RSS | PDA | Архив   Вторник 21 Ноябрь 2017 | 1433 х.
 

Традиционное узбекское, дагестанское, уйгурское декоративно-прикладное искусство на новой выставке в Музее Востока

16.06.2010 19:13

Фонды Государственного музея Востока в части традиционной культуры мусульманских народов мира постоянно пополняются. Многие из уникальных экспонатов, поступивших в музей в течение последних лет, нашли свое место в выставке «Продолжая традиции собирательства».  

 

Выставка открылась в музее 15 июня, на ней представлено 500 единиц хранения из разных частей света, которые пополнили коллекцию Музея Востока в последние годы. Предлагаем вашему вниманию описание некоторых разделов выставки.

 

Декоративно-прикладное искусство Кавказа и Средней Азии

 

Постоянно пополняется и музейная коллекция художественного металла. Большим спросом и на Кавказе, и в Средней Азии пользовалась в XIX – начале XX в. медно-чеканная утварь: сосуды для воды, емкости для сыпучих предметов, котлы, чаши, подносы, курительные приборы. В их создании принимали участие несколько мастеров: одни формировали тулово, другие делали детали – носики и ручки, третьи занимались их украшением. Применяли разные технические приемы: чеканку, гравировку, ажурную резьбу. В Узбекистане использовали также вставки из цветного стекла или пасты, в то время как в Дагестане и Азербайджане изделия покрывали полудой, избегая многоцветия. Орнаменты были традиционно исламские – растительные побеги ислими, мотивы бодом, разнообразные цветы, а порой и арабская вязь, содержащая то изречения из Корана, то строки из персидской поэзии. Часто такие изделия являлись свидетельством состоятельности их владельцев. Так, в Дагестане котлы выставляли на полке в парадной комнате, ими выплачивали долги и штрафы, а в Узбекистане медные изделия в случае надобности переплавляли в монеты.

 

Широко представлены на выставке ювелирные изделия Средней Азии. В прошлом украшения сопровождали женщину на протяжении всей ее жизни. Самые простые – серьги и подвески-обереги – начинали носить еще в раннем детстве. Ювелирные изделия для девочек 9–12 лет и девушек-невест были особенно разнообразны. Они служили не только декором костюма, но и оберегали свою хозяйку от «дурного глаза». Самые сложные и эффектные праздничные комплекты состояли из наголовных, налобных, височных и накосных подвесок, парных браслетов, перстней и амулетов, нашивавшихся на одежду. В конце XIX в. вес одного туркменского свадебного набора мог достигать 10–15 кг! После 30–35 лет количество носимых украшений уменьшалось, а с 40–45 лет женщина носила только простое кольцо и серьги. Ювелиры-зергеры работали в основном с серебром и превосходно владели разными техническими приемами: это чеканка, литье, резьба на проем, просечка, гравировка, золочение, филигрань, чернь и зернь. Инкрустировали украшения обычно сердоликом, кораллом и бирюзой. Сердолик, по представлению мусульман, давал благоденствие и покой, кораллы приносили богатство и многодетность, а бирюза – победу. Однако в первой половине XX в. полудрагоценные камни все чаще стали заменять цветным стеклом, смальтой или бусинами.

 

Уникален для музейного собрания приобретенный в 2003 г. женский каракалпакский головной убор саукеле. Этот роскошный традиционный убор невесты был когда-то свидетельством ее высокого социального статуса. Он сделан из войлока и сукна, расшит множеством орнаментированных металлических блях, подвесок и крупных кораллов. Подвески свешивались по бокам, спускались на лоб, прикрывая нос и уши – самые уязвимые, по местным поверьям, места для проникновения злых духов. Сзади к головному убору прикреплялась длинная вышитая полоса. В конструкции саукеле, по мнению исследователей, нашла отражение связь ритуального женского убранства с воинским доспехом древних сакских племен.

 

Искусство Центральной Азии

 

Другие культурные традиции демонстрирует уйгурская коллекция. Уйгуры – тюркоязычный мусульманский народ, основная часть которого живет в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, а сравнительно небольшая часть – в Казахстане и Средней Азии. Уйгурская коллекция состоит из одежды, головных уборов и вышитых изделий, ювелирных украшений, керамической и металлической посуды, музыкальных инструментов. Наиболее эффектный и интересный раздел коллекции – ворсовые коврыXIX – середины XX в. Несколько экспонирующихся на выставке ковров представляют собой типичные образцы уйгурского ковроткачества. Они украшены в основном геометрическими и геометризованными растительными узорами, а для их колорита характерно сочетание достаточно ярких цветов. Особое место занимает ковер с крупными растительными элементами, знаменующий ориентацию на европейское ковроткацкое искусство, которая проявляется прежде всего в заимствовании западных орнаментальных мотивов и композиций.

 

Одновременно с уйгурской в Казахстане собиралась дунганская коллекция. Дунгане – мусульманский народ, являющийся китайским по антропологическому облику, языку и многим феноменам традиционной культуры. Предки современных казахстанских и кыргызстанских дунган переселились из Китая в пределы Российской империи во второй половине XIX в. Основная часть дунганской коллекции – разнообразные вышитые изделия. Женская празднично-свадебная одежда (штаны, безрукавки, халаты), туфли и носки, подвески к женскому костюму, сумочки для гребня, футляры для зеркал – все это обильно декорировано аппликацией и вышивкой, выполненной гладью шелковыми нитями. Особенно хороши прямоугольные или квадратные украшения для подголовников. Тонкие по исполнению и насыщенные по цвету, они содержат геометрические и растительные узоры, комбинации благопожелательных эмблем, изображения растений и животных, а иногда сложные сцены – иллюстрации к дунганским народным сказкам.

 

Материал предоставлен Пресс-службой Государственного музея Востока

 

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/media/13066/">ISLAMRF.RU: Традиционное узбекское, дагестанское, уйгурское декоративно-прикладное искусство на новой выставке в Музее Востока</a>