RSS | PDA | Архив   Пятница 29 Март 2024 | 1433 х.
 

Имам нашего времени. Мулла Амир, водитель-проповедник и имам десятка сел

11.02.2008 13:42

В его мобильном телефоне более восьмисот номеров друзей и клиентов. Его «жигуль» пятнадцатой модели всегда забит пассажирами. Утром мулла Амир может быть в Тобольске, где он учится заочно в педагогическом институте, к вечеру - проводить никах в одной из татарских деревень по Курганскому тракту в противоположном конце Тюменской области. Пятьсот-шестьсот километров для его «железной лошадки» расстояние почти каждодневное.

Амир Балдин – имам мечети села Большие Акияры, что в двадцати пяти километрах от Тюмени. Каждое утро он выезжает в город, подбирая по пути «голосующих» на трассе. На обратном пути та же картина. Одному Всевышнему известно, сколько в салоне его авто побывало народу и прослушало краткую лекцию об исламе.

- Если Аллах дал мне эту машину, почему бы не использовать на всю катушку, - говорит Амир.

Мы едем в Ялуторовский район, в село Новоатьялово, присмотреть сруб для баньки. Третий год Амир-хазрат занимается срубами. Осуществляет доставку леса, садит бревна на мох. Но в последнее время цены резко поползли вверх, и бизнес встал.

- Сами понимаете, сейчас лес очень трудно получить, только через аукцион, деляны тут же скупаются толстосумами, - объясняет мулла в трубку.  Телефон Амира, кажется, трезвонит каждые две минуты. Люди интересуются ценами на квадратные метры срубов. Кто-то приобрел через него в прошлом году сруб на дом, теперь хочет на баню. Имам обещает поискать подходящий вариант.

Амир БалдинПеред самым выездом из Тюмени притормаживаем возле молодого человека, стучащего зубами от холода на автобусной остановке.

- До Богандинки, - просит парень, - только у меня денег нет, все просадил…

- Садись, брат.

Очередному попутчику мулла Больших Акияр начинает рассказывать о знамениях Свыше и сотворении Вселенной. Минут через двадцать у поселка Богандинское мы расстаемся с пареньком, кажется, глубоко задумавшимся над словами водителя-проповедника.

- Амир, трудно быть муллой? – спрашиваю я хазрата, - Я вижу, что ты крутишься как белка в колесе, чуть не засыпаешь за рулем. Насколько я знаю, у имамов нет постоянной зарплаты, и потому многие мечети сегодня на замке, молодежь после медресе не идет работать в мечеть, боится безденежья.

- Я так скажу, брат: быть имамом – значит брать на себя очень большую ответственность, - говорит Амир. - Ведь мулла – не просто мусульманин, он - лицо ислама. Глядя на него, наблюдая за его поступками, люди делают свои выводы об исламе. Поэтому, конечно, мулла должен быть со всех сторон безупречным. Но это та работа, которая наполняет жизнь смыслом. Пусть она и безденежная. Кто хочет заработать дозволенными шариатом методами, тому Аллах дает шанс заработать.

- Тебе конкретно, кроме доставки срубов, какие еще шансы даны, если не секрет?

- Разные. Покрытие кровлей, например. Сейчас я занимаюсь регистрацией ремонтно-строительной фирмы. Это будет, инша Аллах, многопрофильное предприятие, основное направление которого – ремонт автомобилей. Я хотел бы заняться еще и животноводством, но это в будущем, инша Аллах, пока у меня нет для этого времени.

Амир Балдин родом из села Новоатьялово Ялуторовского района, из бывших Юрт Атяловских. До революции село считались одним из исламских духовных центров региона наряду с Юртами Ембаевскими и Турбинскими. И сегодня Новоатьялово держит марку, пользуясь славой самого трезвого и «мусульманского» села юга Тюменской области, со стабильно функционирующей с 1990 года мечетью. Еще до развала СССР жители Новоатьялово построили мечеть, исключительно на собственные средства. В годы брежневского «застоя» здесь жил Шейхульислам-бабай, которого считали тайным шейхом суфизма. К нему приезжал нынешний глава ЦДУМ, в те годы еще молодой, только что назначенный муфтием ДУМЕС Талгат Таджутдин, чтобы лично почтить вниманием уважаемого старца в Сибири. И, наконец, у въезда в село находится некрополь «астана» одного из шейхов-миссионеров, столетия назад пришедшего в Сибирь проповедовать ислам.

Новоатьялово Амир покинул вместе с родителями в раннем детстве. Но здесь остался дом Балдиных, и наследник частенько посещает родное село. Школьные годы его прошли в городе Нижневартовске, куда переехала семья. 

- Как ты стал муллой? – спрашиваю Амира, когда он, высадив возле одной из деревень следующего попутчика, таджика-гастарбайтера, освобождается для дальнейшего разговора.

- Честно говоря, у меня не было стремления, мечты стать муллой. Я просто искал истину, с юных лет. Еще в школе читал философскую и эзотерическую литературу, увлекался учением Рериха, прочитал Блаватскую. После педагогического колледжа поступил в факультет психологии Нижневартовского пединститута. Но со второго курса ушел в армию. Пока служил (в Москве), факультет психологии упразднили. Год после демобилизации я занимался коммерцией. Потом в руки мне попало объявление о наборе в высший исламский колледж в Москве. И я поехал поступать, не зная ислама, имея о нем очень смутное представление. Я думал, что раз я татарин, а значит, мусульманин, то через эту религию и должен постигать истину. Так и оказался в исламском колледже «Расул Акрам» при Духовном управлении мусульман азиатской части России. Началась новая жизнь, в корне изменившая мое мировоззрение. Все прежние учения выветрились из головы, как бесполезное пустословие.

- Но разве плохо знать о взглядах того же Рериха или Гурджиева?

- Иметь представление, конечно, нужно. Я просто подчеркиваю, что эти учения бесполезны для реальной жизни человека. Я считаю, что ни одна религия не оказывает для своих последователей такого воздействия, какое оказывает ислам. Я бы сказал, что ислам – религия активности, религия действия, предлагающая не пустое рассуждение на тему духовности, не просто болтовню о духовности и нравственности, но активное действие, изменение себя и окружающих в лучшую сторону.

Амир с семьей- В частности, не просто разговоры о демографии, а конкретные шаги?!

Амир улыбается. В канун нового года у него появился третий сын, которого папа-мулла назвал в честь пророка, Ибрагимом. Старшие малыши имама носят не менее громкие имена – Абдулла и Асадулла.

- Инша Аллах, будет у них еще и сестренки, и братики, - говорит Амир.

- Как ты считаешь, насколько эффективны шаги руководства страны по повышению рождаемости, я имею в виду так называемый материнский капитал, обещанные 250 тысяч рублей за рождение второго ребенка, помогут ли они улучшить демографическую ситуацию? 

- Я думаю, что результат от обещанных денег будет минимальным, если вообще он будет. В чем разница между семей среднестатистического россиянина и семьей верующего мусульманина? В первой ребенка планируют, решают и гадают, смогут ли прокормить его, сумеют ли дать образование, не слишком ли ребенок будет отбирать у папы и мамой личного времени. Во второй - рожают, не ломая голову над этими вопросами, потому что знают: в Священном Коране сказано, что Всевышний Аллах прокормит и вас и ваших детей. Количество детей не зависит от уровня жизни.

- Кстати, ваша семья получила материнский капитал за Ибрагима?

- Честно говоря, я еще не выяснял, как он используется. На днях мы подали заявление в сельский совет о том, что имеем право на материнский капитал.

Ко времени окончания колледжа «Расул Акрам» молодая семья Балдиных ждала первенца Абдуллу. Рожать малыша поехали в Тюмень. Пока Альфия находилась в роддоме, местные мусульмане предложили молодому отцу вести уроки ислама в мечети пригородного села Большие Акияры, где за пять лет после открытия сменилось несколько имамов. Почему-то не приживались они, не находили общий язык с селянами. Красивую каменную мечеть здесь построили при поддержке одного из международных благотворительных фондов.

- До этого бывать в Больших Акиярах мне ни разу не приходилось, - рассказывает имам. – У меня было огромное желание работать, призывать людей, обучать их исламу. Один из хадисов гласит: «Не мусульманин тот, кто не желает своему брату того же, что желает себе». А значит, придя в ислам, поняв, что такое счастье и что такое истина, мусульманин должен желать, чтобы об этом узнали и его братья по разуму. Если у него нет такого желания, значит, не все в порядке с его верой.

Мечеть в Больших АкиярахАмир стал первым молодым муллой, кого в селе приняли, и при котором мечеть, наконец, заработала. Это было в 2002 году. Параллельно новый имам, имеющий среднее специальное педагогическое образование, вел в местной начальной школе уроки технологии и физкультуры. Через год устроился в среднюю школу села Червишево, что в трех километрах (Большие Акияры входят в состав Червишевской сельской администрации), стал больше зарабатывать. Поступил на филологический факультет Тобольского пединститута. Но вскоре работу учителя пришлось оставить. Его пригласили в кабинет директора и, как в почившие атеистические времена, сказали, что мулле не место в светской школе.

Сегодня семья Амира живет в половинке небольшого деревянного дома, принадлежащего школе Больших Акияр. За жилплощадь мулла платит ежемесячно школе по 1000 рублей. Три года назад сельская администрация выделила семье Балдиных земельный участок под строительство собственного дома. Мулла поставил сруб. Амир «на колесах» до глубокой ночи. В зоне его работы все села и деревни по Курганскому тракту, кусок соседней Свердловской области, Тюмень, Ялуторовск. Никах, жаназа, имянаречение. В последние годы правоверные стремятся приглашать муллу по любому событию: построил дом, купил машину, ребенок пошел в школу… Помятая, не раз битая «пятнашка» муллы колесит по дорогам, собирая попутчиков. Только в пятницу Амир дома. Он ведет джума-намаз в мечети Больших Акияр, и в этот день удается, наконец, заняться своими малышами…

Мы подъезжаем к Новоатьялово. Останавливаемся в трех километрах от села, у «астаны» шейха-миссионера, павшего здесь столетия назад смертью мученика. Из старинных рукописей известно, что здесь покоится «почтенный Аляф из детей султана Баязида». Мне вспоминаются строки из того старого свитка: «Как случилось с древними людьми, так и с их потомками случится, о чем написано Аллахом верно». Через минуту «железный мустанг» Амира берет курс к белеющим на окраине села свежим срубам.

Ибрагим БЕКДАИР,
фото автора

11.02.2008

На фото:

Амир Балдин

Амир с семьей

Мечеть в Больших Акиярах

Ссылки по теме:

07-02-08 На Ямале откроется отделение общественного движения «Российское исламское наследие»

30-01-08 В Лангепасе началось строительство новой мечети

Старейшую мечеть Сибири подняли из руин потомки расстрелянных мулл

В доме цыгана Будулая омичи теперь читают намаз

Старинные мечети Тюменской области

Репрессии против тюменских имамов

Последний сибирский ишан Халил Халилов: легенды возвращаются

14-01-2008 Доцент будет вести пятничную проповедь в исторической мечети Новосибирска

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusinterview/1481/">ISLAMRF.RU: Имам нашего времени. Мулла Амир, водитель-проповедник и имам десятка сел</a>