RSS | PDA | Архив   Суббота 18 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

«Единство в разнообразии» – Ислам Зарипов о татарском богословском наследии (Дневник курсов повышения квалификации)

27.10.2017 10:42

Хотя лекция имама Московской Соборной мечети кандидата исторических наук Ислама хазрата Зарипова называлась «Богословская проблематика татарского богословского наследия», речь шла и о российском богословском наследии в целом.

 

«Исламу присущ демократизм, плюрализм мнений, естественно, не в основополагающих фундаментальных вопросах. В один и тот же временной период на территории России были представители богословской мысли,  взгляды которых могли отличаться. Поэтому моя лекция – не «проповедь», а обзор российской богословской мысли прошлых веков», - так характеризовал тему занятия Ислам хазрат. Он напомнил, что ислам в России насчитывает более чем 1000-летнюю историю. Еще во времена праведного халифа Умара на территории нынешней России в Дербенте (Дагестан)  появились первые мусульмане,  среди которых были и сподвижники Пророка (Мир Ему) сахабы. Там находится одна из трех самых древних в мире мечетей, существовали арабские поселения. Для Северного Кавказа была характерна арабоязычная традиция. Местные богословы писали на арабском языке. В Средней Азии и в Поволжье  сложилась персоязычная и тюркоязычная традиция написания богословских трактатов. ислам в Средней Азии распространялся очень быстрыми темпами. Бухара стала одним из признанных центров исламской науки. Во всем исламском мире поныне широко известны и глубоко почитаемы ученые-богословы Бухары - Мухаммад Имам ал-Бухари, Абу Хавси Кабир, Сайф-ад-Дин Бохарзи, основоположник тариката Накшбандия - Мухаммад Баха-ад-Дин Накшбанд, имам ат-Тирмизи, учившийся, в том числе и в Бухаре.

 

«Многими принимается хадис, в котором сказано, что каждые сто лет будет появляться муджаддид (обновитель, реформатор). Это понятие существует во всем исламском мире», - сказал Ислам Зарипов, предваряя рассказ о татарских богословах и просветителях – представителях джадидизма. «Они начали с реформы образования как основы богословия» - подчеркнул он. Изменилась методика и методология преподавания и даже «оснащение» учебных заведений – появились парты и «доски», как в европейских школах, гимназиях и университетах, что облегчило учебный  процесс. Появились учебники. Ярчайшие представители джадидизма – Шагабутдин Марджани, Хусаин Фаизханов, Муса Бигиев, Ризаэтдин Фахретдинов, Исмаил Гаспринский, Галимджан Баруди.   Мусульмане «получили доступ» и к светским дисциплинам, в том числе изучению иностранных языков. Среди выпускников «новометодных» медресе появились и те, кто успешно продолжил образование в Сорбонне и других знаменитых европейских вузах. Особенно актуальной была лекция Ислама Зарипова  в преддверии Международной теологической научно-образовательной конференции, носящей имя Галимджана Баруди, в которой  слушатели курсов также примут участие.

 

В этот же день член Совета улемов ДУМ РФ, преподаватель Корана, фикха (мусульманского права), хадиса , тафсира (толкования Священного Корана). Ильяс Ганиев рассказал о деятельности Совета улемов, принятых на расширенном заседании Совета улемов фетвах. Лекция Мунира Беюсова была посвящена ахляку в современном контексте.

 

 

«Мусульмане России» - Dumrf.ru

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/history/42721/">ISLAMRF.RU: «Единство в разнообразии» – Ислам Зарипов о татарском богословском наследии (Дневник курсов повышения квалификации)</a>