RSS | PDA | Архив   Вторник 10 Сентябрь 2024 | 1433 х.
 

На смерть гиганта. Али Мазруи

01.12.2014 15:41

В этом году умма понесла большую потерю. 13 октября 2014 года в Нью-Йорке после продолжительной болезни умер профессор Али аль-Амин Мазруи. Ему было 81. 

 

Я впервые услышал об этом выдающемся ученом еще в далеком 1980, когда готовил доклад по ситуации в Африке. Тогда я учился в Калифорнийском университете. Поиски материалов привели меня в библиотеку, где я нашел пару книг, написанных этим уже тогда признанным академиком из Кении.

 

Он был непререкаемым авторитетом по проблемам Черного континента. Его стратегическое видение и альтернативный, но всегда аргументированный подход, заставляли обращаться к нему за консультациями глав множества государств и правительств, крупнейшие СМИ, исследовательские институты и неправительственные организации.  

Это не было случайностью, что именно профессору в 1980 году «ВВС» и «PBS» предложили выступить автором и ведущим масштабного 9-серийного телевизионного проекта, посвященного Черному континенту. Так появились «Африканцы – тройное наследие» («The Africans - a Triple Heritage»). Имеется в виду участие в судьбе континента исламского мира, Запада и самих его коренных жителей.Помню, как заворожено я смотрел все серии, скрупулезно заносил тезисы в блокнот и делал аудио-записи.


За год до этого Али Марзуи также представил на «BBC» серию лекций под общим названием «Состояние Африки» («The African Condition»). Оба его проекта вызвали у публики огромный интерес.

Он родился 24 февраля 1933 года в Момбасе в известной мусульманской семье. Это было примерно за 30 лет до отмены британского колониального правления. Его отец был верховным кады Кении, т.е. высшим должностным лицом в исламской судебной системе страны того времени.

 

Али Мазруи получил образование в самых престижных учебных заведениях, включая Оксфорд. В последнем в 1966 году получил докторскую степень по философии. Бакалавром он стал в Манчестере, а магистерскую защитил в Колумбийском университете в США.

 

Уже в процессе подготовки докторской диссертации Мазруи возглавил Кафедру политологии и религии на Факультете общественных наук в Университете Макерере в Кампале, Уганда. Он проработал там до 1973 года, пока не был вынужден уехать в США. Причиной эмиграции стала его острая критика одиозных режимов в Уганде и Кении.       

 

В 1974 году он стал профессором Университета Мичигана и позже возглавил Центр афро-американских и африканских исследований. В 1989 его наперебой приглашают Бинхамтонский университет и Государственный университет Нью-Йорка. В них он проработал до конца своей жизни, в последнем - в качестве директора Института глобальных культурных исследований (The Institute ofGlobal Cultural Studies (IGCS)).   

 

Помимо этого, Мазруи был профессором 3 университетов в США, Кении и Уганде. В разное время он читал лекции и работал в Канаде, Сингапуре, Великобритании, Египте, Иране и Ираке.

 

До последних дней профессор возглавлял Ассоциацию изучения Африки и был вице-президентом Международной ассоциации политических наук. Он являлся постоянным советником Всемирного банка и состоял в правлении Совета мусульман США (Вашингтон).     


В 2005 году «Prospect Magazine» назвал Али Мазруи 73 в числе 100 выдающихся интеллектуалов планеты. 

Научные интересы Мазруи охватывали самые разные сферы – от африканской политики и международных отношений до «политического Ислама» и глобального противостояния по линии Север-Юг.

 

Он был ярким публицистом. Его перу принадлежат замечательные статьи о вреде колониализма в Африке и о жизненно важной потребности свободного развития человека и народов Черного континента.

 

Мазруи написал и был соавтором более 40 книг, сотен научных статей в ведущих академических журналах. Его комментарии и выступления в прессе и на телевидении - бесчисленны. Он входил в редакционные советы более 20 серьезных международных изданий. Помимо научно-популярных, вроде «На пути к Pax Africana» (1967), «Политическая социология английского языка» (1975), «Силы культуры в мировой политике» (1991) он опубликовал фантастический роман-утопию «Суд надКристофером Окигбо» (1971).  


Имя ученого впервые громко прозвучало в ходе полемики с доминировавшими в 60 и 70-е в среде африканских исследователей марксистами. Мазруи подверг критике идеи т.н. африканского социализма. По его мнению, марксизм был для Африки такой же «западной прививкой», как и попытка колониалистов поставить себе на смену европейского формата правительства.     

Мазруи настаивал на критическом осмыслении международного опыта либерализма и демократии на Черном континенте. Он считал возможным таким образом прийти к формированию аутентичного африканского либерализма. В серии эссе профессор глубоко, с одной стороны, развенчал любые попытки оправдать колониализм, а, с другой, обосновал жизненную важность свободного развития народов Африки. «А как насчет обвинений африканских борцов за свободу в злодеяниях европейцев?», - вопрошал он, требуя прекратить любые провокации и вмешательство в дела континента.        

При этом профессор всегда был и оставался жестким критиком того мирового порядка, который выстаивали Соединенные Штаты. Он считал, что современный капитализм выполняет глубоко эксплуататорскую функцию в отношении Африки и других развивающихся регионов планеты. Более того, Мазруи прямо говорил, что Запад на самом деле никогда не реализовывал за своими пределами те принципы свободы и справедливости, которые декларирует. С самого начала своей карьеры он не переставал писать о расизме и дискриминации, которые существуют в капиталистическом мире. Он называл происходящее «глобальным апартеидом».

 

В результате этого многие либеральные коллеги, которые сначала восторженно приняли Мазруи как антикоммуниста, отвернулись от него. Одно время его не печатали в ведущих СМИ и крупные научных журналах. Были попытки даже поставить под сомнение его научные достижения и академический статус. Особо резкую неприязнь вызвала его работа о трансатлантической работорговле.   

В последние годы Мазруи много выступал против войны в Ираке и политике США и Израиля в отношении народа Палестины. Вообще он был одним из первых на Западе, кто открыто сравнил сионизм и южноафриканский апартеид. Когда его пригласили работать в Бинхамтонский университет, с протестом к стенам вуза вышли сторонники Израиля.

 

Мазруи сетовал также на губительное влияние западной культуры на народы планеты. «Сегодня даже то, что считается порочным на Западе, становится престижным за его пределами. Среди мусульманских народов, которые когда-то отказались от алкоголя, растет его употребление, - говорил он в 2000 в Лондоне на конференции Королевского африканского общества. – Китайская элита капитулировала перед «Kentucky Fried Chicken» и гамбургерами «MacDonald». А страна Махатмы Ганди разрабатывает ядерное оружие!». 

После 11 сентября Али Мазруи болезненно переносил истерию исламофобии в США и в мире. Естественно, он не мог принять объявленную неоконами «глобальную войну с террором», под которой, почти не скрываясь, все чаще понималась борьба с Исламом как таковым.

 

Его лично задержали в аэропорту Майами и только лишь из-за имени подвергли унизительному допросу по подозрению в причастности к терроризму. Полицейские даже спросили профессора, какого его понимание джихада и к какому направлению Ислама он себя относит. «Когда я сказал, что суннит, они спросили, а почему не шиит?», - рассказывал он после.    

 

Процедура продолжалась 4 часа. Мазруи опоздал на свой рейс. В качестве компенсации он получил место в отеле в ожидании следующего самолета и 5 долларов на еду.

 

В книге «Ислам между глобализацией и борьбой с терроризмом» он хорошо показывает как религия оказалась под угрозой вовлечения в процессы роста экстремизма.   

 

Профессор всегда был принципиален. Говорил то, что считал нужным, и то, что думал. Не всем это нравилось. В одной своей речи он заметил: «Только за последние 3 года в Ираке, Афганистане, Кашмире, Палестине и в других местах убит миллион мусульман. Если подсчитать все жертвы с 1990 года, то складывается впечатление, что мусульмане – это самые виновные из всех виновных на этой Земле».  


Мазруи жестко противился любому экстремизму и нетерпимости, какую бы форму они ни принимали – «Боко харам» или американского империализма.


Он был другом таких выдающихся борцов за свободу и справедливость, как Нельсон Мандела, Малкольм Х и Мухаммада Али. Его смерть отозвалась болью в сердцах миллионов людей вне зависимости от их вероисповедания и цвета кожи во всем мире. 

Хорас Камбелл, профессор Университета Сиракуз, вспоминая Мазруи, хорошо сказал, что тот «посвятил свою душу Африке». Он также напомнил, что профессор не боялся тех, «кто противится академической свободе», когда прямо говорил о ситуации в Палестине. Камбелл назвал Мазруи «великим гуманистом, борцом за справедливость и права женщин, за равноправие и процветание в нашем мире».       

Свои соболезнования семье Мазруи выразил турецкий премьер Ахмет Давутоглу. «Его вклад в решение глобальных проблем, в особенности в Африке, будут с достоинством оценены потомками», - сказал политик.  

К главе турецкого правительства присоединились президент Кении Ухуоу Кениата. В его обращении говорится, что «смерть похитила у страны ее великого сына».  

Джаназа-намаз по Али Мазруи совершили в стенах его родного Бинхамтонского университета. 

Как и тысячи почитателей его таланта, я буду скучать по нашему профессору. Да введет Аллах его в высшие сады Рая!



Д-р Хабиб Сиддики, политолог, публицист, автор 9 книг

 

«IViews»

Перевод IslamRF.Ru

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/culture/legacy/35016/">ISLAMRF.RU: На смерть гиганта. Али Мазруи</a>