RSS | PDA | Архив   Воскресенье 28 Апрель 2024 | 1433 х.
 

В музейном зале ИД «Известия» прошла выставка художника Василия Самбурова

02.04.2009 16:32

18 марта в пресс-центре газеты «Известия» прошла выставка художника Василия Самбурова. Небольшая экспозиция, подготовленная агентством Рускомпресс и выставленная в музейном зале ИД «Известия», предшествовала более полной  экспозиции его работ в Государственной Думе РФ  22 марта 2009 г.  

 

Доброй традиций для ИД «Медина» стало информационное сотрудничество с ЯНАО - этим отдаленным регионом России, где мирно сосуществуют и дополняют друг друга  три крупных культурных и религиозных традиции –  самая древняя на этой земле языческая культура, и две авраамические - православная и мусульманская. Наши корреспонденты посещали этот округ в составе больших пресс-туров, брали интервью у руководителей  округа по вопросам межконфессионального и межнационального сотрудничества и знают не понаслышке, насколько  прекрасен и богат этот край и как заботливо относится здесь власть к традиционной культуре и творчеству живущих здесь  людей. А этот раз мы берем интервью у одного из самых загадочных художников  этой земли Василия Самбурова.

 

— Василий, расскажите нашим читателям о себе?

— Родился в сел Урджар Семипалатинской области.  Уже в школе созрело желание стать профессиональным художником.  Я отслужил в армии, потом поступил Московский Государственный  педагогический институт на художественно-графический факультет. А первая моя выставка прошла в 1978 годе уде в Салехарде. Вся моя творческая жизнь связана с Севером, с тюменской областью, с творчеством народов Тюменского края. Я черпаю вдохновение в культе коренных народов Тюменского края – ненцев, хантов, манси, татар, изучаю их сказания и легенды, тесно связанные с тайнами  природы и истории этой земли. 

— Вы активный человек?

— Вообще-то я человек творческий и особенной социальной активностью не отличаюсь. Я не люблю ничего официального. С детства бегаю по тундре, каждое лето  выбираю новое место для творческой  экспедиции.  Я активен только в эмоциональном смысле я не могу жить без  ямальской осени, без  огромности просторов нашего края, без  общения с людьми. А люди здесь интересные. Я убежден, что со всей России сюда ехали умнейшие,  активнейшие и самых интеллигентные! Поэтому жить здесь интересно, и в сотрудничестве с такими людьми я активен. С молодости как губка впитываю  дух севера и восхищаюсь им. Словом, моя активность вся ушла в творческий процесс.  За 30 лет творческой жизни у меня было более 20 выставок: в Тобольске, Тюмени, Кургане, Москве,  Надыме, Лабытнангах, Пангодах, Ямбурге, Салехарде, США, Швейцарии, Кении, Финляндии, в Государственной Думе России.

— Вы начали свою творческую жизнь в те времена, когда в стране шел кризис. И теперь страна переживает кризис вместе со всем мировым сообществом.  Но как тогда, как и теперь вы являетесь успешным человеком, несмотря на  то, что  ваша область приложения сил и финансируется по остаточному принципу,  и  многие профессионалы уходят от станковой живописи в прикладные сферы искусства. Ваш антикризисный рецепт?

— Не метаться из деятельности в деятельность. Идти своим путем. Если ты профессионал  - сильный  и искренний, то ты  не пропадешь. Я не знаю эпох, когда людям не нужна была бы красота и когда люди перестали бы чувствовать и отзываться на  чувства других. Какие бы это люди не были, и какой бы они пост не занимали – всех подкупает честность, искренность, преданность своему делу, своей земле  и прямой путь. Который человек избрал и  без оглядки идет по нему вперед. Тем более все эти качества  уже лет двадцать как в дефиците.

— Хотел было спросить Вас почему  Вы не воспользовались возможность уехать и жить в США или в Европе, но Вы отчасти ответили  на этот вопрос.

— Я дополню.  У нас на Севере говорят, что для того, чтобы  найти в этой холодной пустыне что-то доброе,  надо этой земле поклониться.  Как я это понимаю? На первый взгляд природа здесь небогата и люди и культуры просты до примитивного.  Но это только  на первый взгляд!  Вот я наклоняюсь к земле и вижу крохотную белую звездочку  цветка, которая трепещет на пронизывающем заполярном ветру. От этой картинки исходит такая нежность, от которой  просто  балдеешь. Оторваться не можешь. Пока этот чувство не выльешь на холст, оно будет мучать тебя как неразделенная любовь.  Ты начинаешь работать, потому что это потребность.

Поклонишься еще раз этой земле, и у тебя в руках окажется не просто камушек или гвоздик, а поделочка – допустим, камушек, но обработанный  человеком тысячу лет назад. И ты пронзительно почувствуешь тепло его руки. Ты с этим мастером сейчас в встретился один на один,  и на многие  километры  пространства и времени больше никого, кроме вас двоих нет. Ты своим внутренним зрением видишь целые орды народов, проходившие по этой территории и куда-то исчезавшие на этих просторах, терявшие эти свои инструменты,  наконечники стрел , а иногда намеренно оставлявшие их здесь. Я это называю «ныряние в хаос». Так вот возвращаясь к вашему вопросу отвечаю вопросом: где я еще найду другую такую землю, которой бы мне захотелось кланяться, не разгибаясь?! Другой такой земли нет!

— А откуда такое выражение «ныряние в хаос»?

— Есть такая местная легенда. Бог увидел эту землю и захотел  устроить на ней порядок. Он  приказал гагаре нырнуть в воды и найти нечто, из чего этот порядок можно  было бы  создать. Она ныряла- ныряла  и ничего, кроме  кусочка глины не нашла. Тогда Бог создал гармонию из этого кусочка глины. Смысл оегены в том, что  красивое и доброе можно  создать из самых простых материалов и при самом большом их дефиците.  По правде говоря,  Вы не первый, кто  задает вопрос о переезде. Но для меня это другой мир и другая культура, которой нигде больше нет. Разве можно променять  вечность на гамбургер?

— Наш разговор взял некий  философский креню.  В этом ключе уместно было бы задать вопрос о то, чувствуете ли вы свое предназначение или миссию, если хотите?

— Миссия – это сильное слово. Я просто художник.  Но я постараюсь ответить на этот вопрос. Сейчас идет бурное освоение Севера. Север осваивается весь целиком, даже шельф и акватории дальше шельфа.  Я тоже осваиваю Север. Только духовно. Они делают свою работу, а я свою. Делаю ее  для того, чтобы те, кто промышленно осваивает Ямал понимали, какую седую старину они тревожат, понимали свою ответственность перед этим хрупким миром природы и слитым  с ней миром  культурного и высокоцивилизованного  человека здесь  - ненца, ханта, селькупа, северных тюрок.  Как-то я обратил внимание на легенды этого края. И мне запала в душу одна легенда, которая бытует у ненцев – сказ о первых насельниках этой земли – людях сихерти.  Пришли сюда ненцы и вытеснили людей сихерти, посчитав и маленькими, ненастоящими. Самоназвание ненец переводится как «настоящий человек». Но от сихерти, согласно легенде, нынешним народам Крайнего  Севера  осталась культура выживать в этих местах, и орнаментальное искусство.  Происхождение красивейшего и умнейшего орнамента народов Севера – оно  от легендарных людей сихерти.  Что зашифровано в этих орнаментах теперь неизвестно никому. Меня эта история вдохновила.  Вот здесь представлена одна картина, которая называется «Орнамент сихерти». Значит, моя миссия в том, чтобы  древнее искусство и культуры не исчезали, а находило новые  формы и  материалы для самовыражения.

— А поддерживает ли власть  это Ваше творческое кредо, вашу миссию?

— Меня лично поддерживает губернатор Юрий Васильевич Неелов. Он поддерживает также и все инициативы ямальской группы художников.  Было время, когда я носился с идеей ( и сейчас ношусь!) «Третьяковки Ямала». Нам даже выделили здание под это. Но грянул кризис и «освоить» этот проект мы не успели. К тому же меня поддерживает в деле развития искусства  старожильческое население Ямала, т.е. те, кто, так же как и я любят этот край.

— Где Вы отдыхаете  и как?

— Я отдыхаю и работаю в Салехарде. Осенью планирую  поехать в творческую экспедицию на «мертвую железную дорогу» к одному острову, где живут  ханты. Это на реке Сосьва. Буду искать  там «серебряного слона».

—  ??????

— А это тоже легенда. Хотя и не совсем. Только не народная, а местная . Один великй исследователь, бывавший  здесь  в экспедициях нашел  было землянку , в которой обнаружился необычный артефакт  - большой серебряный слон. О не смог  вывезти его из этих мест.  Он был потрясен находкой и  уровнем обработки  материала. Н на другой год он снарядил экспедицию Академии Наук и поехал за слоном, но больше этой землянки  не нашел.

— Вы надеетесь найти этого слона?

— Я надеюсь найти то, что станет моим «серебряным слоном» - вдохновение, новые темы для картин, новые легенды, новые впечатления.

— У меня складывается впечатление, Василий, что  в Вашей простой манере писать картины и говорить о своем творчестве есть какая-то  тщательно скрываемая тайна? Что Вы прячете за это простотой? Не свою ли религиозность?

— Я не слишком умею о таких вещах говорить. Я, конечно, крещенный и православный.   Но мое происхождение сложное, как и у многих  людей в России.  Я с уважением отношусь к татарам-мусульманам, коренному народу  Сибири, с бесконечным сочувствием отношусь к  культуре народов тюменского Севера, к переплетению исторических судеб этих народов с судьбой русского народа, православными. Но если что-то меня и интересует в религии, то это истоки религиозности человека. Мне хочется «поймать» дух откровения,  это первое ощущение величия вечности, которое посещает человека, оставшегося наедине с непреодолимыми  неподвластными ему вещами - смертью, например, с потребностью продолжать  жить, несмотря на потери, оставшимся наедине с пространством  пустыни,  тундры, бесконечного неба, водных просторов. Я хочу передать в картинах мистику этого единства  природы, времени, пространства, творчества,  свободы, и  Бога в душе человека.

— Спасибо Вам за общение! Желаю удачи на выставке в Думе 22 марта.

 

Беседовал Руслан Гилязетдинов

 

Фото с медиа-вернисажа Самбурова

 

 

 

 

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/c-news/7942/">ISLAMRF.RU: В музейном зале ИД «Известия» прошла выставка художника Василия Самбурова</a>