RSS | PDA | Архив   Четверг 28 Март 2024 | 1433 х.
 

26-07-07 Мусульманской молодежи дан зеленый свет

27.07.2007 18:20

Репортаж с Фестиваля мусульманской молодежи Поволжья 15-21 июля 2007 г.

Чем дышит мусульманская молодежь Поволжья, какие перспективы перед собой видит и как она повлияет на будущее Ислама в России мы получили возможность узнать 15-21 июля 2007 года, когда на борту теплохода «Борис Полевой» состоялся первый в истории Фестиваль мусульманской молодежи Поволжья. Инициатором мероприятия в рамках Года молодежи, как ни странно, выступил аппарат Полпредства Президента в ПФО, впрочем, не странно, ведь уже с учреждением Фонда поддержки исламской культуры и образования государство дало понять, что озабочено развитием мусульманского сообщества России.

Эффективность работы молодежного форума, актуальность мероприятия  оценили все его участники. Итогом работы фестиваля стала резолюция, основным постулатом которой является утверждение о необходимости проводить подобные мероприятия ежегодно и готовность мусульманской молодежи идти навстречу государству в его позитивных начинаниях. Молодежь решила учредить Координационный совет для того, чтобы на постоянной основе обмениваться опытом, совместно решать возникающие трудности, проводить мероприятия.

Государство уже пошло навстречу инициативам молодежи. В частности, на итоговом заседании заместитель министра по делам молодежи, спорту и туризму Татарстана Андрей Кондратьев, ознакомившись с текстом резолюции, заявил, что Татарстан хотел бы видеть представителей мусульманской молодежи и в Общественной молодежной палате республики, которая начнет работу с осени текущего года.

Начиная с истоков

Введением в проблематику мусульманской молодежи Поволжья можно назвать посещение в первый же день поездки Булгара – древней столицы государства Волжская Булгария, которое, как известно, в 922 году официально приняло Ислам. Затем последовала лекция ректора Российского Исламского университета Рафика Мухаметшина «История и современное состояние Ислама в России».

Описав по хронологии особенности распространения Ислама от Волжской Булгарии до СССР, историк, доктор политических наук Мухаметшин выделил характерные черты развития Ислама на каждом из этих этапов. К примеру, после падения Казанского ханства Ислам был подвержен репрессиям, так что ни о какой общественной или политической активности речь не шла. Тогда наши предки, по словам ученого, избрали самый правильный выход из сложившейся ситуации – весь потенциал нации они направили на узкое развитие в русле богословия и создание законсервированного общества, что и позволило сохранить традиционные устои и духовное наследие мусульман. К концу 19 века, когда человечество вступало в новую эру своего развития лучшие умы, напротив, лучшие умы поняли, что дальнейшее развития в резервации есть путь в никуда, так появился джадидизм.

Экскурс в историю сразу задал тон последующим обсуждениям, были затронуты, в частности, и вопросы соотношения религиозного и этнического, и извечный вопрос о том, что из этих двух первично, и проблематика возрождения ханафитского мазхаба.

Забегая вперед отметим, что «брейн-ринг» на знание истории Ислама в России, который прошел двумя днями позже, показал, сколь мало сведуща мусульманская молодежь в этой тематике. К примеру, участники интеллектуальной викторины затруднились с ответами на вопросы когда и где было основано Оренбургское магометанское духовное собрание и кто был первым муфтием. Они ничего не знают о наследии ни Курсави, ни Марджани, ни Фахруддина, ни Бигиева.

Но вернемся к истории. В эффективном развитии исламской цивилизации и достижении ей невероятных высот в средневековье, по мнению Рафика Мухаметшина, решающую роль сыграл фактор того, что Ислам впитывал, а не уничтожал достижения культур и цивилизаций тех территорий, на которые распространялся. Так, к примеру, случилось с богатейшей культурой Средней Азии и персидской цивилизации, за счет которых обогатилась средневековая исламская цивилизация. Это характеризует Ислам как открытую, толерантную и демократичную религию.

Достойно внимания и утверждение ректора РИУ о том, что единство и неделимость Ислама обеспечила система мазхабов, каждый из которых приспособлен для той или иной территории. Именно благодаря такому демократическому подходу Ислам сохранил единство в рамках четырех основных мазхабов, а не разделился на враждующие между собой конфессии, считает Р.Мухаметшин.

Обсуждение в рамках круглого стола проблем и перспектив системы мусульманского образования в ПФО также началось с экскурса в историю мусульманской интеллектуальной мысли в нашей стране. По мнению Р.Мухаметшина, мусульманское образование в России сейчас «никакое», но ничьей вины в этом нет, «это болезнь роста».

Не так страшна, как ее малюют

Круглый стол «Место Ислама в глобализационных процессах» вызвал очень оживленную дискуссию. Вопрос был поставлен следующим образом: нужно ли мусульманским обществам противостоять глобализации и если да, то каким образом. Как выяснилось, молодежь видит в глобализационных процессах больше экономической подоплеки, нежели политической. В контексте размывания культурных границ между народами и государствами был затронут вопрос и мусульманских иммигрантов в странах западной Европы, которые не нашли подходящей модели интеграции в общества, в которых они живут с сохранением своей этнической и религиозной идентичности.

Ключ к пониманию проблемы – «Как относится к глобализации?» был рассмотрен в контексте противостояния религии и политики: религия сама по себе является законченной совершенной системой и в развитии, доработке или реформе не нуждается, это консервативная система, в то время как государству, как политическому институту, покой, напротив, противопоказан, так как ведет к деградации. Однако в Исламе религиозное и светское неделимо, отсюда и возникает проблема - как исламскому государству развиваться в ногу с остальным миром, не теряя религиозного лица. В этой связи Рафик Мухаметшин обозначил несколько моделей современных исламских государств – светскую Турцию, Иран с институтом аятолл и монархию по типу Саудовской Аравии.

В целом участники фестиваля были далеки от мнения, что глобализация – это неминуемое зло, напротив, глобализацию можно и нужно использовать в своих целях, считает мусульманская молодежь.

СМИ есть, журналистов нет?

Одним из самых интересных мероприятий в ходе Фестиваля мусульманской культуры стал круглый стол «Роль, проблемы и перспективы развития мусульманских средств массовой информации в России». В первой части участники мероприятия презентовали мусульманские СМИ регионов, которые они представляют. Таким вот элементарным способом насчитали несколько десятков газет, журналов, теле и радиопередач, Интернет-порталов только в одном Поволжье. Многие из печатных изданий, такие как «Мугалим сани» в Йошкар-Оле, «Формат мысли» в Казани и другие, при этом, выпускаются исключительно на энтузиазме редколлегии.

Как оказалось, делегатов особенно волнуют проблемы исламофобии в средствах массовой информации и отсутствие положительной информации об исламе и мусульманах. Многие из участников солидарны с тем, что мусульманам стоило бы создать некое общее СМИ, которое освещало бы события происходящие во всем мире, но при этом давало оценку этих событий с мусульманской точки зрения. Такой подход, безусловно, был бы выигрышным, но неразрешимой проблемой встает вопрос о финансировании СМИ. Участники круглого стола, к примеру, сетовали на то, что меценаты, как правило, готовы выделять деньги на строительство мечетей, на помощь нуждающимся, но на отрез оказываются оплачивать работу газеты или Интернет-сайта, так как не видят в этом общественной значимости.

Участники круглого стола заострили внимание на том, какими качествами должен обладать мусульманский журналист. Сошлись на том, что кроме исламских нравственных ценностей ему должна быть присуща высокая идейность и профессионализм. Как раз с последним компонентом у нынешних мусульманских журналистов возникают трудности. Многие даже уверены в том, что сегодня в России среди мусульман вообще нет профессионалов в журналистике.

В этой связи рассматривался вопрос о специальной подготовке мусульманских журналистов в исламских вузах страны. В ответ на это ректор РИУ Р.Мухаметшин заявил, что проще заключить договор с уже действующим факультетом журналистики в светском вузе и готовить журналистов для мусульманских СМИ на этой базе, а религиозную составляющую учебного курса при этом будут читать приглашенные преподаватели из мусульманских учебных заведений.

Обсуждалась и идея кодекса чести мусульманского журналиста, каким он мог бы быть и в случае принятия, как можно было бы контролировать его соблюдение.

Сегодня сложилась ситуация, когда и само государство заинтересовано в поддержке качественных мусульманских СМИ и есть все возможности финансировать такие СМИ через внебюджетные фонды. Для этого необходимо четко представлять, какого рода издание мусульмане хотели бы видеть, где могла бы расположиться его редакция и в какой форме издание могло бы распространяться. Выигрышной участники круглого стола нашли модель федеральной мусульманской газеты с региональными вкладышами, посвященными жизни мусульман в каждом отдельном регионе.

На суше заряжались позитивом

Немалую часть времени участников фестиваля занимала культурная программа. За пять дней делегаты побывали в Булгаре, Самаре. Ульяновске, Елабуге и Чистополе. В каждом из них молодежи посчастливилось посетить мечеть, встретится с руководителями местных татарских общин, имами мечетей. Очень порадовали города, которые традиционно не считаются мусульманскими столицами России – Самара, Елабуга, Ульяновск, Чистополь. В Самаре к примеру работает прекрасная мечеть, вмещающая до 5000 молящихся, рядом построение здание для медресе. В Ульяновске мечетей несколько в разных районах города и также не бедствует.

Поразила своей красотой, интерьером в татарском национальном стиле соборная мечеть Елабуги – города, отмечающего через несколько недель 1000-летний юбилей. Минарет этой мечети, кстати, самый высокий в Европе, не только за счет собственной высоты, но и за счет того, что находится достаточно высоко над уровнем моря. Последние приготовления к празднованию 150-летнего юбилея исторической мечети Чистополя проходили в ней, когда мечеть посетили делегаты ДТМ и ФММ. Как рассказал имам мечети, это вторая мечеть в Татарстане после мечети Марджани, которая не прекращала работы даже в советские годы. Мечеть «Иман», возведенная в Чистополе в 2000-ые, также поражает внутренним убранством и архитектурным стилем.

Но более всего порадовал позитивный, жизнеутверждающий настрой имамов, их способность работать и договариваться и с местными властями, и с населением, и с меценатами.

Трудности перевода

Возможность поделиться опытом работы с молодежью в регионах участники фестиваля получили в ходе круглого стола «Роль, трудности, перспективы молодежных организаций в деле возрождения Ислама». Как выяснилось, формы работы, опробованные еще в начале 1990-ых, такие как проведение ифтаров, организация детских и юношеских лагерей, встреч, лекций, все еще не потеряли своей привлекательности и актуальности. Вместе с тем, активность мусульманской молодежи стала выражаться и в информационной деятельности – в издании газет, администрировании сайтов, и в спортивной деятельности – создании футбольных и других команд, организации соревнований.

Принципиально важный вопрос об этнической составляющей исламского призыва вызвал массу противоречивых мнений. С одной стороны, представители мусульманских молодежных организаций констатировали, что приобщение широких слоев молодежи к культуре ислама гораздо проще и удобнее делать под «вывеской» национальной организации. По мнению других, этнические рамки исключают возможность работать с русскоязычной молодежью или с представителями не-титульных мусульманских этносов.

Не секрет, что особенно остро проблема языка стоит в контексте проведения пятничной хутбы в мечетях и это принципиальный момент, тогда как культурные вечера, лекции можно свободно проводить на том языке, на котором пожелают организаторы. Известно, что до революции и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других городах страны,  в мечетях пятничные проповеди читались на татарском языке, так как татарами были имамы, строились и содержались эти мечети на деньги татарских купцов. В то время такое положение вещей никого не возмущало. То ли дело наши дни, когда стало модным говорить о том, что ничему национальному нет места в мечети, потому что и само мусульманское сообщество сейчас очень разношерстно и интернационально.

В качестве контраргументов такому подходу говорилось, что татарский язык – это история и многовековая традиция российского ислама. Наличие исторического и этнического самосознания у молодого мусульманина мотивирует его к сохранению и развитию того наследия, которое ему оставили предки, приобщает его к богатейшей культуре Ислама, развивавшегося на российской почве. Мусульманин, лишенный чувства национального не ощущает чувства ответственности перед предками за тот Ислам, который передавался ими из поколение в поколение, как результат, такой мусульманин легко приобщается к другим мазхабам, нетрадиционным течениям в Исламе.

Несмотря на остроту дискуссии, все участники были солидарны в том, что любые трения можно уладить, если хутбу в мечети произносить и на национальном, и на русском языке, учитывая интересы всех пришедших на пятничный намаз.

Налаживая мосты

Интересы различных групп пришлось улаживать и на борту «Бориса Полевого», ведь фестиваль проходил параллельно с Днями татарской молодежи – мероприятием, имеющим свои традиции, особые цели и задачи, и которое проводилось уже в 17-ый раз. И впервые татарская молодежь из 44 регионов РФ имела в качестве соседей мусульманскую молодежь. Что скрывать, непонимание, отчуждение между двумя этими группами в первые дни чувствовалось. «Светская» молодежь старалась не замечать, что рядом с ней работает и соблюдающая молодежь и игнорировала ее интересы. Мусульмане также не были в восторге от ночных дискотек и иных развлечений «светских». Но прошла пара-тройка дней, молодежь познакомилась и деление на «светский»- «религиозный» стало неестественным и никому не интересным, компромиссы были найдены. Этому во многом способствовало проведение совместных мероприятий. Обе стороны активно участвовали в выпуске ежедневной стенгазеты, в работе бортового радио, посещали круглые столы и лекции друг друга.

Любопытно, что в резолюции участники Фестиваля мусульманской молодежи подчеркивают, что хотели бы видеть продолжение фестиваля и на будущий год вместе с Днями татарской молодежи, так как цель обоих, по большому счету одна – приобщение молодежи к духовным истокам. Да и такой опыт общения, налаживания диалога в современных условиях для любого молодого человека бесценен.

Диляра Рахимова

Вы можете поместить ссылку на этот материал в свой блог, скопировав код ниже:

Для блога/форума/сайта:

< Код для вставки

Просмотр


Прямая ссылка на материал:
<a href="http://www.islamrf.ru/news/russia/rusnews/690/">ISLAMRF.RU: 26-07-07 Мусульманской молодежи дан зеленый свет</a>