального диалога и многолетнюю миротворческую миссию.

 - Многотрудные усилия Шейх-уль-Ислама Талгата-хазрата Таджуддина в немалой степени способствуют росту авторитета России в мировом сообществе исламских государств, а это, в свою очередь, позволяет нашей стране играть все более заметную роль в международных делах, - сказал, вручая награду, председатель правления РФМ, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по международным делам Леонид Слуцкий.

В честь строительства новой мечети мусульмане Уфы совершили 27 июля намаз и прочитали суры из Корана, сообщает ИА «Башинформ» . Возглавил совместную молитву, которая состоялась прямо на стройплощадке, муфтий Башкортостана Нурмухамет-хазрат Нигматуллин.

После обязательной пятничной молитвы около 70 прихожан мечетей города собрались на строительной площадке, где возводится новая соборная мечеть. Здесь были прочитаны суры из Корана и вознесены молитвенные просьбы к Всевышнему, чтобы каждому, кто участвует в этом благом начинании была дарована помощь.

 - То, что мы 450-лет живем в мире и согласии - это благодать Всевышнего к людям. Благодатью является и то, что в этот год началось строительство прекраснейшей мечети. Каждый, кто примет участие в этом богоугодном деле, получит благословение Бога и в этой жизни, и в будущей, - сказал муфтий Нурмухамет Нигматуллин.

Согласно проекту, мечеть будет иметь три этажа и форму шатра с четырьмя минаретами. Кроме молитвенного зала на три тысячи человек здесь расположатся медресе, конференц-зал и библиотека. Мечеть возводится за счет пожертвований частных и юридических лиц. В настоящее время идут работы по закладке фундамента.

Два фильма киностудии "Башкортостан" примут участие в международном фестивале мусульманского кино "Золотой Минбар", передает ИА «Башинформ» .

Башкирские кинематографисты представят на суд комиссии жюри комедию режиссера Ануара Райбаева "Рахмат" и анимационный фильм Елены Юшковой "Башкирские кулямасы".

На территории ижевской исправительно-трудовой колонии №8 полным ходом ведется строительство мечети. Теперь осужденные смогут собираться на пятничную молитву в специально отведенном для этого месте. Строительство храма ведется с перерывом несколько лет, с 2003 года. Рабочие планируют сделать верующим подарок – сдать объект к Священному месяцу Рамадан.

Председатель Мусульманской религиозной общины г. Ижевска, заместитель муфтия Удмуртии Фаиз Мухамедшин сообщил в своем интервью корреспонденту ИА IslamNews : «Мы очень долго ждали этого момента. Наконец строительство мечети подходит к завершающему этапу. Возведение мусульманского храма на территории колонии началось по инициативе самих заключенных.

Человек всегда нуждается в духовной пище, в местах лишения свободы наличие храма имеет жизненно важное значение. К началу Священного месяца Рамадан строители предполагают окончить все работы. Для всех нас это было бы огромным подарком».

Как сообщает ИА «Муслим-пресс»  в Соборной мечети Самары, в возвращенной мечети необходимо провести ремонтные работы.

Председатель Совета Соборной мечети Самары Фарид-хазрат Аюпов отметил, что мусульманский храм строился в 1891-1897 гг. «Сегодня мечети необходима срочная реставрация: здание сильно обветшало и пока эксплуатации не подлежит», - сказал мусульманский религиозный деятель.

По его словам в 30-е годы прошедшего столетия храм забрала советская власть. Атеисты эксплуатировали здание мечети по максимуму, но никаких ремонтных работ там не проводилось. «Спасибо, что советская власть не взорвала мечеть, ведь печальную судьбу постигла многие церкви, мечети и синагоги», - добавил Фарид-хазрат Аюпов.

Руководство Соборной мечети и мусульманское общество Самары планирует провести в мечети качественный ремонт. «Мы не получим разрешения на проведения молитв, пока не устраним замечания, указанные соответствующими службами города, - сказал Фарид-хазрат Аюпов. – В первую очередь это касается замены перегородок и перекрытий».

Официальный сайт Духовного Управления мусульман Пермского края – Пермского муфтията Мослем.Ру  пишет, что 27 июля муфтий Пермского края Мухаммедгали-хазрат Хузин посетил с.Березники Бардымского района, прочитал пятничную проповедь и провел пятничный намаз в сельской мечети.

После пятничного богослужения в мечети чествовали почетного гражданина Бардымского района, управляющего и инициатора открытия в селе Березники мечети Габдульбарыя Ишманова и его супругу Варакыю-абыстай со знаменательным событием – 60-летием никяха – бракосочетания.

От имени Пермского муфтията муфтий М.Хузин вручил уважаемой семье памятный подарок.

В городе Кирово-Чепецк Кировской области построят мечеть, пишет электронная газета «Интертат» . Местная религиозная организация уже обратилась за поддержкой к городским властям и получила у них одобрение. В настоящее время идет поиск места строительства. Скорее всего, его выделят в одном из новых микрорайонов.

По словам имама Нурислама-хаджи Касимова, мечеть построят по проекту, разработанному еще в конце XIX века, но с учетом нынешних требований и из современных материалов. Это будет небольшое одноэтажное здание, в котором также разместится воскресная школа.

Сроки закладки первого камня и окончания работ пока не называются. Мусульманская община Кирово-Чепецка небольшая. Это местные татары, башкиры, а также приезжие из кавказских республик.

Подготовил Азат Ахунов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/analytics/w-monitorings/726/">ISLAMRF.RU: Мониторинг электронных и печатных СМИ ПФО 23-29 июля 2007 года</a>