Имам нашего времени. Религиозное возрождение в Башкортостане – заслуга сельских имамов
19.03.2008 15:34Проезжая на запад из Екатеринбурга, ты оставляешь за собой уральские горы и выезжаешь на территорию башкирских степей. Эта древняя земля покрыта ровным слоем чистого белого снега.
Вместо юрт – деревни, Башкортостан - край по преимуществу сельский. И в этом его своеобразие. Ведь именно жизнь татарских и башкирских деревень этого преимущественно исламского региона представляет собой бесценный опыт существования мусульманской махалли в годы империи, в годы безбожия и в годы религиозного возрождения. Советский атеизм сделал свое черное дело, заронив семена безверия во многие поколения татар и башкир. Сегодня возвращают людей на путь Аллаха сельские имамы, люди поистине самоотверженные.
Имам-хатыб мечети в селе Старые Казанчи Аскинского района Башкортостана Габдрахим-хазрат Сафин |
Первая остановка Аскинский район. Старинное татарское село Старые Казанчи. Построенная в 1997 году мечеть Нурулла. Вот уже 11 лет ей руководит имам-хатыб Габдрахим-хазрат Сафин. Этот 37-летний имам – достойный пример для подражания для своих односельчан. Габдрахим-хазрат скромный, интеллигентный, набожный человек – настоящий религиозный наставник и неутомимый сельский труженик.
– Как строится ваш день?
- Как обычно, также как и у любого деревенского жителя, - отвечает имам, - нет никаких отличий за исключением пятикратного намаза и поста в месяц рамадан, в остальном, все те же сельскохозяйственные заботы, тот же светлый день, те же светлые зима, весна, лето и осень.
Мечеть в селе Старые Казанчи Аскинского района Башкортостана |
Его путь в имамы был во многом предопределен. Прадед сельского муллы по материнской линии - Юнус-хазрат Идрисов - также был имамом одной из трех мечетей села Старые Казанчи. В тридцатые годы его с раскулачили и с семьей выслали в Кемеровскую область. Потомки Идрисова до сих пор живут в Сибири, в советское время они поддерживали среди сосланных татар пламя веры. А другой родственник Габдрахим-хазрата по отцовской линии – герой Советского Союза Нурулла Сафин был инициатором строительства в родном селе мечети.
- Эту мечеть построили по завещанию двоюродного брата моего отца Нуруллы Сафина, - вспоминает Габдрахим-хазрат. - В 1995 году в Уфе он завещал своему младшему сыну построить в родной деревне мечеть. Он выполнил волю отца и уговорил меня стать имамом.
Оставив работу инженера в колхозе, он отправился на учебу в Уфу. Но проучиться в медресе удалось всего один учебный год - с 1995 по 1996 годы. Его присутствие требовалось в Старых Казанчах для завершения строительства мечети. В 1997 году на ее открытие съехались многие мусульманские религиозные деятели во главе с Талгатом Таджутдином, а также гости из Турции и Пакистана. Он, конечно, сожалеет, что не удалось завершить учебу, но полученных знаний оказалось достаточно, для того чтобы прочесть старинные арабские книги XVIII века, которые понесли во вновь открытую мечеть местные жители. А также чтобы проводить каждодневные религиозные обряды и наставлять односельчан на путь Аллаха.
Старинные книги в библиотеку мечети Габдрахим-хазрату Сафину принесли жители деревни |
- Духовным руководителям надо работать, объяснять людям основы веры и призывать к ним людей, - считает Габдрахим-хазрат, - не уговаривать, а именно призывать. Ведь сказал Всевышний Аллах: «Нет принуждения в религии», каждый сам решает – веровать или не веровать. Мы живем с надеждой на будущее, на лучшие времена, когда ислам будет в сердце каждого, и люди будут счастливы, ведь мусульмане – самые счастливые люди на земле. Аллах всячески помогает своим рабам и оберегает их, в их сердцах живет вера, и после смерти они окажутся в раю.
До революции в селе было три мечети и два мактаба. В годы гражданской войны его занимали то красные, то белые. Местные жители рассказывают, что большевики врывались в мечети и расстреливали верующих, совершавших намаз. Потом была коллективизация, имамов сослали или расстреляли. Минареты сельских мечетей сбросили, а храмы закрыли. Правда и в годы безбожия, они послужили людям. Из бревен одной из старых мечетей не так давно сделали школу в соседней деревне.
Сейчас местная молодежь охотно тянется к религиозным знаниям. Несколько раз в неделю Габдрахим-хазрат преподает ребятам основы ислама и арабского языка. Он радуется, что его односельчане стали меньше пить и кончать жизнь самоубийством, что на джума-намаз и праздники мечеть наполняется верующими. На это потребовалось десять лет тяжелой и кропотливой работы, Габдрахим Сафин признается, что быть сельским муллой – дело нелегкое:
- На селе нелегко работать, в городах – легче. Я частенько встречаюсь со своими сокурсниками, большинство из них старается обосноваться в крупных городах, потому что там, наверное, легче. Я же здесь родился, здесь живу и, Ин Ша Алла, здесь умру. Меня сюда прикрепили указом, здесь мой дом и мой долг и предназначение работать здесь.
Остановка номер два. Райцентр Татышлинского района Верхние Татышлы. Пятница. Центральная часть города полна народу, все спешат сделать покупки перед выходными, а возле мечети народа нет. Странно. Мне доводилось бывать здесь и год, и два назад, но дом Аллаха почему-то всегда был закрыт.
Имам-хатыб мечети села Булькайпаново Татышлинского района Башкортостана Рафис-хазрат Тимершин |
Едем дальше. Остановка номер три. Татарское село Булькайпаново, расположенное в пяти километрах от райцентра. Зеленая мечеть, величаво стоящая на самой высокой деревенской горке во время намаза всегда открыта, имам-хатыб мечети семидесятилетний Рафис-хазрат Тимершин всегда рад гостям. По его словам, именно с первого похода в мечеть и начинается приобщение к вере.
- Людей надо наставлять на истинный путь, - уверен Рафис-абый, - нужно, чтобы их желание обратиться в веру Аллаха было искренним. Некоторые односельчане увидели сон, приходят ко мне и просят объяснить его, я как могу, объясняю, а когда их пожелания с благословения Аллаха сбываются, они начинают ходить в мечеть. Также родители приводят маленьких детей, которые готовятся пойти в первый класс. Дети просят прочитать молитвы для хорошей учебы, а потом приходят, говорят: «Спасибо, мулла-бабай, слава Аллаху, мы учимся на отлично». Глядя на них, в мечеть идут и другие. Со временем, суеверия отступают, и в сердцах людей поселяется вера.
Мечеть села Булькайпаново Татышлинского района Башкортостана |
Рафис-абый 30 лет проработал учителем физкультуры в сельской школе. Потом ему приснился сон, где его родители благословили на служение Аллаху. Тем более что отец Рафиса Тимершина также был имамом и в советское время тайно проводил для односельчан религиозные обряды. Рафис-абый отправился учиться в медресе в Уфе, сдал экзамены, а когда в Булькайпанове построили мечеть, жители выбрали его имамом. В районе он пользуется огромным авторитетом, поэтому не проходит и недели, чтобы Рафис-хазрата не пригласили в другие села.
- В нашем район имеется около 20 мечетей, но число деревень намного больше, - говорит мулла. - Туда, где нет мечетей и имамов, я езжу проводить религиозные праздники и обряды: никях, имянаречение, курбан, похороны, 7 и 40 дней.
Имам радуется успехам своих земляков. Татышлинский район – родина двух муфтиев - муфтия Пермского края Мухаммедгали Хузин и муфтия-полпреда ДУМ АЧР в УрФО Даниса Давлетова. Первый, когда бывает в родных краях всегда заходит к Рафис-абыю, чтобы совершить совместный намаз, а второй – был учеником Рафис-абыя в сельской школе Булькайпаново. За действиями земляков Рафис Тимершин следит по газетам. Он искренне рад, что сейчас можно приобрести любые религиозные издания.
Мечеть села Булькайпаново Татышлинского района Башкортостана |
- В Верхних Татышлах есть специальный магазин, где можно приобрести четки, религиозные книги, брошюры, газеты, - рассказывает Тимершин. - Когда я их покупаю, никто меня не спрашивает: «С какой целью?», как это сделали бы в советское время. Раньше был запрещен азан. Теперь же, когда я его произношу, хоть и не все люди идут в мечеть, но я вижу, что односельчане, идущие по улице, вслушиваются в арабские слова и улыбаются, коранические строки услаждают их сердце.
Рафис-абый радуется, что в мечеть с каждым годом приходит все больше верующих, особенно молодых. С каждым годом люди в деревне становятся все более религиозными, по пятницам в мечети довольно много народа. Верующие приходят к нему и просто за советом. Он, как и многие другие имамы Башкортостана, надеется, что все мусульмане республики со временем вернуться к религии предков, бросят пить и курить, что ислам в Башкирии станет неотъемлемой частью жизни людей, как это было еще всего лишь сто лет назад.
Камиль ШИХОВ
Фото автора
На фото:
Имам-хатыб мечети в селе Старые Казанчи Аскинского района Башкортостана Габдрахим-хазрат Сафин
Мечеть в селе Старые Казанчи Аскинского района Башкортостана
Старинные книги в библиотеку мечети Габдрахим-хазрату Сафину принесли жители деревни
Имам-хатыб мечети села Булькайпаново Татышлинского района Башкортостана Рафис-хазрат Тимершин
Мечеть села Булькайпаново Татышлинского района Башкортостана
Рафис-хазрат Тимершин обращается ко всевышнему с молитвой за себя и за своих односельчан
19.03.2008
Ссылки по теме:
28-02-08 В Башкортостане готовятся мероприятия, по случаю 175-летия Зайнуллы Расулева
03-03-08 На Урале откроются генконсульства Таджикистана и Азербайджана
15-02-08 Имамы Большого Урала провели меджлисы по популяризации ислама
05-02-08 В апреле мусульмане Каменск-Уральского начнут возводить свою мечеть
Арабская вязь и татарский орнамент в сердце Урала
Зифа-Алуа АУЭЗОВА: Это был гениальный прорыв. К юбилею Второго Общеказахского съезда в Оренбурге