RSS | PDA | Архив   Пятница 17 Май 2024 | 1433 х.
 

Форум татарских религиозных деятелей. Отчет работы секций

12.07.2011 15:12

Форум в Казани собрал 800 делегатов из большинства регионов России и зарубежья. Кроме пленарного заседания, работа проходила в трех секциях, отчет с которых IslamRF.Ru предлагает вашему вниманию.

 

Секция «Мечеть – центр татарского народного просвещения»

 

Вел секцию ректор РИУ Рафик Мухамметшин. В секции участвовало порядка 200 имамов, делегатов форума. Он довольно-таки подробно рассказал о значении мечети, махалля и имама в деле сохранения татарской культуры, языка мусульманской идентичности, обеспечения мира и стабильности. Говорил о необходимости соблюдения имамами, которые окормляют татарскую паству, норм и положений, заложенных в мазхабе Абу Ханифы, а также сохранения сложившихся традиций среди татар, непротивления их исполнению. Отметил, важность и необходимость обучать будущих имамов в России, и только потом, после того, как у них будет сформировано свое мировоззрение, своя позиция по отношению к тем или иным вещам, посылать их заграницу.

 

После ведущего слово взял главный казый Татарстана Жалиль Фазлыев. Он в течение получаса рассказывал о своем опыте в качестве имама местной мечети. В частности, подчеркивал, что прежде всего необходимо работать с подрастающим поколением, начиная от детского сада вплоть до учеников 11 класса. Призывал имамов вести активную деятельность с детьми, разрушить у них негативные стереотипы, сложенные во времена махрового атеизма в течение 70 лет об имамах, в частности, мусульманах в целом. Осуждал мнения некоторых своих коллег проигнорировать такой праздник, как Новый год. Наоборот призывал принимать в елках, на первых и последних звонках в школах, в праздниках детских садах активное участие, в Праздники Разговения и Жертвоприношения два раза в год дарить детям подарки, накрывать столы.

 

Далее выступили поочередно имамы-мухтасибы из Татарстана, которые говорили о том, что они по сравнению с другими мусульманскими общинами в остальных российских регионах имеют ряд преимуществ. Прежде всего, это правительство Татарстана и местные власти, представленные в основном этническими мусульманами, татарами. Как правительство, так и местные власти в основном идут на встречу инициативам из уст мусульманских деятелей и оказывают им моральную и материальную поддержку. Второе преимущество - население. Основу татарстанских приходов составляют татары, тогда как количество приезжих мизерное. Для имамов устанавливать контакты с населением, принимать участие в решение их насущных проблем, делать из мечети не только религиозный, культовый центр, но и культурный, образовательный, спортивный. 

 

В своих выступлениях имамы из регионов с преимущественно с русским населением жаловались на то, что многие члены общины, в том числе молодые имамы, плохо владеют татарским языком. Если и владеют, то им при произношении проповедей не пользуются, или пользуются чисто символически. На то имеется ряд причин, винить их в этом нельзя. Задача имама прежде всего установить контакт со своей паствой. Если последняя не владеет татарским или плохо владеет, имам волей-неволей вынужден прибегнуть к другому языку для межнационального общения. Правда некоторые имамы, особенно татарстанские, категорически выступали против установления контакта с выходцами из Средней Азии и Северного Кавказа на русском языке. По их словам, узбеки и киргизы в одинаковой степени плохо владеют как татарским, так русским языком. Из-за схожести родных тюркских языков (татарского, узбекского, киргизского) больше вероятности, что имаму легче будет установить контакт с ними на татарском языке нежели на русском.

 

От имени Духовного управления мусульман Европейской части России выступили Рушан-хазрат Аббясов, который отметил, что доля практикующих татар Москвы составляет около10 процентов, поэтому проповедь приходится читать на двух языках, татарском и русском. В своем выступлении Рушан Аббясов рассказал перед собравшимися о своем опыте в качестве имама-мухтасиба Московской области, где ситуация от города к городу, от общины к общине, сильно контрастирует. Рассказал о количестве общин в Подмосковье, о количестве активных членов приходов, о том, что именно выходцы из Средней Азии и Северного Кавказа оказываются на порядок активнее наших соплеменников - татар.

 

Также выступили ряд других подмосковных имамов. Они коротко описали ситуацию в своих приходах, обозначили проблемы, с которыми постоянном приходится сталкиваться, об отношении местных властей к мусульманским общинам и т.д. От имени ДУМЕР выступил и Ислам-хазрат Зарипов, предложивший использовать ресурсы Интернета для размещения проповедей на татарском языке. Имам мечети в Наро-Фоминске Ильдар-хазрат Бедретдинов рассказал о том, как вначале приходилось привлекать местных мусульман в мечеть за счет средств общины, организовывая различные мероприятия, ифтары и т.д. В последствии местные мусульмане сами стали организовывать такие мероприятия, и жизнь общины активизировалась и оживилась.

 

Прозвучали и достаточно неожиданные заявления, так, один из присутствующих спросил у ведущего (причем, прозвучало это весьма некорректно), читает ли тот намаз. Такой вопрос, видимо, явился неожиданностью для Р.Мухаметшина, поэтому в ответ прозвучало: «астагфируллах».

 

Руководитель общины Магнитогорска, поделившись своим опытом в организации нормально функционирующей общины, посетовал на невнимание к проблемам местных татар со стороны Татарстана, когда на протяжении уже нескольких лет игнорируются просьбы прислать преподавателей татарского языка, несмотря на возможности оплачивать им труд за счет общины.

 

Секция «Развитие татарской мусульманской инфраструктуры в Российской Федерации»

 

Председательствовал на секции член исполкома Всемирного конгресса татар Ф.Я.Уразаев. На секции присутствовало более 150 человек, в том числе многие ведущие специалисты в различных областях, ученые – социологи, этнологи и т.д. Помимо российских участников, в работе секции приняли участие иностранные представители из Индонезии, США и других стран.

 

Зачастую под мусульманской инфраструктурой  понимают исключительно халяльное производство, а также продажу этих товаров.  Именно этому вопросу был посвящен первый доклад, с которым выступил представитель оргкомитета по подготовке выставки Халяльфест – уникального явления, состоявшегося спустя буквально пару дней после окончания форума. На этой выставке представители производителей, торговых сетей, транспортных и логистических кампаний и потребителей смогли напрямую общаться друг с другом. Вопросам организации выставки, структуре ее работы, а также многим другим вопросам было посвящено данное выступление. Очень порадовало, что халяльное производство переходит на стольсерьезную научную основу.

 

Второе выступление было посвящено системе вакфов. Причем выступавший Камиль-хазрат Валиуллин построил его из двух частей. В одном из них он подробно изложил исторический опыт применения вакфов татарскими мусульманскими общинами (к сожалению, почти не выходя за пределы современного Татарстана, хотя наиболее крупные татарские городские общины находились в основном за пределами республики). Причем неоднократно был подчеркнут тот факт, что именно на вакуфной системе держалось существование мусульманских татарских общин в царской России. Вторая же часть его подробного и обстоятельного доклада была построена на анализе действующего законодательства и его норм и посвящена реализации проектов современных вакфов. В целом докладчик наметил основные пути, по которым могут функционировать вакфы в пределах российского правового поля.

 

Третий доклад опять-таки был полностью посвящен экономической составляющей, в то же время имеющей важную социальную функцию. Он касался вопросов закята. Анализировалась практика выплаты закята и ушура. Причем последний в Татарстане является гораздо более распространенным. К сожалению, аналогичные данные за пределами Татарстана не исследовались.

 

Далее выступил с докладом ведущий научный сотрудник Института истории АН Республики Татарстан, доктор исторических наук этнолог Д.М.Исхаков. Как обычно прибегающий в своих выступлениях к системному анализу большого количества фактических материалов, Дамир Мавлявеевич несколько переменил тенденцию предыдущих докладов, уйдя в область формирования социальной инфраструктуры. И это было логично, потому что не одним халялем жив человек. Одним из главных моментов в своем живом и ярком выступлении известный ученый подчеркнул необходимость создания и совершенствования качественной инфраструктуры образования. Также он подчеркнул роль науки в жизни общества и его развитии.

 

После Д.М.Исхакова выступало еще немало людей, большинство из них рассказывало про опыт организации  экономической инфраструктуры в своих регионах. Большинство из этих выступлений касались халяльной инфраструктуры. По выражению руководителя сектора этнологии ИИ АН РТ Г.Ф.Габдрахмановой, занимающейся вопросами влияния халяльной инфраструктуры на социум, вся эта цепочка, начиная от домашнего, или напротив, крупного производства и заканчивая торговыми сетями, оказывает немалое влияние на общество. Причем это влияние не ограничивается только лишь мусульманами. Ведь сегодня «халяль» стал синонимом здорового питания, и все больше его потребителей не имеют к исламу никакого отношения. Фраза эта прозвучала в кулуарах, но она могла бы стать девизом всей секции.

 

Секция "Ислам в информационном поле"

 

В работе секции  говорилось о необходимости более активного участия мусульман в формировании образа ислама и мусульман в СМИ - эфирных,  печатных и электронных в особенности. Необходимость эта вызвана, в первую очередь, недостаточным  уровнем достоверной информации у граждан об исламе. И интернет, в этих условиях,  по причине своей доступности для молодёжи, может сыграть большую роль. По мнению руководителя секции Валиуллы хазрата Якупова, для этого журналистам-мусульманам необходимо сотрудничество не только со специализированными  изданиями (пишущими только для мусульман), но и со светскими, т.к. это  очень расширит аудиторию, которая будет  получать  достоверную информацию от специально подготовленных журналистов-мусульман.  Если вычленить главную мысль ( идею-посыл) работы секции, то её можно выразить следующими словами: "Изменить у немусульман мнение об Исламе в лучшую сторону".

 

Подготовили: Ахмад Макаров, Марат Ахметжанов, Рамиль Рахманкулов, Руфат Ахметжанов

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/reportages/umma/16806/">ISLAMRF.RU: Форум татарских религиозных деятелей. Отчет работы секций</a>