Владимир Попов: каллиграфия ради мира!
07.05.2008 12:39Владимир Александрович Попов известен как художник-каллиграф и ветеран Великой Отечественной войны. В этом году ему исполнится 84 года. Он Народный художник и Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, Заслуженный художник Российской Федерации, участник взятия Берлина, награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, многими медалями.
Как исламскому каллиграфу ветерану Попову из Казани идет лишь… 14 год. Ведь увлекся он исламским искусством и тем самым начал новую жизнь в 70 лет! С тех пор его работы побывали во многих городах мира. А вот каждый год на 9 мая он приезжает к однополчанам в Нижегородскую область. Там наконец-то произошло событие, которого так ждали: в воинской части, дислоцированной в поселке Мулино Нижегородской области, 14 марта состоялось торжественное открытие молельной комнаты. И удивительно: выделенная в клубе комната оказалась направленной… строго на Мекку.От нижегородских мусульман приветствовали воинов Абдулбари Муслимов (заместитель председателя ДУМНО по учебно-воспитательной работе) и Седула Суражудинов, председатель Дагестанского общественного центра. Командиру части Сергею Михайловичу Лузину был вручен Тафсир Корана Абдуллы Юсуфа Али. Встречи с солдатами-мусульманами 28-го отдельного дисциплинарного батальона МВО и представителями ДУМНО теперь станут регулярными. Раз в месяц сюда будет приезжать имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети Ахмет Абдулин.
А сотрудничество Попова с издательством «Медина» длится уже не первый год: культурологический альманах «Мавлид ан-Набий» второй раз украшается туграми Пророка Мухаммада, созданными специально для этого издания, а также 25 туграми Посланников Аллаха.
Самую высокую оценку творчества Попова дал директор Государственного Эрмитажа: «Вы удивительно красиво делаете очень важное дело — придаете новый межцивилизационный аспект традициям мусульманской каллиграфии. Да поможет Вам Бог! Искренне Ваш, Михаил Борисович Пиотровский».
— Как сочетаются опыт ветерана Великой Отечественной войны с каллиграфией? — спросим мы у самого мастера.
— Каллиграфия — это прославление Создателя, и потому она всегда действует как свидетельство мира и призыв к миру! Да, я в 18 лет пошел на фронт, воевал как разведчик, участвовал во взятии Берлина, закончил боевой путь в Потсдаме, получил более 15 наград, включая медаль «За боевые заслуги», два ордена Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды. Но я не стал милитаристом, а эти награды я надеваю только на 9 мая и на встречи с ветеранами, ибо ненавижу войну и считаю, что каждый должен делать все, от него зависящее, чтобы человек не применял насилия к другому человеку.
— А каким же образом именно каллиграфия, а не другие жанры искусства, способствует миротворчеству?
— Несомненно, многие жанры способны служить миру — таково в целом предназначение искусства. Я отметаю то псевдоискусство, которое внедряется так называемой поп-культурой, где царят культ извращения и насилия. В подлинном пейзаже, натюрморте, портрете художники всех времен и народов воспевали Красоту. А это, как мы знаем, один из сифатов (атрибутов) Творца. «Аллах Сам прекрасен и любит красоту!» В этом смысле изображение прекрасного в мире — всегда прояснение Божественного замысла. И хорошее искусство всегда в конечном счете ведет к Богу.
Но каллиграфия — уникальное духовное искусство. Оно выросло как росток из графики того языка, на котором говорили многие Пророки, сам Мухаммад и на котором был дан Коран. Звуковое воплощение Корана — это таджвид, чтение нараспев, великое мистическое искусство. Каллиграфия — это мистическое чтение для глаз. Не все умеют читать глазами. В странах с традициями Ислама детей обучают азам каллиграфии — так воспитывают стремление к гармонии, и даже если ребенок не станет художником, то будет понимать каллиграфию и наслаждаться ею. Это очень важно — так очищается душа. И я был просто потрясен, когда в Тегеране общался с молодежью, обучающейся каллиграфии.
— Но у нас глубокие исламские искусства были утрачены…
— Да, это трагедия. Физически уничтожали носителей традиции. Например, в Дагестане просто убивали тех, кто владел арабским языком, выпускник казанского медресе Бакы Урманче, обучившийся каллиграфии в молодости в Казани, ставший позднее классиком татарского искусства, скрывался в сталинское время в Средней Азии…
— Но как же вы в 70 лет освоили такую трудную эстетику и технику?
— Это чудо. Ведь до этого я всю жизнь проработал как реалист. Арабского я не знаю (контужен на войне и к языкам неспособен) — пользуюсь советами знатоков. При этом, как видите, люблю фантазировать именно с арабскими буквами — такой гибкости и музыкальности нет нигде в ином языке. У арабов есть понятие «увайси» — человек, получивший дар свыше не от учителя прямо, а как — ведомо лишь Аллаху.
— Вы обращаетесь к своему воинскому прошлому?
— Да, встречи с молодежью, которая приходит служить в нашу часть, побудили написать и издать в Казани на свои средства брошюру «Путь солдата. 1941–1945–2005 годы». Музею дивизии я подарил ряд полотен на военную тему (включая холст «Звезда ветерана»), выполнил карту-схему боевого пути, а в музее Володарского района, что близ части, провел четыре выставки (включая каллиграфию).
Корень слова «Ислам» — «слм» — имеет значение «мир», и оно многогранно. Потому я хочу средствами каллиграфии выразить именно это — ведь это суть Ислама.
Джаннат Сергей МАРКУС
Фото автора
Материал опубликован в еженедельной
всероссийской газете мусульман
«Медина аль-Ислам», №18 (67), 3–9 мая 2008, с. 6.
07.05.2008
Ссылки по теме:
05-05-08 Новому президенту России – мусульманскую тугру!11-04-08 Всероссийский конкурс арабской каллиграфии проведут в Казани
21-03-08 В России объявлен конкурс по арабской каллиграфии
13-03-08 На Спартакиаде мусульманской молодёжи в Казани Владимир Попов покажет свою каллиграфию
Владимир Попов: каллиграфия – моя жизнь!
Как испортить исламскую каллиграфию? — «Made in London»
Каллиграфия Наджипа Наккаша — прославление Аллаха и Его Пророка