RSS | PDA | Архив   Вторник 10 Сентябрь 2024 | 1433 х.
 

«Наш след не померкнет на русской земле»… К 400-летию избрания на царствование Михаила Романова

23.04.2013 17:30

21 февраля (6 марта) 1613 года Земский собор избрал на царствование 16?летнего юношу. Этот шаг дал России законного правителя и обозначал окончание Смуты, приведшей к демонтажу институтов российского государства. Земский собор подтвердил способность россиян сохранить и возродить страну даже в сложных условиях иностранной интервенции, раскола внутри элит, массового насилия. Общество оказалось способно самостоятельно создать свое представительное учреждение в лице Земского собора, правительство, казну, армию. Подвиг князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина стал символом сплоченности россиян, не случайно, что в честь него был провозглашен праздник День народного единства, отмечающийся 4 ноября. В 2005 году центром первых праздничных торжеств стал Нижний Новгород, где проходил тогда и I Всероссийский мусульманский форум. Постараемся понять: уместно ли вписывать мусульманское движение в контекст событий 400?летней давности?

 

Для начала вспомним, что в 1913 году широко отмечалось 300?летие династии Романовых. Тогда татарскими общественными деятелями, литераторами, историками был впервые комплексно поставлен вопрос о роли их предков в дни Смуты. Самый известный отклик в литературе принадлежит перу Габдуллы Тукая (1886–1913) в стихотворении «Народные надежды в связи с великим юбилеем». В нем содержится ряд хрестоматийно известных фраз. Наряду со словами, приведенными в названии статьи, здесь говорится о счастье татар под крылом династии Романовых; совместной жизни русских и татар; взаимном обмене в языке, обычаях и морали, общей Родине. Г. Тукай пишет о 100 миллионах человек, поздравляющих падишаха. Само стихотворение написано в жанре оды (мадхия), но в целом отражает патриотизм татар, который они проявили как в годы Смуты, Отечественной войны 1812 года, так и в годы Первой мировой войны, а впоследствии и Великой Отечественной войны. Первым из историков тему патриотизма татар в годы Смуты понял Газиз Губайдуллин (1887–1938). Тематика нашла широкое отражение в публикациях в национальной прессе в 1913 году.

 

Ключевым элементом в понимании темы является следующий факт. В годы Смуты именно Поволжье – от Нижнего Новгорода до Казани – стало основной тыловой базой страны, так как западные районы, северо-запад с Великим Новгородом и большая часть центральных регионов с Москвой были захвачены польскими и шведскими интервентами. Казань как восточная столица страны стала основным опорным центром государства на востоке при царе Василии Шуйском (1606–1610). Часть татар оказалась на стороне Самозванцев: Лжедмитрия I, а затем Лжедмитрия II. После свержения Василия Шуйского с престола многие татары стали на сторону Лжедмитрия II, в котором видели тогда единственную антипольскую силу, противостоящую «семибоярщине», которая призвала на престол королевича Владислава, а затем и его отца короля Речи Посполитой Сигизмунда. Однако Лжедмитрий II в 1610 году был убит ногайским мурзой Петром Урусовым и касимовскими татарами, в которых он пытался найти свою опору.

 

В 1611 году Казань признала правительство первого ополчения и послала ему на помощь отряд, куда входили и служилые татары. При этом группа правителей Казани во главе с дьяком Никифором Шульгиным попыталась создать независимое государство, объединив территории бывшего Казанского и Астраханского ханств. Но надежда изменника на мусульман не оправдалась. Несмотря на то, что воспоминания о жертвах времен взятия Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году были живы, татары проявили свою гражданскую лояльность государству, не выдвинули претендентов на казанский престол. Н. Шульгин, который был высшим чиновником Казани, саботировал помощь первому, а затем второму ополчению, возглавляемому К. Мининым и Д. Пожарским. Несмотря на это часть казанцев, в том числе татары, приняли участие в освобождении Москвы от поляков в ноябре 1612 года.

 

Весьма сложная ситуация сложилась и у татар Окско-Сурского междуречья. В 1611 году татары Темникова, Алатыря и Арзамаса приняли участие в первом ополчении. Однако в марте 1612 года Арзамас был разграблен войсками вышеупомянутого Н. Шульгина. В Курмыше уездная администрация удерживала служилых людей от присоединения к войску князя Д. Пожарского. К сожалению, архивы Казани сгорели в позапрошлом веке почти целиком, не сохранились архивы Приказа Казанского дворца, управлявшего территориями бывших Казанского и Астраханского ханств. Нет у нас и данных архивов Нижнего Новгорода по региону между Окой и Сурой. Мы знаем об участии во втором ополчении татар практически всех регионов, даже Сибири, однако нам трудно назвать точные цифры и имена. Важно понять, что, несмотря на все трудности, мусульмане шли спасать свою Родину.

 

Необходимой была и финансовая помощь со стороны татар. Как известно, Кузьма Минин обложил население чрезвычайными платежами для обеспечения потребностей войска. Сохранилась грамота К. Минина от 12 декабря 1611 года, где он требует: «С Арзамаса с посаду, с Аразмасскова уезда с дворян и детей боярских и с татарских и мордовских деревень збирати на ратных людей шубы на одежду, с сохи по двадцати семи шуб».

 

Для татар бассейна Суры крайней важным было еще одно направление защиты границ российского государства. В условиях его ослабления летом 1612 года, подстрекаемые казачьим атаманом Иваном Заруцким ногаи нанесли удар по регионам Ардатова и Алатыря, то есть современным территориям Мордовии и юго-запада Чувашии. Ногайская конница сожгла целый ряд татарских деревень на современном юго-востоке Нижегородчины. Однако напавшие встретили достойное сопротивление со стороны арзамасских и алатырских служилых татар под командованием мурзы Баюша Разгильдеева на берегах реки Пьяны. Окончательно противник был разбит в районе Ардатова, где был убит ногайский мурза Курмамет, а его знамя попало в руки мурзы Б. Разгильдеева. Вероятной целью ногаев был Арзамас, то есть они могли нанести удар по тыловым коммуникациям второго ополчения. Так татары спасли войско князя Д. Пожарского от возможной борьбы на два фронта. В знак признательности за этот героический бой в 1613 года глава ополчения князь Дмитрий Пожарский пожаловал Б. Разгильдеева и Я. Мангушева княжескими званиями и земельными наделами, награды получили и другие участники битвы.

 

В 1613 году ряд татарских мурз приняли участие в Земском Соборе, избравшем на царствование Михаила Романова. Поэтому позднее, в начале ХХ века, наши национальные лидеры говорили о том, что династия Романовых взошла на престол при участии и с согласия наших предков, в результате общей войны за сохранение государственности. Иногда в российских верхах помнили об этом лучше, иногда хуже. Но тема «общей Родины» регулярно вставала в нашей совместной истории. Остается надеяться, что о подвиге наших предков мы будем вспоминать не только в юбилейные даты и в тяжелые времена. Только в этом случае у нас есть шанс выстроить лучшее будущее, во имя которого сражались и умирали наши пращуры четыре века назад.

 

Айдар Хабутдинов

 

*        *        *

 

Наш след не померкнет на русской земле.

Мы – образ России в зеркальном стекле.

В лад жили и пели мы с русскими встарь:

свидетельством – нравы, привычки, словарь.

Мы с русским народом сроднились давно.

Во всех испытаньях стоим заодно.

 

Такого родства временам не избыть!

Нас крепко связала истории нить.

Как львы, мы отважны в тревогах войны.

Как лошади, трудимся в мирные дни.

На счастье – с народом любым наравне –

имеем мы право в родимой стране!

 

Строки из стихотворения Г. Тукая «Народные надежды в связи с великим юбилеем». Перевод Р. Бухараева.

 

Газета «Ислам минбэре»

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/27194/">ISLAMRF.RU: «Наш след не померкнет на русской земле»… К 400-летию избрания на царствование Михаила Романова</a>